Спецпроекты

Мониторинг законодательства в ИТ и телекоме за июль 2015 г.

Бизнес Законодательство
Основные изменения федерального законодательства за июль 2015 г. касались государственной автоматизированной ИС "ЭРА-ГЛОНАСС". Было разрешено использовать систему не только для передачи информации о ДТП, но и для обработки, хранения и передачи информации, в том числе в коммерческих целях. Также были скорректированы законы о СМИ и связи: появились обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы. Региональное законодательство касалось местных информационных систем, информатизации библиотек и внедрения СЭД.

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 235-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС"

Разрешено использовать систему "ЭРА-ГЛОНАСС" не только для передачи информации о ДТП и иных происшествиях на автодорогах в экстренные оперативные службы, но и для решения иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, в том числе в коммерческих целях. При этом полномочия оператора системы "ЭРА-ГЛОНАСС" передаются от федерального органа исполнительной власти специально создаваемому акционерному обществу "ГЛОНАСС". Определены основные направления деятельности и полномочия указанного АО.

Расширен перечень источников финансирования эксплуатации системы за счет включения в него внебюджетных средств. Это позволит модернизировать систему "ЭРА-ГЛОНАСС" для оказания платных услуг за счет внебюджетных инвестиций. Также предусмотрена возможность использования на платной основе системы "ЭРА-ГЛОНАСС" для создания иных информационных систем, что будет способствовать развитию других проектов в области навигационной деятельности. Кроме того, уточнен порядок размещения информации в системе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 257-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи"

Скорректированы Законы о СМИ и связи.

Закон о СМИ дополнен термином "обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы". Установлены категории телерадиоканалов, относящихся к обязательным общедоступным. Это, во-первых, теле- и радиоканалы, определяемые Президентом РФ. Во-вторых, телеканалы, получившие право на эфирное цифровое наземное вещание с использованием позиций в мультиплексе на всей территории России.

Операторам связи запрещено вносить изменения в теле-, радиопрограммы и иные аудиовизуальные, звуковые, текстовые сообщения и материалы. Данное ограничение не действует, если возможность изменения предварительно согласована с вещателями каналов, а также в предусмотренных законодательством случаях. Кроме того, операторам нельзя взимать плату за трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов с вещателей, а также за просмотр и прослушивание таких каналов с абонентов.

Оператор обязательных общедоступных телерадиоканалов принимает сигнал для трансляции путем присоединения своей сети связи к сети оператора, ведущего эфирную наземную трансляцию таких телерадиоканалов, а также цифровую трансляцию телеканалов в составе мультиплексов. Если это невозможно – путем приема сигнала, передаваемого в эфир радиоэлектронным средством указанного или иного оператора, либо присоединения своей сети связи к сети другого оператора. При этом заключать договор о присоединении сетей связи не требуется. Отсутствие технической возможности нужно подтвердить письменным заключением оператора, осуществляющего эфирную наземную трансляцию каналов.

Если присоединение к сети связи состоялось, оператор обязан уведомить об этом вещателя каналов. Кроме того, он должен сообщить о точке присоединения и предоставить сведения об операторе, сеть связи которого была присоединена. Если присоединение невозможно, оператор обязан до начала трансляции согласовать местонахождение источника сигнала или точки присоединения сетей связи с вещателем канала.

Оператора связи, ведущего эфирную наземную трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов, а также цифровую трансляцию телеканалов в составе мультиплексов, определяет Президент РФ. Он же устанавливает последовательность позиций таких каналов.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления"

Отменены ограничения на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами власти. Последние обязаны предоставлять по выбору граждан и организаций информацию в виде электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе.

Физические и юридические лица, в свою очередь, вправе направлять электронные документы, необходимые для реализации органами своих полномочий, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью. Иное может быть установлено нормативными актами. Порядок электронного взаимодействия граждан и организаций с органами власти определит Правительство РФ.

Корреспондирующие поправки внесены в Законы о связи, о СРО, о лицензировании, об информации, в Градостроительный кодекс РФ и другие акты. Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2015 г. № 752 "Об утверждении Правил предоставления в 2015–2017 гг. субсидий на возмещение части затрат в целях реализации мероприятия федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г." по обеспечению каналами связи Крымского федерального округа с единой сетью электросвязи Российской Федерации в интересах Министерства обороны Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, других органов и организаций, операторов связи в целях обеспечения безопасности государства, обороны страны и обеспечения правопорядка"

Утверждены Правила предоставления в 2015–2017 гг. субсидий на возмещение части затрат по обеспечению КФО каналами связи с единой сетью электросвязи в интересах Минобороны России, федеральных органов власти, других органов и организаций, операторов связи. Предусматриваются 3 этапа.

Первый – обеспечение организацией проведения изыскательских работ для подготовки проектной документации. Срок окончания – IV квартал 2015 г.

Второй – обеспечение организацией разработки проектной документации, получения положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капстроительства, положительного заключения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации. Срок окончания – II квартал 2016 г.

Третий – обеспечение организацией строительства волоконно-оптической линии связи. Срок окончания – IV квартал 2017 г.

Субсидии предоставляются Минкомсвязи России юрлицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений), прошедшим конкурсный отбор. Приведены основные положения соответствующего соглашения. Размер субсидии на каждом этапе не может превышать 80% общего объема документально подтвержденных затрат этапа. При этом затраты, понесенные получателем субсидии за счет собственных или привлеченных средств, на каждом этапе не должны быть меньше 20% общего объема затрат этапа.

Постановление Правительства РФ от 23 июля 2015 г. № 748 "О создании, развитии и эксплуатации аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в интернете (www.programs.gov.ru)"

Утверждено Положение о портале государственных программ. Данный ресурс размещается в интернете по адресу www.programs.gov.ru. Цели: обеспечить открытость информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере разработки и реализации госпрограмм. Комплексная информационно-аналитическая поддержка процесса подготовки и согласования госпрограмм. Повышение эффективности мониторинга и контроля их реализации. Заказчиком и оператором портала выступает Минэкономразвития России.

Портал включает в себя ряд подсистем, обеспечивающих автоматизацию процессов формирования госпрограмм, подготовку экспертных заключений на проекты госпрограмм и на отчеты ответственных исполнителей о результатах их реализации, мониторинг хода разработки, выполнения и корректировки госпрограмм. На портале при размещении, изменении или удалении информации применяется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Установлены требования к техническим и программным средствам портала. Это, в частности, круглосуточная доступность ресурса, возможность беспрепятственного поиска и получения пользователями текстовой информации и агрегированных статданных, размещенных на портале. Портал взаимодействует с другими государственными системами, такими как "Электронный бюджет", "Управление".

С 1 июля 2016 г. портал также будет использоваться для проведения общественных обсуждений государственных программ. Информация о подготовке проектов нормативных правовых актов об утверждении госпрограмм и о результатах их общественного обсуждения размещается на официальном сайте regulation.gov.ru.

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 699 "Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации"

В 2014 г. был принят Закон о стратегическом планировании. Он заменил Закон о госпрогнозировании и программах социально-экономического развития страны. В частности, определены документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на федеральном уровне. Среди них – прогноз научно-технологического развития России. Он содержит оценку достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития, прогноз технологического развития секторов экономики, основные направления совершенствования научно-технической политики. Определены основные показатели научно-технологического развития.

Прогноз разрабатывает Минобрнауки России на основе решений Президента РФ каждые 6 лет на 12 и более лет. Урегулированы вопросы его корректировки. Закреплен перечень участников подготовки прогноза. Прогноз регистрируется в реестре документов стратегического планирования не позднее 10 дней с момента утверждения Правительством РФ. Размещается на сайте Минобрнауки России.

Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. № 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации"

Установлены единые требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем. Они предназначены для федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Определены основания и этапы создания системы. Конкретизировано содержание каждого этапа. Система вводится в эксплуатацию правовым актом органа исполнительной власти.

Установлены основания вывода системы из эксплуатации (например, финансово-экономическая неэффективность или нецелесообразность эксплуатации системы). Определены требования к дальнейшему хранению содержащейся в ее базах данных информации. Перечисленными требованиями рекомендовано руководствоваться всем иным госорганам, а также органам управления государственными внебюджетными фондами и органам местного самоуправления.

Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. № 675 "О порядке осуществления контроля соблюдения требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Технические средства информационных систем, используемых госорганами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, должны размещаться на территории России. Прописано, как контролируется соблюдение этого требования.

Минкомсвязь России формирует и ведет реестр территориального размещения технических средств информационных систем. Указанные органы власти, учреждения и предприятия должны в 6-месячный срок внести в реестр сведения об используемых ими технических средствах информационных систем. Министерство через интернет проверяет эти данные. При их несоответствии нарушитель привлекается к ответственности.

Также на Минкомсвязь России возложен контроль соблюдения требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем. Он осуществляется путем формирования и ведения реестра объектов контроля. На основании представленных в реестре сведений оценивается выполнение федеральными и региональными органами исполнительной власти установленных требований.

Постановление Правительства РФ от 23 июля 2015 г. № 749 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013–2017 гг."

Скорректирована ФЦП "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в России на 2013–2017 гг.". Сокращен общий объем финансирования программы. Теперь он составляет i15,3 млрд. Приводится распределение средств федерального и региональных бюджетов по годам.

Уточнены сроки и этапы реализации ФЦП. Так, в 2015 г. система-112 должна быть внедрена в 2 регионах, в 2017 г. – в 74.

Пересмотрены в сторону увеличения некоторые ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности программы. Например, в 2017 г. система-112 должна быть создана в полном объеме в 85 субъектах Федерации. Ранее – в 83. Уточнены размеры бюджетных ассигнований по конкретным мероприятиям ФЦП. В частности, сокращено финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о НИОКР, и капвложений.

Обновлен порядок предоставления субсидий регионам в рамках программы. При отборе субсидируемых регионов теперь учитываются также степень их готовности к созданию системы-112, численность населения административного центра субъекта Федерации, наличие помещения под размещение центра обработки вызовов и другие факторы.

Установлены этапы субсидирования. Так, в 2015–2017 гг. средства выделяются на оснащение ЦОВ в региональном административном центре. В 2017 г. – на дооснащение ЦОВ либо оснащение дополнительного ЦОВ. В связи с этим изменен расчет суммы субсидии.

Пересмотрено содержание соглашения между МЧС России и высшим исполнительным органом власти субъекта Федерации о предоставлении средств. С учетом вносимых в ФЦП изменений скорректирована методика оценки эффективности реализации программы.

Региональное законодательство

Постановление Правительства Ленинградской области от 23 июля 2015 г. № 276 "Об утверждении распределения на 2015 г. иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек Ленинградской области к интернету и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки в рамках подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы" государственной программы Ленинградской области "Развитие культуры в Ленинградской области"

Предусмотрено распределение суммы межбюджетных трансфертов на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек Ленинградской области к интернету и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки. Определено, что общая сумма межбюджетных трансфертов составляет i413,933 тыс.

Постановление Правительства Сахалинской области от 14 июля 2015 г. № 270 "Об утверждении Порядка организации обучения компьютерной грамотности и навыкам работы в интернете неработающих пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости (по инвалидности), проживающих в Сахалинской области"

Определен порядок организации обучения компьютерной грамотности и навыкам работы в интернете неработающих пенсионеров. Организацию обучения обеспечивает государственное учреждение "Центр социального обслуживания населения Сахалинской области".

С целью организации обучения Центр заключает контракты с образовательными организациями, имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности. Образовательные организации проводят занятия по программам "Пользователь персонального компьютера (начальный)" и "Пользователь персонального компьютера (углубленный)" продолжительностью не менее 18 академических часов.

Оплата проезда к месту обучения и обратно осуществляется неработающими пенсионерами самостоятельно за счет собственных средств. Указанные расходы неработающим пенсионерам не возмещаются.

Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»

Стратегия месяца

Рынок заказной разработки ПО в России растет

Олег Баранов

управляющий партнер «Неофлекс»