Разделы

Бизнес

Обезличивание ИТ-продуктов: бороться или использовать?

На сегодняшний день коммодитизация (обезличивание товаров)является одной из самых ярких тенденций на рынке наряду с глобализацией. Клиенты становятся все более требовательными, прагматизм побеждает лояльность к продавцу все чаще, уверенней и выразительней. Поставщики более дешевых товаров и услуг приходят к постепенному доминированию на рынках, а цена приобретает роль решающего фактора при покупке. Хотя это не означает, что все рынки стали полностью коммодитизированными, но лишний раз показывает, что почти каждая из областей экономики столкнулась с этим явлением, и компаниям приходится прилагать значительные усилия для обозначения ценности своего товара.

Наиболее значимой рыночной тенденцией на сегодня является коммодитизации товаров, представляющая собой процесс потери продуктом или услугой своих уникальных свойств. Например, DSL-модемы появились в нашей жизни не так давно, и уж совсем недавно стали доступны рядовым покупателям по многим параметрам. В середине 90-ых годов прошлого века их использование требовало усилий специалистов по установке и настройке, постоянной технической поддержки, в то время как сам модем были дорогим и редким товаров, выпускавшимся только ограниченным количеством высокотехнологичных компаний-поставщиков. Но оборудование DSL становилось со временем проще и дешевле в производстве, появились образцовые модели, которые стали, с незначительными изменениями в дизайне, выпускаться десятками компаний. Производители постоянно стремились сделать установку и обслуживание доступной обывателю и в результате, по прошествии нескольких лет, ситуация значительно изменилась. И вот сегодня чаще всего покупатель не обращается за модемом к специалистам, а идет в ближайший магазин электроники, и, зайдя в него, встречает на полках множество различных моделей от разных производителей. Впечатленный выбором, он поначалу вчитывается в спецификацию различных моделей, однако, вскоре убеждается, что товары в целом идентичны и тогда он заново обходит полки, но уже в поисках более дешевой модели. Он покупает DSL-модем как товар, потерявший свои уникальные свойства.

Появлению и развитию коммодитизации способствовали многие факторы. Мало кто сейчас согласится оспорить тот факт, что появление и повсеместное распространение Интернет не оказало влияние на развитие коммодитизации. Эта уникальная система сегодня предоставляет возможность компаниям по всему миру эффективно сотрудничать, торгуя и обмениваясь информацией. Новейшие разработки из Америки могут быть в короткие сроки реализованы на заводах Китая, а разработчики программного обеспечения могут работать из своих офисов в восточной Европе с японскими заказчиками. Но для покупателя это не только источник необходимой информации, но и «площадка» для сравнения цен и характеристик товаров и услуг, обеспечивающая его всем необходимым для принятия решения о покупке, позволяющая ему лучше ориентироваться в разнообразных предложениях, доступных на рынке.

Повсеместная автоматизация пришла на помощь производителям и продавцам, заменив, где это было возможно, труд людей на программное обеспечение и аппаратные комплексы различной сложности. Постоянно развивая и объединяя технологии, производители добиваются увеличения доступности данных, информации, знаний, что способствует постепенному исчезновению специализированных профессий, ведет к сокращению издержек, а, следовательно, и к снижению стоимости товара. Консолидация как один из факторов, повлиявших на развитие коммодитизации, выражается в объединении участников рынка с целью создания более дешевых товаров и услуг за счет экономии масштаба, вытеснения более мелких конкурентов, и пресечения попытки появления на рынке новых игроков.

Развитие глобализации не могло не оказать своего воздействия на развитие коммодитизационных рынков. Исчезновение национальных границ, поиск новых ресурсов, быстрое развитие стран Востока и Азии с нарастающей силой продолжает оказывать влияние на исчезновение защиты компаний со стороны государств от более дешевых иностранных конкурентов, подчас не столь скрупулезных в вопросах информационных прав. К списку указанных факторов финансисты добавляют и капитализацию, объясняя это тем, что современные глобальные фондовые рынки, всегда зорко следящие за тенденциями спроса, предпочитают вкладывать деньги только в то, что легко покупается, и, следовательно, коммодитизируется.

Читать далее

Дмитрий Куров: С каждым днем потребителям все сложнее отдавать предпочтение тому или иному товару

Дмитрий Куров: С каждым днем потребителям все сложнее отдавать предпочтение тому или иному товару

На вопросы CNews ответил Дмитрий Куров, исполнительный директор компании Kraftway.

CNews: Согласны ли вы с тем, что на ИТ рынке происходит обезличивание товаров, и главным критерием при покупке выступает цена продукта? К чему все это может привести?

Дмитрий Куров: Коммодитизация происходит с теми группами товаров, которые становятся массовыми и их выпускает большое количество вендоров. Однажды разработанный и выпущенный уникальный продукт со временем становится массовым, его начинают выпускать другие производители, и постепенно происходит повсеместное выравнивание качественных характеристик продуктов и услуг. Тем не менее, технологии не стоят на месте, и на смену продукту «коммодити» приходит новое поколение продуктов, более совершенных, обладающих уже другими потребительскими свойствами. И этот процесс повторяется постоянно. Рынок развивается, появляются инновационные продукты, а инновационный продукт не может быть «коммодити».

Современные информационные технологии обеспечивают потребителям возможность мгновенного и свободного доступа к информации об альтернативных поставщиках и их предложениях. С каждым днем потребителям все сложнее отдавать предпочтение тому или иному товару, обосновывая свой выбор исключительно потребительскими свойствами продукта. Но даже если продукт относится к категории коммодити-продуктов, я не согласен, что главным критерием при покупке выступает цена. В этой ситуации главная роль отводится маркетингу. Начинают конкурировать не продукты, а компании, представляющие их на рынке. Поэтому предприятия, стремящиеся к долгосрочному лидерству, концентрируют свои усилия на создании дифференцирующих факторов: отличительных признаков и свойств своего продукта, которые обеспечивают дополнительную ценность для потребителя. Как пример, сегодня многие успешные компании уделяют особое внимание управлению взаимоотношениям с клиентами, создавая условия для их удержания и лояльности. Ваш продукт может быть и дороже, главное здесь правильно донести по потребителей, что именно этот продукт наиболее полно соответствует их запросам.

CNews: В свете указанной тенденции, считаете ли вы, что у товаров российских производителей есть преимущества, делающие их уникальными и конкурентоспособными?

Дмитрий Куров: К сожалению, о российских производителях пока нельзя сказать, что с технической точки зрения их продукты превосходят продукты мультинациональных компаний. Но у них есть другие преимущества. Мы говорим о том, что российские производители лучше знают свой рынок, им проще выстраивать взаимоотношения с заказчиками, они гибче, быстрее реагируют на потребности локального рынка. Для того чтобы понять, что именно нужно российскому потребителю, принять решение о производстве того или иного продукта и организовать достойный сервис, нам требуется гораздо меньше времени, чем мультинациональной компании, где решения принимаются чаще всего в головном офисе в Европе или Америке.