Разделы

Бизнес Финансовые результаты

Embarcadero: американская компания с русским характером

Автору, пожалуй, самого быстрого и изящного IPO времен интернет-бума "нулевых", компании Embarcadero, в 2013 году исполняется 20 лет. Разработанные ею программное обеспечение и базы данных используют более 3 млн компаний, в числе которых практически весь список Forbes Global 2000 и Fortune 100. Однако Embarcadero по-прежнему называет себя "компактной компанией с годовым доходом в 100 млн долларов". О бизнесе Embarcadero в России и мире, а также планах компании на будущее рассказал Кирилл Раннев, глава представительства Embarcadero в России и странах СНГ.

CNews: Приведите примеры крупнейших поставок ваших продуктов в России.

Кирилл Раннев: Приводить конкретные примеры относительно коммерческих и государственных заказчиков, не посоветовавшись с ними и не получив согласия, было бы некорректно – по сути, это означало бы, что мы разглашаем сведения о числе (пролицензированных) разработчиков в этих компаниях и организациях, и тем самым – о масштабах внутренней разработки. Кроме того, это не отразило бы правильно нашу картину мира, ведь в ней нефтяной гигант, у которого в одной из дочерних компаний или подразделений делается проект с участием 10 разработчиков, и компания ISV из 15 человек, из которых десять – это Delphi программисты – это для нас заказчики одного размера. В целом, мы не очень-то меряем наши поставки на "крупность". Ведь они не учитывают тех клиентов, которые покупают наши продукты понемногу, но часто, в зависимости от жизненных циклов своих проектов, открытия новых разработок и т.д. И вообще "крупная поставка" на нашем рынке не всегда имеет отношение к поставщику, его продуктам и технологиям. Очень часто это отражение процессов бюджетирования, согласования, проведения закупок у наших клиентов. Нередко процесс закупки на 50-100 тысяч долларов растягивается на полтора-два года. И вот поставка свершилась. В то же время другой бизнес, молодой и динамичный, за это время порциями по 5-10 тысяч закупил лицензий на такую же сумму.

Я выделю только один вертикальный рынок, где "размер имеет значение", а разговоры о числе лицензий не выдают великих тайн. Это – система образования. И в школах, и в ВУЗах мы присутствуем уже много лет, если не пару десятилетий.


Кирилл Раннев: Нашим флагманом на российском рынке стало средства разработки линии RAD Studio – продукты этого семейства составляют порядка 80% нашего бизнеса

Так в 2007 году мы, тогда еще будучи в Borland, участвовали в проекте для школ "Первая помощь". Наше правительство решило профинансировать закупку программного обеспечения в школы. Было проанализировано, какое программное обеспечение установлено в образовательных учреждениях и оказалось, что копии наших продуктов составляют более 150 тыс. экземпляров. Это очень много, это больше, чем мы могли себе вообразить. Соответственно, было решено лицензировать то ПО, которое уже использовалось. Ведь установленные в школах программные продукты – это не просто стоящие на компьютерах программки. Это означает, что есть учебники, есть навыки учителей, есть разработанные методики обучения школьников и так далее. Если посмотреть, скажем, раздел в книжном магазине, где продаются учебники, то вы увидите, что книг и учебников по нашим продуктам (Pascal и Delphi) достаточно много.

Что касается договора в рамках программы "Первая помощь", то по желанию государства это была сделка с временными лицензиями на три года, с 2008 по 2010 годы – по всем производителям, участвующим тогда в этой поставке.

Другой сегмент образовательного рынка это ВУЗы. За последние несколько лет мы поставили туда более 600 учебных классов с постоянными лицензиями на Delphi, С++Builder и RAD Studio. И это не считая наших коммерческих продуктов, которые используются для различных научных, исследовательских и заказных работ, а также проектов, связанных с внутривузовской автоматизацией.

CNews: То есть продукты Borland используются в обучении школьников?

Кирилл Раннев: Все таки теперь это – продукты Embarcadero… Да, используется Turbo Pascal, Delphi, и в несколько меньшей степени - C++Builder. Существует статистика, что Pascal и Delphi занимают первую строчку среди языков, используемых для обучения. Более 71% учителей указывают, что они применяют либо Pascal, либо Delphi. Второй по популярности язык – это Basic в его различных реализациях (37%). Естественно, всегда используется несколько языков, поэтому в сумме получается больше 100%. Наши продукты по-прежнему используются в качестве "оружия" на всех Олимпиадах школьников по информатике в России. Мы всегда предоставляем бесплатные лицензии для проведения таких соревнований. А какое "оружие" выбирает участник Олимпиады? Наверно то, обращению с которым он обучен.

CNews: Лицензии на ПО закончились в 2010 году. И как развивалась ситуация дальше?

Кирилл Раннев: Картина существенно изменилась. Государство больше не ведет ни централизованных закупок софта для школ, ни централизованного финансирования. Вопрос переместился на уровень региональных властей, муниципалитетов, и даже отдельных школ. В некоторых областях есть активные органы образования, которые выстроили систему консолидации закупок и покупают лицензии централизовано. Другие говорили, мол, нет, это задача не регионального образования, это задача муниципалитетов – искать свои муниципальные деньги. Далее, вопрос часто переадресуется отдельным школам. В общем, произошло несколько крупных поставок, некоторое количество средних, и огромное количество мелких (для 1-2 школ). В общем, наши партнеры без работы не остались. С другой стороны, это ведь совершенно непрофильное дело ни для школ, ни для органов образования – заниматься вопросами лицензирования и закупок ПО. Мы пытаемся упростить этот процесс, перейти от схемы с временными лицензиям на 1-3 года к постоянным, с неограниченным сроком действия. Кроме того, мы помогаем также решить проблему "зоопарка" из версий, редакций продуктов и языков, используемых в школах. За те же деньги (а образовательные лицензии в 10-12 раз дешевле коммерческих) мы предлагаем школам полный пакет версий от Turbo Pascal и Delphi 7, и до "наших дней". А уж школьный учитель сам может решать – оставаться ли ему на той версии, на которой у него наработаны методики, или переходить на что-то более современное. Их языков в такой пакет входят Pascal, Delphi, C++, PHP, HTML5. Этого достаточно и для базового обучения программированию, и для того, чтоб из школы выйти "начинающим профессионалом". Так, например, в 2010 году меня порадовало, что на выпускном вечере моего младшего сына большинство ребят вместе с аттестатами получило "корочки" с квалификацией программиста. Но сейчас парадоксальным кажется факт, что ни в этой, да и практической ни одной московской школе лицензии после завершения действия "Первой помощи" продлены не были, а использование продуктов продолжается. И мы это видим. Странно, Подмосковье, да и большинство регионов России лицензии – продлеваются, многие школы переходят на экономически более оправданные постоянные лицензии, а вот столица – необъяснимое исключение.