Разделы

Бизнес

Стратегия развития ИТ в электроэнергетике. Опыт ОГК-2

Основная цель реформирования энергетики в России – повышение конкурентоспособности предприятий отрасли, создание условий для их дальнейшего развития, привлечения частных инвестиций. В связи с этим в электроэнергетике происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании. Вновь созданные компании в перспективе станут преимущественно частными, и будут конкурировать между собой.

В соответствии с планом реформирования отрасли в марте 2005 года было создано ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОГК-2). В настоящее время ОГК-2 объединяет акции пяти крупных федеральных тепловых электрических станций Псковской ГРЭС, Серовской ГРЭС, Ставропольской ГРЭС, Троицкой ГРЭС и Сургутской ГРЭС-1, совокупная мощность которых превышает 8,5 ГВт.

Евгений Ровных: Развитие нового бизнеса требует создания стратегии, соответствующей проводимым экономическим реформам в энергетике
Евгений Ровных: Развитие нового бизнеса требует создания стратегии, соответствующей проводимым экономическим реформам в энергетике

«Развитие нового бизнеса требует создания стратегии, соответствующей проводимым экономическим реформам в энергетике, - считает заместитель генерального директора по ИТ ОГК-2 Евгений Ровных. - ИТ стратегия должна стать одним из функциональных разделов бизнес-стратегии компании в целом. Для сложной территориально-распределенной производственной структуры ОГК-2, ИТ-системы должны стать фундаментом, поддерживающим коммуникации, объединяющим потоки информации и обеспечивающим исполнение бизнес-стратегии». В начале реализации проекта по разработке ИТ-стратегии перед будущим исполнителем ОГК-2 поставила задачи и определила принципы работы. Во-первых, основой стратегии функционального уровня (к которому относится и ИТ-стратегия) должна являться бизнес-стратегия. Во-вторых, основой для требований к развитию ИТ-ресурсов должны являться требования к бизнес-инфраструктуре (интегрированные бизнес-процессы, система управления эффективностью). В-третьих, основой для требований к развитию автоматизации бизнес-процессов должны стать требования к ИТ-ресурсам со стороны бизнеса. «ИТ-стратегия должна определить вектор развития ИТ-ресурсов и ИТ-процессов, который обеспечит достижение стратегических бизнес-целей компании», - отмечает г-н Ровных.

"Бизнес-единица № 2": значимость ИТ-стратегии

Процесс разработки ИТ-стратегии ОГК-2 курировала "Бизнес-единица №2" РАО «ЕЭС России» (БЕ-2). Среди наиболее важных элементов бизнес-стратегии БЕ-2 можно выделить: повышение стоимости и капитализации дочерних предприятий, подготовка дочерних предприятий к IPO, а также поддержка преобразований в ОГК и ТГК для работы на конкурентном рынке, создание эффективных механизмов управления компаниями. Для достижения этих бизнес-целей необходимо, чтобы при разработке стратегий дочерних предприятий были расставлены верные приоритеты.

Особое внимание при рассмотрении стратегии БЕ-2 уделили вопросу обеспечения роста капитализации компаний и минимизации рисков будущих проектов в долгосрочной перспективе. В сложившихся условиях ИТ-стратегия обязательно должна принимать во внимание основные приоритеты развития бизнеса компании и задачи, поставленные РАО «ЕЭС России».

«Для разработки ИТ-стратегии ОГК-2 мы провели большую работу: определили критерии выбора исполнителя, требования к проведению работы, провели открытый конкурс, - говорит директор по ИТ БЕ-2 Владимир Макаров. – В результате анализа и сопоставления всех конкурсных предложений победителем была выбрана компания OXS».

По словам г-на Макарова, в ходе разработки был выполнен комплекс работ, затрагивающий все аспекты развития информационных технологий как для управляющей компании ОГК-2, так и во взаимодействии ее с управляемыми компаниями (Псковской ГРЭС, Серовской ГРЭС, Ставропольской ГРЭС, Троицкой ГРЭС и Сургутской ГРЭС-1).

Результаты проведения проекта

В результате выполнения проекта был проведен анализ миссии и стратегических целей ОГК-2 по приоритетным направлениям развития, а также анализ особенностей ИТ-инфраструктуры и получаемых ИТ-сервисов. Был осуществлен анализ всех бизнес-процессов компании, в том числе обеспечивающих взаимодействие ОГК-2 с управляемыми генерирующими предприятиями. А также необходимость обеспечения их ИТ-услугами и информационными ресурсами (ИТ-сервисами). В частности, была проведена оценка покрытия ключевых бизнес-процессов ИТ-сервисами: анализ ИТ-сервисов, предоставляемых ИТ-службами, на момент проведения обследования; анализ ИТ-ресурсов, применяемых для оказания ИТ-сервисов, на момент проведения обследования; анализ достаточности существующих ИТ-сервисов для обеспечения потребностей будущих бизнес-процессов (качественный и количественный); оценка потребности управляющей компании и управляемых генерирующих предприятий в дополнительных сервисах; оценка возможности оказания ИТ-сервисов в модели инсорсинг, в смешанной модели или с использованием аутсорсинга.

Схема ИТ-сервисов ОГК-2

Базовые сервисы (Ядро)Подписные сервисыЗаказные сервисы
Базовый сервис – это сервис, который требуется всем потребителям и за который каждый потребитель должен платить соответствующую долю.Подписной сервис – это сервис, который может быть выбран из списка типа «A La Carte» на основе бизнес функций, в которых задействован заказчикЗаказные сервисы – это сервисы, которые ИТ предоставляет заказчику, только если он запрашивает их для специальной деятельности вне стандартного сервисного пакета (базового сервиса)
Передача данных / Локальная сеть / Интернет
Электронная почта
Поддержка ИТ-инфраструктуры
Голосовая связь

Безопасность ИТ-инфраструктуры
Сервисы КИС, бизнес-приложенияУправление проектами
Обзор новых технологий
Закупки ИТ оборудования

«В результате работы были разработаны направления развития в соответствии с моделью ИТ-сервисов, - отмечает г-н Ровных. - В соответствии с методологией ITIL, ИТ-сервисы были разделены на три группы - базовые, подписные и заказные».