Автопром требует ИТ
Основные тенденции на мировом рынке автоиндустрии определяются все тем же ужесточением конкуренции, которая вынуждает предприятия других секторов постоянно искать и применять новые методы стимулирования потребительского спроса. Использование высоких технологий в подобных условиях становится критически важным фактором, обеспечивающим долгосрочную поддержку инновационного развития продукции и технологических процессов.Неустойчивость экономической ситуации для автопрома, во-первых, связана с процессами слияния автомобилестроительных компаний и, следовательно, необходимостью выживать на рынке в буквальном смысле этого слова.
Во-вторых, цены на конечную продукцию автомобильной промышленности падают быстрее, чем сокращаются издержки, такова общемировая тенденция.
В подобных условиях увеличить объем продаж достаточно непросто, и одними только краткосрочными стимулами как, например, скидки или беспроцентное кредитование здесь не обойтись.
Для сохранения своих позиций и получения конкурентных преимуществ участники автомобильного рынка обращаются к современным информационным технологиям без них сейчас невозможно управлять крупным предприятием в любой отрасли.
Компаниям во многом благодаря ИТ удается достигнуть сочетания низкой цены и высокого качества технических характеристик и потребительских свойств.
«Если обратить свои взоры на Запад, то жесткая конкуренция заставляет там автопроизводителей широко использовать возможности интернет-технологий для снижения собственных издержек, отмечает директор по развитию бизнеса РБК СОФТ Тимур Аитов, например, через крупнейшую в отрасли В2В-площадку General Motors Corporation «GM SupplayPower» проходит почти половина сделок по поставке комплектующих. Средства этой площадки позволяют поставщикам и потребителям обмениваться документами, работать с бизнес-приложениями в режиме реального времени, в группах и т.п.».
ИТ для автостроителей
На автомобильном рынке опережающими темпами растет актуальность решений по автоматизации учета комплектующих и сбыта, а также бизнес-приложений по управлению закупками и производством.
Александр Емельяненко: На рынке уже есть системы, которые обладают функциональностью, способной вывести предприятия автопрома на новый уровень
Александр Емельяненко: В советские времена предприятия автопрома у нас, как и во всем мире, были лидерами в области автоматизации. Это относится как к гигантам отрасли, так и к заводам, которые производят двигатели и комплектующие. Именно автопром был лидером в разработке и внедрении Автоматизированных систем управления производством (АСУП), Систем автоматизированного проектирования (САПР), Автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Однако с тех времен бизнес-процессы на предприятиях изменились (к примеру, контроль поставок и взаимоотношения с поставщиками), и системы, внедренные еще в советское время, не соответствуют современным требованиям, да и многое, что было наработано, утеряно за последние годы. Позиции монополиста были утеряны в жесткой конкуренции с западными производителями. Прибыль падает, бюджеты сокращаются, очевидный выход современные средства автоматизации, которые позволят снизить издержки за счет управления себестоимостью по местам возникновения затрат и оптимизировать оборотные средства. Но желаемый эффект от проектов автоматизации предприятий автомобильной промышленности может быть достигнут только в том случае, если в первую очередь будут оптимизированы устаревшие бизнес-процессы. А системы автоматизации лишь инструмент для их реализации. Кроме того, немаловажным, на мой взгляд, фактором является применение на российских предприятиях автопрома лучшего мирового опыта, накопленного автопромышленными фирмами других стран, давно и успешно использующими автоматизированные системы. Это относится в первую очередь к лидерам ERP-систем SAP, Oracle, Baan. Интегрированность и процессная ориентированность этих систем являются важнейшим преимуществом для автомобильных заводов, где производство ориентировано на процессы, а не на функции. В последнее время производители этих систем сосредоточили свои усилия на разработке решений для средних предприятий. Таким образом, на рынке уже есть системы, которые доступны организациям автопрома по цене и обладают функциональностью, способной вывести предприятия на новый уровень. Конечно же, те референтные модели, которые заложены в этих западных системах, надо адаптировать к нашим реалиям. И последнее, что, на мой взгляд, очень важно для предприятий автопрома. Это автоматизация всего жизненного цикла изделия от его проектирования через производство и гарантийное обслуживание до утилизации. CNews.ru: Спасибо. |
Такие инструменты открывают хорошие возможности для прогнозирования продаж и контроля над финансовыми потоками.
Автопром, как и любой другой клиентоориентированный сегмент, стремится, используя современные ИТ, повысить эффективность и прозрачность бизнес-процессов. В то же время бюджеты предприятий автопрома постоянно сокращаются, как, впрочем, и ресурсы.
Поэтому компании особенно заинтересованы в снижении издержек: оперирующему в этом сегменте поставщику, сборщику или дилеру необходимо обеспечить оптимальное равновесие между удовлетворением запросов клиентов и минимизацией своих расходов.
«Важным и перспективным на сборочных заводах представляется также использование беспроводных локальных сетей стандарта 802.11b для обеспечения оперативного доступа рабочим к проектно-технологической документации и базам данных, считает Тимур Аитов. Подобный сервис позволит быстро найти необходимый чертеж узла или детали, получить сведения о наличии комплектующих на складах и т.п.»
Использование ИТ позволяет обеспечить поддержку изменений, происходящих в рамках функционирования автомобильных предприятий, обновление продуктового ряда и совершенствование технологических процессов.
Внедряемые системы автоматизации позволяют повысить доступность данных, что особенно актуально для географически распределенных сторон. Продуктивность бизнес-операций при этом ощутимо увеличивается.
Комплексные решения вместо «зоопарка» ПО
Адекватное ИТ-решение также позволяет решать вопрос согласования целей различных направлений бизнесов в рамках общей корпоративной стратегии. Здесь в качестве основных достижений автоматизации называют следующие:
- улучшение коммуникаций с конечными потребителями;
- повышение эффективности обслуживания;
- адекватность оценки потребностей клиентов;
- повышение точности соотнесения запасов продукции с потребностями рынка;
- увеличение коэффициента использования активов;
- уменьшение расходов;
- повышение качества процессов разработки продукции.
Денис Иванов: Компании-автодилеры стали активно присматриваться к рынку ERP-систем
CNews.ru: Как вы оцениваете уровень автоматизации российского автопрома в настоящий момент? Сnews.ru: Какого рода ИТ-решения сейчас наиболее актуальны для этого сектора? Денис Иванов: Наиболее актуальными сейчас являются ИТ-решения, которые не просто автоматизируют учетные задачи компаний, но способны заложить основу для развития автомобильных компаний на ближайшие 5-8 лет. Сейчас автомобильным компаниям есть смысл обратить внимание на готовые комплексные решения, имеющие уже реализованную на практике автомобильную специфику, которые позволяют начать получать реальные результаты уже спустя 1-2 месяца после развертывания системы. Идеально, если такое решение создано на базе западного программного продукта, в западной же компании, но на российской почве.
Сnews.ru: Какие факторы, на ваш взгляд, будут определять развитие этого сегмента отечественного ИТ-рынка? |
Такие высокие цели требуют решений, основанных на надлежащей архитектуре, которая обеспечила бы радикальное повышение уровней внутренней интеграции и кооперации с внешними контрагентами.
По оценкам различных игроков рынка, автопромом в настоящее время наиболее востребованы программные продукты, где используется интегрированный набор приложений и единый массив основополагающей информации.
Ресурсоемкие и продолжительные проекты по интеграции разнородного («зоопарка») ПО существенно затрудняют основную деятельность предприятий.
Комплексные решения, напротив, позволяют эффективно решать проблемы бизнеса и фокусироваться на профильных направлениях деятельности.
В качестве результата применения упомянутых продуктов следует отметить тот факт, что клиенты получают возможность сконцентрироваться на анализе и совместном использовании данных.
Комплексная интегрированная система также обеспечивает управление всеми ключевыми бизнес-процессами, от конфигурирования заказываемого автомобиля и управления поставками запчастей до сервисно-технического обслуживания.
ИТ-решения для автомобильной промышленности призваны обеспечить:
- сокращение времени вывода продукции на рынок;
- повышение прозрачности процессов создания и сбыта продукции;
- повышение прозрачности расходов;
- увеличение объемов производства готовой продукции;
- снижение объемов запасов;
- сокращение расходов;
- выполнение требований по поставке в точно заданные сроки.
Сегодня тесное взаимодействие поставщиков-автомобилестроителей, дилеров и покупателей становится важным фактором в конкурентной борьбе.
На фоне возрастающих объемов и разнообразия товаров повышенные требования предъявляются к скорости, точности, экономической эффективности и гибкости распределительной сети в целом.
В то же время российский рынок решений для автопрома пока сложно назвать сформированным.
Отечественные предприятия либо по-прежнему «живут» в условиях «зоопарка» решений (их доля составляет около 70% по данным исследования Межвузовского центра информационного менеджмента), либо выбирают из довольно скудного набора адаптированных «под» их потребности продуктов.
Однако в соответствии с мировым трендом, эксперты прогнозируют скорое заполнение этой ниши и ожидают в ближайшие годы увеличения числа проектов по автоматизации российских автомобильных предприятий.
Мария Попова / CNews.ru