Разделы

Бизнес

За "интернет-карты" проезда в офис заставят платить?

Тревожные тенденции, набирающие силу в последнее время, дали о себе знать пользователям интернета в России с неожиданной и без преувеличения экзотической стороны. Руководство Роскартографии в специальном пресс-релизе под названием "О размещении схем проезда в Интернете" от 24 ноября теперь уже прошлого, 2003 года довело до широких масс, что "размещение на корпоративных сайтах схем проезда с использованием в качестве основы фрагментов изданных карт и планов" чревато личным знакомством со статьей 146 УК РФ (Уголовный Кодекс Российской Федерации).

Текст странного документа не замедлил привести ресурс ГИС-Ассоциации России. С ним, судя по не изменившемуся контенту многих сайтов, ознакомились еще не все.

В то же время, здесь интересно все – и стиль, и претензионно выбранная цель первостепенной значимости.

Документ интересен до слез. Трудно найти в Сети что-либо столь же невинное и одновременно столь же полезное, чем пресловутые "схемы проезда".

Хорошо, пусть бы Роскартографию заинтересовали собственно географические карты – один из наиболее востребованных и представленных в Сети ресурсов вообще. Но нет, внимание привлекли именно "схемы проезда". Заметим, что, в отличие от обычных карт, схемы проезда на корпоративных сайтах четко указывают путь туда, где деньги лежат.

Карты являются условным отображением реальной местности, а потому определить, какое именно "картографическое произведение" лежит в основе очередной схемы проезда и есть ли оно там вообще, - задача принципиально непростая (особенно в случае трехмерных схем), но если нужен повод придраться, то выбор сделан верно. В конце концов, пойди докажи, куда смотрел дизайнер, проложивший курс к офису компании, – в окно, или косился при этом в "картографическое произведение" Роскартографии, или в его часть, воспроизводя ее "в любой форме и любым способом".

Фактически, впервые за постсоветскую историю одно из государственных ведомств собралось походя приватизировать не просто объекты народной собственности или природные ресурсы, а все географическое пространство страны как таковое. Если схемы проезда в интернете непосредственно посягают на интеллектуальную собственность Роскартографии, логично то же самое распространить и на схемы, начерченные прутиком на снегу или изображенные жестами на перекрестке. Надо признать, что незаконны зарисовки звездного неба - права на него вполне могут отсудить астрономы, уже составившие карты созвездий.

О размещении схем проезда в интернете
В последнее время в средствах массовой информации и интернете появился ряд статей по проблеме размещения на корпоративных сайтах схем проезда с использованием в качестве основы фрагментов изданных карт и планов.

В соответствии со статьей 7 закона "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон) "…карты, планы,… относящиеся к… топографии" являются объектом авторского права. Часть произведения также является объектом авторского права. Это означает, что использование картографического произведения или его части в любой форме и любым способом допускается только с разрешения правообладателя (статья 16 Закона). Поэтому воспроизведение, переработка и распространение фрагментов карт и планов в интернете возможно только с разрешения правообладателя.

В соответствии со статьей 48 Закона "за нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Такая ответственность предусмотрена статьей 49 закона "Об авторском праве и смежных правах", Кодексом Российской Федерации об административной ответственности (статья 7.12), Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 146).

Из пресс-релиза Роскартографии

Карты – яблоко раздора

Составление карт – не просто сложный и высококвалифицированный вид деятельности, но и отчасти секретный (а когда-то и вовсе закрытый) и напрямую связанный с обеспечением национальной безопасности страны (с другой стороны, непонятно, почему высококачественные "секретные" снимки нашей, как, впрочем, и другой, местности у "них" можно купить в обычном ларьке). Поэтому составление карт нельзя доверить "кому попало", а только тем, кто "точно справится".

Активная жизненная позиция руководства Роскартографии уже выразилась в резком конфликте с руководством ГИС-Ассоциации по поводу того, что считать открытым конкурсом, а что – его профанацией. Яблоком раздора стал "открытый тендер", проведенный Роскартографией.

Особенность ситуации, сложившейся с картами в России, состоит в том, что создание карт (как род деятельности) подлежит лицензированию, которое проводится все той же Федеральной службой геодезии и картографии России (Роскартографией). В то же время ведомство это является не только регулирующим органом, но и производственной структурой, предприятия которой на 60-70% зависят от коммерческих заказов. Напрашивается "крамольный" вывод – лицензирование может использоваться для борьбы с конкурентами, а, следовательно, вопрос может иметь и чисто материальную подоплеку. Несколько неожиданное внимание Роскартографии к схемам проезда в интернете и вопросам защиты авторских прав прозрачно намекает, кому же принадлежат права на львиную долю картматериалов, имеющихся в России.

В публикации "Профанация идеи или итоги конкурса Роскартографии по топографо-геодезическим и картографическим работам", размещенной на ресурсе ГИС-Ассоциации, утверждалось, в частности, следующее: "…Сам факт проведения конкурса вызывает улыбку – так, в частности, среди организаций, подавших заявки и выигравших различные лоты, нет ни одной фирмы, не подконтрольной Роскартографии. Более того, протокол содержит явно ложную информацию, в нем (пункт 4) зафиксировано: "Предложения других организаций отсутствуют". Между тем, ГИС-Ассоциации доподлинно, из первых рук, известно, что такие организации вносили свои предложения и им отказали в участии.

С точки зрения первого заместителя руководителя Роскартографии В.Ф. Хабарова, эти утверждения напрямую затрагивают его честь, достоинство и деловую репутацию.

С точки зрения ГИС-Ассоциации, выраженой в письменном ответе г-ну Хабарову, "…речь идет о политике Роскартографии как ведомства… Проблему, затронутую в публикации, следует рассматривать не в контексте выполнения сотрудниками центрального аппарата Роскартографии должностных обязанностей, а шире — в должной ли мере ведомственная политика отвечает интересам нашей страны, провозгласившей построение гражданского общества на основе рыночной экономики".

Реакция ГИС-Ассоциации не замедлила себя ждать
Трудно найти более достойное и необходимое для развития геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации занятие, но при этом надо помнить, что не всегда исполнять законы легче и правильней, чем их исправлять.

О материальной стороне вопроса подробнее см. Gisa.ru 1 и 2

По мнению ассоциации, сложилась практика, заключающаяся в отказе в выдаче лицензий на "составление, обновление, подготовку к изданию, издание, копирование в графическом, цифровом (электронном), фотографическом и иных видах государственных топографических карт и топографических планов городов масштаба 1:1000000 — 10000, входящих как вид работ в состав картографической деятельности" коммерческим структурам на основании ст. 1, 5 п. 3, 14 Федерального закона "О геодезии и картографии", которые квалифицируют ее как деятельность в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. В связи с этим руководством ГИС-Ассоциации было поставлено несколько риторических вопросов:
  1. Почему картографирование территории страны — это деятельность не с целью развития экономики страны и безопасности граждан, а только для оборонных целей? Если все карты, обозначенные как государственные топографические и топографические планы городов масштаба 1:1000000-10000, - это информация, создаваемая только для целей обороны, то почему этим занимается гражданское ведомство? Кто в этом случае должен создавать картографическую информацию для экономики и гражданского населения и в каком виде?
  2. Почему нужно закрывать информацию от граждан о стране в целом, а не только лишь об объектах режимного характера?
  3. Почему использовать карты могут все, кто имеет первый отдел и профессиональную подготовку, а создавать — нет?
  4. Почему Роскартография при выдаче лицензий оценивает не только профессиональные и производственные возможности компании?
  5. Почему предприятия Роскартографии, по сути, коммерческие, получают конкурентные преимущества при производстве вышеупомянутых работ?

Пока проще отказаться от карт и схем и не создавать себе лишних проблем. Вполне возможно, что жизненные убеждения знаменитого фонвизинского героя начинают совпадать с государственными. География становится одной из ненужных и обременительных наук, а решать, кого и куда именно везти, будут сами извозчики.

Максим Рахманов, Сергей Шалманов / CNews.ru