Разделы

Бизнес

Рынок ИТ-услуг в России: как правильно выбрать подрядчика

Несмотря на активный рост ИТ-рынка в России, который продолжается в течение последних лет, сектор ИТ-услуг развивается достаточно однобоко. В непростых условиях многим фирмам приходится делать сложный выбор между наймом стороннего подрядчика для построения КИС компании и инвестициями в собственные решения (или покупку «почти готовой» системы с последующей «доводкой» под бизнес приводящей, как правило, к неоднозначным результатам). Чем руководствоваться при принятии такого решения, и какие факторы будут решающими при выборе подрядчика?

На отечественном ранке ИТ-услуг во многом невостребованным остается спрос, связанный с проектированием и внедрением КИС в компаниях среднего и малого бизнеса. Бурные темпы развития компаний потребительского сектора, рост их доходности при неизменной фискальной политике государства только усугубляют ситуацию.

Оценка ИТ-рынка России: основные сегменты

На сегодняшний день рынок ИТ-услуг в России развивается достаточно динамично. К настоящему времени сформировалось три основных сектора рынка.

  1. Предложение технических средств автоматизации. Наиболее развитый сегмент рынка.
  2. Предложение услуг связи. Эта сфера существенно ограничена, в первую очередь, из-за монополии государственной компании «Ростелеком» и ее бывших региональных филиалов. Так, в Москве очень ощутима монополия МГТС. Нет достаточности в предложении альтернативных проводных способов создания корпоративных систем связи, обеспечивающих онлайн-доступ удаленных подразделений компании к ресурсам центрального сервера головного офиса.
  3. Проектирование и внедрение корпоративных информационных систем (КИС). При видимом множестве предложений и достаточно большом количестве компаний, работающих в этом секторе рынка, найти то, что необходимо, достаточно трудно. Основные игроки на этом рынке ориентированы на большие проекты и крупных клиентов (сырьевая отрасль, банковский сектор и т.п.), где средняя сумма сделки начинается от $300000. В то же время потребительский сектор экономики, многие торговые компании средней и, тем более, мелкой руки, обладающие небольшими средствами на развитие ИТ, не могут найти приемлемого для себя решения, которое мог бы реализовать подрядчик. Во-многом это связано с тем, что основные капиталы в стране традиционно были сосредоточены в сырьевых и смежных с ними отраслях промышленности. Однако в последние годы потребительский рынок развивается бурными темпами и доходность компаний также растет. Например, ежегодный оборот канцелярского рынка в стране составляет $1,5 млрд., а прирост — до 35% в год. В то же время востребованность ИТ-услуг в частном бизнесе достаточно высокая и имеет тенденцию к повышению с развитием и укрупнением бизнеса.

Клиенты и подрядчики: что мешает нормальному диалогу?

Преимущества собственной разработки корпоративной информационно-управляющей системы (КИУС) компании заключаются в гарантии учета всех технологических бизнес-особенностей компании и, соответственно, сохранения тех конкурентных преимуществ, которые компания уже получила, используя самостоятельно разработанные бизнес-технологии. Кроме того, полную ответственность за результаты внедрения системы автоматизации (за соответствие функционала системы реальным потребностям, а не описанным в процессе обследования; за сроки внедрения системы и т.п., в том числе финансовую ответственность) ни один подрядчик на себя не возьмет. Мешает этому то, что сторонний подрядчик — это внешняя структура, которая не имеет достаточных самостоятельных рычагов воздействия на объект внедрения.

Наконец, большая часть торговых компаний исповедует в своей деятельности принцип закрытости бизнеса. Чем меньше конкуренты и общественность знают об истинном положении дел, тем больше шансов бизнеса сохраниться в условиях фискальной политики государства и жесткой борьбы за потребителя.

Самостоятельно или через подрядчика?
Обращаясь к подрядчику, компания становится уязвимой. Ей приходится посвящать консультантов в свои тайны — это структура компании, статистика продаж и товародвижения, уровень и содержание используемых технологий, в том числе уникальных. Ведь нет гарантий в том, что в дальнейшем подрядчик, опираясь на полученный опыт, не будет работать с фирмой-конкурентом, и, в какой-то момент, вольно или невольно, не передаст ей полученную информацию.

Основной недостаток самостоятельной работы — скорость разработки, поскольку один и тот же коллектив должен заниматься как перспективными разработками, так и поддержкой существующего программно-технологического инструмента.

В то же время некоторые из элементов КИУС разрабатываются с привлечением сторонних компаний. Например, кадровая и бухгалтерская системы. В настоящее время готовится договор о приобретении и проведении внедренческих работ по автоматизации управленческого учета. Тендер при выборе обязателен хотя бы потому, что позволяет сэкономить средства и получить максимально возможное предложение.

Критерии для выбора партнера
Решающим фактором при выборе компании-партнера является возможность реализации с помощью предлагаемого продукта существующих бизнес-технологий компании с перспективой последующей оптимизации. Например, в конце 90-х гг. в компании «Комус» внедряли канадскую ИТ-программу для обслуживания логистики и клиентов и столкнулись с тем, что оформление клиентского заказа, резервирование продукции на центральных складах невозможно в рамках стандартов купленной системы. Здесь пришлось переделывать ее под российскую специфику и в соответствии с потребностями своего бизнеса.

Если говорить о тендерах на корпоративные информационные системы, то можно отметить следующее: поскольку, приобретая систему, клиент, прежде всего, надеется на то, что приобретенный инструмент сумеет поддержать именно его бизнес, особое внимание обращается на возможности системы реализовать тот функционал, который уже работает в компании. Часто клиент ожидает не только поставки системы, но и определенного бизнес-консалтинга, связанного с возможностями приобретаемой системы.

На откуп подрядчику при строительстве КИУС отдается поставка исходной системы и ее модификация под потребности компании, при условии 100%-ного контроля и только по заданиям компании. Еще один практикуемый метод — аренда у подрядчика непосредственных исполнителей (программистов) для выполнения работ в офисе компании.

Уровень и качество предоставляемых услуг вполне соответствуют тем затратам, которые компания может себе позволить, однако этот уровень не вполне достаточен, так как отсутствует комплексность и ориентация на результат. Для подрядчика внедрение — самоцель, а клиента интересуют конкретные преимущества, которые он надеялся получить в результате внедрения. Несовпадение целей и определяет недостаточность уровня качества с точки зрения клиента.

Примеры типичных ошибок подрядчиков на стадии переговоров с клиентами
  1. Упор на широкое распространение предлагаемой ИТ-системы на Западе. В то время как российский бизнес еще далек от западного, специфика отечественной экономики, география, налогообложение делают многие проекты, успешно реализованные в Европе, неприменимыми в России.
  2. Примеры успешных внедрений ИТ-системы приводятся только для предприятий других отраслей, которые не являются отраслью клиента. Это вызывает серьезные опасения — возможно ли в такой системе реализовать особенности бизнеса и отрасли заказчика? Ведь последний ждет индивидуального, проработанного на его рынке предложения, а не «штампованного» решения.
  3. Недостаточное внимание при обсуждении плана проведения работ к процедуре обследования. Сигнал о том, что для подрядчика главное — продать свой продукт, вне зависимости от того, подходит ли он клиенту.
  4. Нежелание идти на разбивку платежей в рамках всего контракта. Обычно поставщик предпочитает получить, как минимум, 50% предоплаты и 50% — после окончания работ. Для клиента равномерная разбивка платежей по всему сроку исполнения проекта означает большую ответственность поставщика за выполняемые работы. Отказ от этого настораживает.

Перспективы развития рынка ИТ-услуг и сервиса в России

Главная тенденция рынка ИТ-услуг в ближайшие годы — это освоение огромного поля средних и мелких частных компаний. Они сумели наработать значительный капитал за время удачной рыночной конъюнктуры последних 3-х лет, но только сейчас начинают осознавать преимущества корпоративных ИТ-технологий в конкуренции. Нельзя не забывать и о крупных национальных торговых компаниях с годовым оборотом $100–900 млн., которые начинают модернизировать и совершенствовать ИТ-системы в условиях постоянного роста и усиления экспансии в России иностранных компаний с передовым информационным обеспечением.

С развитием бизнеса, повышением его прозрачности и переходом к стандартным методам его ведения отпадет необходимость компаний в собственной разработке уникальных систем. При условии, что клиент сможет получить вместе с приобретаемой системой хороший консалтинг за разумные деньги и, в то же время, правила игры, в которых функционирует его бизнес, не будут постоянно изменяться властью. При таких условиях приобретение и поддержка системы у специализированных поставщиков будет более выгодна, чем самостоятельная разработка. Будущее — за объединением предложения систем автоматизации и специализированного (по отраслям деятельности заказчиков) бизнес-консалтинга.

Сергей Масюк / компания «Комус»