Разделы

Телеком Наука Бизнес Техника

Где зарыты главные деньги IP-телефонии?

На прошедшей в ноябре восьмой ежегодной конференции по IP-телефонии, организатором которой традиционно выступает компания CompTek, не раз говорилось, что передача речи посредством интернет-протокола — всего лишь одно из подмножеств IP-коммуникаций, к которым движется весь мир, и пора бы уже переходить к оказанию услуг с добавленной стоимостью. Реальность пока такова, что в России самые большие «IP-деньги» продолжают зарабатывать на продаже предоплаченных телефонных и интернет-карт. На этом фоне эйфория западных аналитиков относительно перспектив корпоративной IP-телефонии заметно угасла.

По ранее сделанным прогнозам уважаемых агентств, количество проданных IP-портов должно было превысить число портов традиционной телефонии уже в 2003 году, чего, как известно, не произошло.

Однако это вовсе не означает, что традиционная телефония берет реванш — просто мир склоняется в пользу плавного эволюционного движения к IP, выбирая конвергентные решения.

«Маркетинговое забегание» корпоративной IP-телефонии

Как свидетельствуют данные, представленные на 8-ой конференции по IP-телефонии, реальная статистика продаж систем корпоративной телефонии в 2000-2003 гг. заставила светил западной аналитической мысли скорректировать свои ранние оптимистичные прогнозы относительно «точки перелома» — года, когда продажи портов IP-телефонии превысят (с последующим преобладанием) объемы продаж традиционных TDM-портов.

Георгий Санадзе: компании, сделавшие ставку только на IP, теряют рынок
Георгий Санадзе: компании, сделавшие ставку только на IP, теряют рынок

Сегодня на рынке систем корпоративной IP-телефонии отчетливо прослеживается конкуренция между решениями на базе конвергентных систем, поддерживающих как пакетные решения, так и шину коммутации каналов, и решений на базе локальной сети (LAN), где полностью отсутствует функция коммутации каналов («чистые» IP-решения).

В то же время очевидно, что коммуникационные системы на базе традиционной (классической) телефонии в ее чистом виде (то есть без поддержки интернет-протокола) постепенно уходят с рынка, и вряд ли найдется много желающих оспаривать этот факт.

Георгий Санадзе, менеджер по проектам и предложениям компании Avaya, в своем выступлении на конференции привел статистику продаж систем корпоративной телефонии в 2000-2003 гг., из которой можно сделать два основных вывода:

  • «традиционные» и IP-порты мигрируют от «чистых платформ» в сторону конвергентных систем;
  • суммарное количество «традиционных» портов (на базе классической телефонии и с поддержкой IP) не уменьшается, как следовало ожидать, а наоборот — растет.

Отмеченные тенденции – это современные направления развития IP-сетей в мире.

Внимание! CNews.ru предлагает обзорное исследование «Российский рынок IP-телефонии».
Полный текст отчета включает данные по объемам трафика VoIP за последние 3 года в России, оценки объемов и структуры трафика для крупнейших российских операторов IP-телефонии. В отчете содержатся профили 41 оператора IP-телефонии и 5 российских компаний — производителей оборудования для VoIP. Профили операторов включают описание компаний, регионов ведения бизнеса, основные направления деятельности, тарифы для IP-соединений, используемое оборудование и контактную информацию. С перечнем графиков и диаграмм можно ознакомиться здесь.
Обозрение «Рынок IP-телефонии в России: на пути к цивилизации» размещено здесь.

Центральная и Восточная Европа:
Cтатистика продаж систем корпоративной телефонии за 2000-2003 гг.

(2003 г. — прогноз)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Tрадиционные порты на базе PBX 2397636 2025991 1785558 1530209
Традиционные порты на базе IP-Enabled PBX 20598 416018 963854 1280489
IP-порты на базе IP-Enabled PBX 358 10844 18368 72233
IP-порты на базе LAN 22167 53000 76301 187522

Статистика продаж систем корпоративной телефонии за 2000-2003 гг.

Источник: Gartner, август 2003

Аналогичные тенденции проявляются и при анализе распределения рыночных долей производителей систем корпоративной IP-телефонии. Так, с 3 квартала 2000 года (фактически тогда и начались продажи IP-решений) по 3 квартал 2003 года, по данным Георгия Санадзе со ссылкой на Synergy Research Group, произошло заметное перераспределение – с 16,2% для конвергентных систем и с 83,8% для решений LAN-телефонии, до 56,8% и 43,2%, соответственно. Это, по мнению г-на Санадзе, свидетельствует о следующем:

  • компании, сделавшие ставку только на IP, теряют рынок IP-портов;
  • IP-порты успешнее продаются поставщиками конвергентных решений.

Действительно, основные лидеры в сегменте коммуникационных систем на базе LAN-телефонии по итогам 2000 года — компании Cisco и 3Com, занимающие львиную долю рынка (45% и около 20% соответственно), через три года уступили значительную долю рынка корпоративной IP-телефонии поставщикам конвергентных решений — Avaya, Alcatel, Siemens, Nortel и другим.

Перераспределение суммарных рыночных долей производителей систем корпоративной IP-телефонии
(по количеству IP-портов)

Перераспределение суммарных рыночных долей производителей систем корпоративной IP-телефонии

Источник: Avaya, SRG, 2003

Подводя итоги своего выступления, Георгий Санадзе сделал следующие выводы:

  • Говорить о закате эры классической телефонии пока рано. Скорее, наоборот, появление IP-решений стало своего рода катализатором развития всей отрасли корпоративной телефонии.
  • На данном этапе развития рынка IP-телефония, по отношению к традиционной, является не замещающей, а дополняющей технологией.
  • Ближайшее бизнес-будущее (2004-2007 гг.), по прогнозам аналитиков, пройдет под знаком доминирования конвергентных систем.
  • В отдаленной перспективе нового передела рынка не ожидается, так как переход от конвергентных систем к решениям на базе LAN-телефонии будет происходить на базе уже установленных систем.

IP-телефония глазами иностранцев

Тед Франц (Ted Franz), директор по продажам компании iBasis в Центральной и Восточной Европе, России и СНГ, в своем выступлении отметил, что IP-телефония — это один из наиболее быстрорастущих сегментов российского телекоммуникационного рынка.

Внутрироссийский IP-трафик

Внутрироссийский IP-трафик

Источник: STC Analysis, 2003

В доказательство этого аргумента Тед Франц привел следующие цифры: по данным «Коминфо Консалтинг», на начало 2002 года российский рынок услуг IP-телефонии оценивался в $65-80 млн., IP-трафик в 2001 году составлял около 250-300 млн. минут, а к 2005 году, как ожидается, посредством IP-телефонии будет совершаться примерно 40-50% всех международных и междугородних переговоров.

Эрик Вейс: российский рынок IP-телефонии находится в выигрышном положении
Эрик Вейс: российский рынок IP-телефонии находится в выигрышном положении
Особенно стремительно, по данным г-на Франца, увеличиваются объемы внутрироссийского IP-трафика. Темпы его прироста «закрепились» на уровне около 300% в год.

Если эта тенденция сохранится, то объем местного российского трафика превысит объем международного уже в следующем, 2004 году.

По оценке Эрика Вейса (Eric Weiss), исполнительного директора компании ITXC, которая сегодня обеспечивает передачу примерно 10% всего входящего международного трафика в России, российский рынок смог вобрать в себя целый ряд самых новейших идей IP-телефонии и находится в выигрышном положении относительно рынков других стран.

Если сравнить темпы роста совокупного международного IP-трафика во всем мире с динамикой роста IP-трафика в России, нетрудно заметить, что российские показатели существенно превышают аналогичные мировые.

Совокупный международный трафик традиционной и IP-телефонии, 1997-2002 гг.

Совокупный международный трафик традиционной и IP-телефонии, 1997-2002 гг.

Источник: TeleGoegraphy, 2002

SBC — новая тема для разговоров

Если своеобразным «хитом» прошлогодней 7-ой конференции по IP-телефонии были так называемые софтсвичи, то на этот раз темой для разговоров были пограничные контроллеры сессий (Session Border Controllers, SBC), которым был посвящен отдельный круглый стол.

В течение довольно длительного времени участники этого круглого стола — Анатолий Корсаков «(Мера НН»), Игорь Масленников (CTI), Юрий Тяжлов (RATN), Николай Ильин (Real East Networks), Владимир КравченкоМостком»), Ярослав Городецкий («Эквант») и Герман Мызовский (Tario Communication JSC) — обсуждали, что такое SBC и нужны ли они вообще.

Преложенное ведущим круглого стола Константином Никашовым (компания MERA Networks) определение SBC (средство присоединения сетей IP-телефонии) неоднократно расширялось, трансформировалось и перерабатывалось участниками дискуссии.

Тема круглого стола, посвященная SBC, вызывала интерес не только у основных участников дискуссии
Тема круглого стола, посвященная SBC, вызывала интерес не только у основных участников дискуссии
Юрий Тяжлов считает, что лучше считать это устройство программным коммутатором IP-трафика с функцией присоединения сетей. Николай Ильин также считает первоначальное определение SBC слишком общим, и, в то же время, неполным. По его мнению, SBC может включать функции биллинга, контроля качества и пр. Вообще же г-н Ильин полагает, что SBC — это в некотором роде маркетинговая уловка производителей данных устройств, старающихся найти новых потребителей. С другой стороны, по его мнению, операторы и сами хотят иметь «не десять устройств, которые решают десять проблем» (нормализация сигнализации, кодеков, безопасности и т.п.), а одно, содержащее эти устройства «в одном флаконе». Вместе с тем, очевидно, что данное решение экономически оправдано в достаточно больших операторских сетях.

По словам Игоря Масленникова, IP-телефонного трафика становится все больше и больше, и между абонентами находятся IP-телефонные сети разных операторов. Таким образом, в настоящее время возникает ситуация, которая не наблюдалась лет пять назад, когда голосовой трафик «бегал» по единой сети.

Ярослав Городецкий, представляющий крупного оператора IP-телефонии «Эквант», сообщил, что понимание того, что компании нужен SBC (тогда такая терминология еще отсутствовала), пришло еще 2-3 года назад, когда возникла проблема межоператорского взаимодействия. Однако не все операторы его поддерживают. Например, Дмитрий Красильников, директор по маркетингу Корпорации ОСС, которая имеет 365 договоров с различными операторами (из них 340 работают на оборудовании Cisco Systems), признался, что не совсем понимает, какую выгоду дает SBC операторам IP-телефонии.

Было много и других мнений относительно пограничных контроллеров сессий. Игорь Масленников счел необходимым перечислить семь функций SBC, позволяющих обеспечить:

  • интероперабельность (межпротокольная, внутрипротокольная, межоператорская, межвендорная);
  • Call Admission Control (управление доступом к телефонным номерам);
  • безопасность (в том числе и RTP-проксирование как сокрытие внутренней структуры сети и структуры партнерских связей);
  • возможность работы через NAT и Firewall;
  • транскодинг и более широкие возможности работы с медиа-трафиком;
  • концентрацию трафика;
  • решение проблем, связанных с СОРМ.

Итак, тема SBC вызвала немалый интерес участников конференции и, возможно, к следующей встрече, через год в Виноградово, вряд ли найдется оператор IP-телефонии, который сможет осуществлять свою деятельность без этого элемента VoIP-сетей. Пока же большинство небольших региональных операторов склоняется к мысли, что им пытаются навязать какой-то новый продукт, польза от которого не столь очевидна (или совсем не очевидна).

Что будут обсуждать на 9-ой конференции по IP-телефонии? Игорь Масленников, например, считает, что главной темой будут сервера интеллектуальной динамической маршрутизации. Однако, по мнению Ильи Федорушкина (РТКОММ), самым актуальным вопросом будет решение IP-Centrex, — с ним согласна также Наталья Коробкова из компании MERA Networks. В то же время, Дмитрий Красильников (Корпорация ОСС) полагает, что в 2004 году речь будет идти о видео, передаваемом по беспроводным сетям.

Виталий Солонин / CNews.ru