Информационные технологии в "буферной зоне"
Большая часть европейских государств СНГ и вчерашние страны соцлагеря, еще недавно входившие в «буферную зону», сделали информационные технологии одним из мощных двигателей своего развития, но удалось это далеко не всем. Из наиболее близких соседей Украины, Белоруссии и Молдовы успехи первой ярко контрастируют со скромными достижениями второй. На этом фоне Молдова решила развернуться на 180 градусов и превратиться из аграрной страны в высокотехнологическую, где серьезные надежды возлагаются на развитие дистанционного образования.Повсюду, в местных СМИ, на конференциях, проходивших недавно в рамках
Развитие информационных технологий многими сегодня рассматривается как один из путей вывода Молдовы из кризиса, как альтернатива сельскому хозяйству, которым занимается 2/3 рабочей силы страны. Ситуация усугубляется тем, что другая
Последний шанс?
Единственная лазейка для Молдовы в светлое высокотехнологическое будущее это производство ПО. По мнению экспертов, аргументом «за» в развитии сектора ПО является то, что рынок информационных технологий не требует капитальных вложений со стороны государства. Но, в то же время, этот аргумент достаточно слаб без внимания государства этот рынок относительно быстро развивается в течение последних 57 лет. Так, в 2003 году молдавскими компаниями произведено ПО на общую сумму $2,25 млн.
Другим, кажущимся незыблемым для правительства республики аргументом за развитие ИТ является Национальная стратегия для развития информационного общества проект, разработанный ПРООН. По словам менеджера этого проекта, Национальная стратегия информационного общества (далее НСИО) любой страны является документом, в котором заключена общенациональная стратегия, а внедрение последней неизбежно приведет к «информационному обществу». Достаточно слабый аргумент, не так ли?
Подробнее с ИТ-рынками стран СНГ можно ознакомиться здесь: |
Основная цель документа ПРООН предоставить базовую нормативную структуру, которая позволит двигаться к экономике, основанной на знаниях. Если же говорить о НСИО в Молдове, самым важным моментом можно назвать то, что эта стратегия должна быть приспособлена к существующей действительности и местным условиям.
Ставка на дистанционное образование?
В качестве одного из аргументов
Основными проблемами масштабного распространения дистанционного образования для Молдовы стали: плохое техническое оснащение образовательных центров всех уровней (школ, колледжей, вузов и т.д.), дорогостоящее предоставление телекоммуникационных услуг молдавскими
По мнению мировых экспертов, основным экономическим критерием успеха нужно считать тот факт, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования, и, следовательно, в условиях недостаточного финансирования системы образования в целом низкая себестоимость образовательного процесса должна сыграть ключевую роль в решении вышеописанных проблем. В первую очередь это возможность включения в образовательный процесс людей различных социальных и возрастных групп.
Дистанционное образование в Молдове ставит множество задач, которые нельзя упускать из вида. Департамент информационных технологий республики выделяет следующее:
- создание единого образовательного пространства на всей территории страны;
- повышение качества образования на основе использования новых информационных технологий;
- развитие и наиболее эффективное использование научного потенциала республики;
- создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
- формирование информационной культуры в системе образования;
- создание системы подготовки педагогических, административных кадров по информационным технологиям;
- развитие и легализация форм дистанционного обучения с использованием
интернет-технологий ; - обеспечение
интернет-доступа и создание библиотечных (открытых для всех студентов и преподавателей) компьютерных классов в каждом учебном заведении системы довузовских учебных заведений; - создание республиканского Центра дистанционного обучения (с использованием ресурсов департамента информационных технологий) и придание ему функций основного хранителя баз данных;
- создание специализированного органа (с использованием ресурсов министерства просвещения), обеспечивающего потребности административных и технических сотрудников виртуальных представительств учебных заведений в получении дополнительной информации и консультациях, а также консультирование
профессорско-преподавательского состава по методикам ведения сетевого учебного процесса и обмену опытом работы винформационно-образовательной среде; - создание общедоступной базы данных нормативных актов министерства просвещения и иных документов, обеспечивающих функционирование системы образования республики Молдова.
От предложений и предположений по развитию дистанционного образования в Молдове власти уже перешли к активным действиям. Так, в 2004 году в республике законодательная и техническая база пополнилась довольно значимым в развитии информатизации документом. 19 марта нынешнего года был принят Указ президента республики Молдова «О создании информационного общества в республике Молдова», первая статья которого ясно показывает, что создание информационного общества в республике признается одним из национальных приоритетов.
В качестве показательного масштабного события в жизни
Об информационных технологиях в образовании и развитии дистанционного образования читайте в обозрении "ИТ и образование в России".
Елена Киселева / CNews.ru (Кишинев)