Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

На Байкале тепло без ERP

При построении корпоративной информационной системы в "Иркутскэнерго" пошли по пути автоматизации отдельных бизнес-процессов на базе продуктов "1С". В компании считают, что внедрять полнофункциональную ERP-систему в условиях реформирования отрасли нецелесообразно.

Производственная база «Иркутскэнерго» включает в себя 3 гидроэлектростанции на Ангаре, 12 теплоэлектростанций, электрические и тепловые сети. Бизнес компании проходит процесс реорганизации с разделением на генерацию, транспорт и сбыт, и выведением специализированных предприятий. "Иркутскэнерго" имеет более 15 дочерних зависимых обществ, большинство из которых задействовано в основном производстве. В штате компании и ее "дочек" более 11 тысяч человек. В исполнительной дирекции работают 34 ИТ-специалистов, во всей компании айтишников более 100, большая часть из них занимается аппаратной и программной поддержкой.

В состав сетевой инфраструктуры компании входят все офисы и промплощадки филиалов и дочерних предприятий (кроме РЭСов сетевых филиалов), взаимодействие между которыми происходит на скоростях от 10 до 155 Мбит/с. В рамках имеющейся инфраструктуры используются более 250 активных сетевых устройств Cisco Systems Вычислительная сеть компании состоит из порядка 5000 рабочих станций. Для информационного обеспечения в компании используется порядка 150 серверов HP на платформе Intel с серверными операционными системами семейства Windows.

Главным "дочкам" - по системе

В "Иркутскэнерго" завершены проекты по внедрению трех автоматизированных систем - сбыта энергии и расчета с потребителями; управления материально-техническим обеспечением; учета прямых затрат по местам их возникновения. На этапе завершения находится проект по автоматизации учета топлива и ГСМ, в стадии опытной эксплуатации - АСУ капитальным строительством. Все системы реализованы на платформе «1С: Предприятие 8.0» и охватывают уровни управления от дочерних зависимых обществ до исполнительной дирекции и филиалов.

Указанные проекты стартовали в 2004-2005 годах. С приходом новых акционеров и обновлением части менеджмента в "Иркутскэнерго" информационным технологиям стали уделять большее внимание.

ERP: быть или не быть

Начальник управления по информационным технологиям "Иркутскэнерго" и куратор проектов Виктор Селищев считает, что внедрение полнофункциональной единой системы управления ресурсами (ERP) - это следующий этап развития компании. "С точки зрения формальной логики, для такого крупного предприятия, как наше, ERP-система подходит, а "лоскутная" автоматизация нет, - говорит г-н Селищев. - Но нужно ли нам прямо сейчас внедрять тяжеловесную, сложно перенастраиваемую систему? Мы смотрели на другие предприятия отрасли - там внедрения тяжелых систем проходят не очень удачно. Мы находимся в стадии реформирования, поэтомунаиболее подходящий нам путь - это завершение автоматизации отдельных бизнес-процессов и последующее внедрение ERP-системы при отлаженных бизнес процессах и только на нужных направлениях".

"Лоскутная" автоматизация бывает разной, мы автоматизировали не работу каких-либо отдельных специалистов, а несколько бизнес-процессов с начала до конца. Это позволило повысить ИТ-культуру, упорядочить бизнес-процессы, - считает ИТ-директор "Иркутскэнерго". Да, отдельные автоматизированные процессы у нас слабо интегрированы, но это неизбежно на данном этапе". Несмотря на разные классы систем, г-н Селищев произвел сравнение внедрения западной ERР-системы и "1С" в расчете на одно автоматизированное рабочее место (АРМ). По его оценкам, отечественное программное обеспечение обходится в несколько раз дешевле даже с учетом стоимости внедрения и консультаций сторонних подрядчиков. Общую цену реализованных проектов в компании не называют, но речь идет о затратах примерно $1-1,5 тыс. за каждое из 1,5 тыс. автоматизированных рабочих мест (итого, по подсчету CNews, $1,5 млн-$2,2 млн).

Единогласия в вопросе о начале автоматизации на платформе «1С: Предприятие» не было, часть менеджмента высказывала мнение о том, что нужно внедрять именно ERP-систему, сообщил CNews Виктор Селищев. Но, по его словам, сами условия работы, время и место не позволили это реализовать. "Это нужно было делать раньше, с чистого листа, либо позже", - заявил ИТ-директор «Иркутскэнерго».

При выборе продуктов "" руководство энергетического предприятия учитывало такие факторы, как стоимость владения, соответствие специфике отрасли, открытость, наличие профессионалов по поддержке ПО на узком региональном рынке труда. "Систему класса ERP было бы некому поддерживать. По "1С" проще найти или обучить специалиста в любом небольшом городе Иркутской области. Я считаю, что такая ситуация типична и для других регионов России", - говорит Виктор Селищев.

Битвы с персоналом и за персонал

Тем не менее, после внедрения ситуация с ИТ-кадрами на предприятии несколько осложнилась. Высококвалифицированные специалисты региона сосредоточены в центре - Иркутске, а предприятие нуждается в кадрах для филиальной сети. "У нас такая проблема - только обучим ИТ-специалиста, и через 3-4 года он уже в Москве", - говорит ИТ-директор "Иркутскэнерго". По его словам, широкое распространение интернета ослабило ее остроту, так как у местных айтишников появилось больше возможностей читать специальную литературу и проходить обучение. В региональных филиалах, где есть проблемы с трудоустройством, работа в компании достаточно престижна. Во многих населенных пунктах области есть только два серьезных работодателя - "Иркутскэнерго" и алюминиевая промышленность.

"Низы" оказали некоторое противодействие внедрению АСУ. «Традиционно часть персонала сопротивляется новым технологиям, некоторые сознательно (например, был незаменимым "гуру" и перестал им быть), другие - бессознательно, в силу привычки. Мы поняли, что еще на этапе опытной эксплуатации нужно контролировать людей, чтобы все вбивалось в систему, иначе она перестает работать», - сообщил CNews ИТ-директор.

Из-за сопротивления и инертности части персонала вышел из-за временных рамок проект внедрения АСУ управления инвестициями. Сейчас сотрудники поверили, что система облегчит им жизнь, и проект пошел.

Сокращений как прямого результата внедрения "1С" на предприятии не было, но были опосредованные, так как из-за необходимости внесения данных в систему, нагрузка сместилась от среднего на менее квалифицированный персонал.

«В результате эксплуатации АСУ у нас повысилась трудовая дисциплина, - заявляет Виктор Селищев. - Несостыковки система выявляет сразу, сама по себе машина врать не может, и это тоже вызывает недовольство у части недобросовестных сотрудников. Например, раньше отдел МТО мог быстро брать и списывать материалы, и это не успевали фиксировать в учете. Теперь же нельзя ничего списать, пока в системе не отразится, что ты взял». Что касается прав на внесение корректировок, то, по словам г-на Селищева, жесткий контроль этого в "" возможен, но здесь нужен баланс между удобством работы и обеспечением безопасности и сохранности данных.