Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Автопром требует ИТ

Основные тенденции на мировом рынке автоиндустрии определяются все тем же ужесточением конкуренции, которая вынуждает предприятия других секторов постоянно искать и применять новые методы стимулирования потребительского спроса. Использование высоких технологий в подобных условиях становится критически важным фактором, обеспечивающим долгосрочную поддержку инновационного развития продукции и технологических процессов.

Неустойчивость экономической ситуации для автопрома, во-первых, связана с процессами слияния автомобилестроительных компаний и, следовательно, необходимостью выживать на рынке в буквальном смысле этого слова.

Во-вторых, цены на конечную продукцию автомобильной промышленности падают быстрее, чем сокращаются издержки, — такова общемировая тенденция.

В подобных условиях увеличить объем продаж достаточно непросто, и одними только краткосрочными стимулами — как, например, скидки или беспроцентное кредитование — здесь не обойтись.

Для сохранения своих позиций и получения конкурентных преимуществ участники автомобильного рынка обращаются к современным информационным технологиям — без них сейчас невозможно управлять крупным предприятием в любой отрасли.

Компаниям во многом благодаря ИТ удается достигнуть сочетания низкой цены и высокого качества технических характеристик и потребительских свойств.

«Если обратить свои взоры на Запад, то жесткая конкуренция заставляет там автопроизводителей широко использовать возможности интернет-технологий для снижения собственных издержек, — отмечает директор по развитию бизнеса РБК СОФТ Тимур Аитов, — например, через крупнейшую в отрасли В2В-площадку General Motors Corporation «GM SupplayPower» проходит почти половина сделок по поставке комплектующих. Средства этой площадки позволяют поставщикам и потребителям обмениваться документами, работать с бизнес-приложениями в режиме реального времени, в группах и т.п.».

ИТ для автостроителей

На автомобильном рынке опережающими темпами растет актуальность решений по автоматизации учета комплектующих и сбыта, а также бизнес-приложений по управлению закупками и производством.

Александр Емельяненко: На рынке уже есть системы, которые обладают функциональностью, способной вывести предприятия автопрома на новый уровень

Александр Емельяненко 
Об задачах автоматизации, стоящих перед предприятиями автопрома, CNews.ru рассказал Александр Емельяненко, руководитель отдела внедрения SAP компании ”АйТи”.

Александр Емельяненко: В советские времена предприятия автопрома у нас, как и во всем мире, были лидерами в области автоматизации. Это относится как к гигантам отрасли, так и к заводам, которые производят двигатели и комплектующие. Именно автопром был лидером в разработке и внедрении Автоматизированных систем управления производством (АСУП), Систем автоматизированного проектирования (САПР), Автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП).

Однако с тех времен бизнес-процессы на предприятиях изменились (к примеру, контроль поставок и взаимоотношения с поставщиками), и системы, внедренные еще в советское время, не соответствуют современным требованиям, да и многое, что было наработано, утеряно за последние годы.

Позиции монополиста были утеряны в жесткой конкуренции с западными производителями. Прибыль падает, бюджеты сокращаются, очевидный выход — современные средства автоматизации, которые позволят снизить издержки за счет управления себестоимостью по местам возникновения затрат и оптимизировать оборотные средства. Но желаемый эффект от проектов автоматизации предприятий автомобильной промышленности может быть достигнут только в том случае, если в первую очередь будут оптимизированы устаревшие бизнес-процессы. А системы автоматизации — лишь инструмент для их реализации.

Кроме того, немаловажным, на мой взгляд, фактором является применение на российских предприятиях автопрома лучшего мирового опыта, накопленного автопромышленными фирмами других стран, давно и успешно использующими автоматизированные системы. Это относится в первую очередь к лидерам ERP-систем SAP, Oracle, Baan. Интегрированность и процессная ориентированность этих систем являются важнейшим преимуществом для автомобильных заводов, где производство ориентировано на процессы, а не на функции. В последнее время производители этих систем сосредоточили свои усилия на разработке решений для средних предприятий. Таким образом, на рынке уже есть системы, которые доступны организациям автопрома по цене и обладают функциональностью, способной вывести предприятия на новый уровень. Конечно же, те референтные модели, которые заложены в этих западных системах, надо адаптировать к нашим реалиям.

И последнее, что, на мой взгляд, очень важно для предприятий автопрома. Это автоматизация всего жизненного цикла изделия — от его проектирования через производство и гарантийное обслуживание до утилизации.

CNews.ru: Спасибо.

Такие инструменты открывают хорошие возможности для прогнозирования продаж и контроля над финансовыми потоками.

Автопром, как и любой другой клиентоориентированный сегмент, стремится, используя современные ИТ, повысить эффективность и прозрачность бизнес-процессов. В то же время бюджеты предприятий автопрома постоянно сокращаются, как, впрочем, и ресурсы.

Поэтому компании особенно заинтересованы в снижении издержек: оперирующему в этом сегменте — поставщику, сборщику или дилеру — необходимо обеспечить оптимальное равновесие между удовлетворением запросов клиентов и минимизацией своих расходов.

«Важным и перспективным на сборочных заводах представляется также использование беспроводных локальных сетей стандарта 802.11b для обеспечения оперативного доступа рабочим к проектно-технологической документации и базам данных, — считает Тимур Аитов. — Подобный сервис позволит быстро найти необходимый чертеж узла или детали, получить сведения о наличии комплектующих на складах и т.п.»

Использование ИТ позволяет обеспечить поддержку изменений, происходящих в рамках функционирования автомобильных предприятий, — обновление продуктового ряда и совершенствование технологических процессов.

Внедряемые системы автоматизации позволяют повысить доступность данных, что особенно актуально для географически распределенных сторон. Продуктивность бизнес-операций при этом ощутимо увеличивается.

Комплексные решения вместо «зоопарка» ПО

Адекватное ИТ-решение также позволяет решать вопрос согласования целей различных направлений бизнесов в рамках общей корпоративной стратегии. Здесь в качестве основных достижений автоматизации называют следующие:

  • улучшение коммуникаций с конечными потребителями;
  • повышение эффективности обслуживания;
  • адекватность оценки потребностей клиентов;
  • повышение точности соотнесения запасов продукции с потребностями рынка;
  • увеличение коэффициента использования активов;
  • уменьшение расходов;
  • повышение качества процессов разработки продукции.

Денис Иванов: Компании-автодилеры стали активно присматриваться к рынку ERP-систем

 Денис Иванов
Возможности автоматизации компаний, занимающихся автобизнесом, для CNews.ru комментирует Денис Иванов, менеджер по работе с клиентами компании Columbus IT Partner Russia.

CNews.ru: Как вы оцениваете уровень автоматизации российского автопрома в настоящий момент?
Денис Иванов
: В большинстве случаев в компаниях уже решены базовые учетные задачи, связанные с продажей машин, учетом заказ-нарядов на СТОА, расчетами с клиентами и т.д. Как правило, речь идет либо о собственных разработках, либо о различных разновидностях конфигураций тиражных учетных систем. Для многих небольших дилеров такой учетной автоматизации вполне достаточно.
Однако, по мере развития, автомобильные компании проходят путь от осознания, что «планировать на бумажке загрузку СТОА уже не модно», до насущной потребности в комплексной системе автоматизации всех направлений деятельности.
Рост конкуренции, особенно, в среднем ценовом сегменте, на фоне роста продаж новых машин привел к тому, что практически все ведущие компании-автодилеры открывают все новые и новые салоны и сервисные центры. Соответственно, в 2003-2004 гг. резко возросла потребность в комплексных системах автоматизации, и компании-автодилеры стали активно присматриваться к рынку ERP-систем.
Однако, как любая универсальная система, ERP не содержит функциональности, отражающей специфику автобизнеса. Второй момент заключается в том, чтобы не просто реализовать специфические функции, но и тесно связать эту функциональность с финансовым учетом.
На сегодняшний день на рынке тиражных ERP-систем не так много решений, которые могут похвастаться хорошей реализацией как специфических требований автомобильных компаний, так и финансового и логистического контуров. В качестве приятного исключения могу назвать специализированное решение для автодилеров, предлагаемое компанией Columbus IT Partner Russia, которое в течение уже двух лет эксплуатируется одной из крупнейших автомобильных компаний России.

Сnews.ru: Какого рода ИТ-решения сейчас наиболее актуальны для этого сектора? Денис Иванов: Наиболее актуальными сейчас являются ИТ-решения, которые не просто автоматизируют учетные задачи компаний, но способны заложить основу для развития автомобильных компаний на ближайшие 5-8 лет. Сейчас автомобильным компаниям есть смысл обратить внимание на готовые комплексные решения, имеющие уже реализованную на практике автомобильную специфику, которые позволяют начать получать реальные результаты уже спустя 1-2 месяца после развертывания системы. Идеально, если такое решение создано на базе западного программного продукта, в западной же компании, но на российской почве.

Сnews.ru: Какие факторы, на ваш взгляд, будут определять развитие этого сегмента отечественного ИТ-рынка?
Денис Иванов
: Самый важный фактор — это повышение осознания со стороны компаний-заказчиков своей насущной потребности в такого рода комплексных решениях. Наши компании не привыкли серьезно инвестировать в развитие ИТ и внедрение систем, в то время как на Западе принято ежегодно тратить не менее 2-3% своего годового оборота на внедрение и развитие ИТ-решений. Постепенно эта тенденция будет распространяться и в России, а значит, все больше компаний будут уходить от собственных разработок к тиражным системам.

CNews.ru: Спасибо.

Такие высокие цели требуют решений, основанных на надлежащей архитектуре, которая обеспечила бы радикальное повышение уровней внутренней интеграции и кооперации с внешними контрагентами.

По оценкам различных игроков рынка, автопромом в настоящее время наиболее востребованы программные продукты, где используется интегрированный набор приложений и единый массив основополагающей информации.

Ресурсоемкие и продолжительные проекты по интеграции разнородного («зоопарка») ПО существенно затрудняют основную деятельность предприятий.

Комплексные решения, напротив, позволяют эффективно решать проблемы бизнеса и фокусироваться на профильных направлениях деятельности.

В качестве результата применения упомянутых продуктов следует отметить тот факт, что клиенты получают возможность сконцентрироваться на анализе и совместном использовании данных.

Комплексная интегрированная система также обеспечивает управление всеми ключевыми бизнес-процессами, от конфигурирования заказываемого автомобиля и управления поставками запчастей до сервисно-технического обслуживания.

ИТ-решения для автомобильной промышленности призваны обеспечить:

  • сокращение времени вывода продукции на рынок;
  • повышение прозрачности процессов создания и сбыта продукции;
  • повышение прозрачности расходов;
  • увеличение объемов производства готовой продукции;
  • снижение объемов запасов;
  • сокращение расходов;
  • выполнение требований по поставке в точно заданные сроки.

Сегодня тесное взаимодействие поставщиков-автомобилестроителей, дилеров и покупателей становится важным фактором в конкурентной борьбе.

На фоне возрастающих объемов и разнообразия товаров повышенные требования предъявляются к скорости, точности, экономической эффективности и гибкости распределительной сети в целом.

В то же время российский рынок решений для автопрома пока сложно назвать сформированным.

Отечественные предприятия либо по-прежнему «живут» в условиях «зоопарка» решений (их доля составляет около 70% — по данным исследования Межвузовского центра информационного менеджмента), либо выбирают из довольно скудного набора адаптированных «под» их потребности продуктов.

Однако в соответствии с мировым трендом, эксперты прогнозируют скорое заполнение этой ниши — и ожидают в ближайшие годы увеличения числа проектов по автоматизации российских автомобильных предприятий.

Мария Попова / CNews.ru