Спецпроекты

В России появятся профстандарты для специалистов в сфере беспилотного транспорта и цифровой логистики

Бизнес Кадры Интеграция Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Логистика Облачные технологии

Российская транспортная компания Traft, развивающая интеллектуальную транспортную систему Traft-OnLine, разработала перечень компетенций для специалистов в области управления транспортными ИТ-системами. Соответствующий проект направлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для дальнейшей доработки и включения нового профстандарта в единый федеральный реестр. Подобное программное обеспечение должно лечь в основу единой экосистемы для управления беспилотным транспортом к 2022 г., сообщили CNews в Traft.

По словам исполнительного директора Traft Артура Мурадяна, стандарт призван оптимизировать и ускорить рекрутинговые процессы в отечественных предприятиях, которые сегодня занимаются разработкой ИТ-решений для отрасли логистики, грузоперевозок, закупок и снабжения, а также для всех разработчиков беспилотных транспортных средств (БПТС), уровня «Камаз», ГАЗ, VolgaBus. «Беспилотные технологии и специальное ПО для автоматизации грузоперевозок идут рука об руку, беспилотники не смогут работать вне экосистемы специальных программных продуктов, которые сегодня уже свели человеческое участие во всех вопросах грузоперевозок к минимуму», — уточнил Мурадян. По подсчетам аналитиков компании, разработанный стандарт сможет привлечь и адаптировать в сфере беспилотного транспорта в течение ближайших 10 лет более 11 тыс. специалистов.

Профессиональный стандарт «специалист транспортных ИТ-систем» является уровневым и учитывает специфику работы данного работника в транспортной компании малого, среднего и большого размера (ранжируются по количество грузоперевозок за период 1 рабочий день, неделя, календарный месяц), а также в логистических проектах по модели p2p — виртуальных биржах, где заказчики могут напрямую размещать задания и искать перевозчиков в режиме реального времени. Среди списка компетенций, в частности, значатся опыт работы в системах управления ресурсами предприятия «1C» на уровне работы в системах «1С:Предприятие» или российских аналогах, понимание главных технологических принципов работы глобальных навигационных спутниковых систем GPS-ГЛОНАСС, опыт в настройке СУБД PostgreSQL.

Также в сотрудничестве с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом Traft планирует разработать еще 22 профессиональных стандарта. В их числе — специалисты по проектированию и производству БПТС, технологи по сборке и производству, операторы специального оборудования, сборщики по различным направлениям, механики, тестировщики БПТС на виртуальных полигонах, разработчики навигационных систем для беспилотников, специалисты по проектированию и строительству дорог, рассчитанных на передвижение по ним БПТС.

По заявлению компании, отдельный профстандарт будет разработан для специальности «сценарист дорожной сцены». Речь идет о программистах, которые занимаются исключительно разработкой предустановленных алгоритмов быстрого реагирования беспилотника на чрезвычайные происшествия во время движения, когда логика компьютерной программы может слишком буквально понять ситуацию на дороге и лишь ее усугубить.

«Например, любой водитель-человек знает, что на дороге бывают случаи, когда вопрос о том, будет авария или нет, даже не стоит — она неминуема; и важно в последний момент попытаться хотя бы минимизировать последствия, — рассказал Артур Мурадян. — В поведении беспилотников нет этической составляющей, которая часто может помочь в экстренных ситуациях.

К тому же, каждый форс-мажор в разные промежутки времени один и тот же водитель реагирует по-разному. На это влияет его усталость, погодные условия, характеристики самого автомобиля. Беспилотник же не сразу обзаведется эвристической способностью самообучения на дороге, поэтому сегодня важно вложить в его алгоритмы некие априорные базовые сценарии поведения в неожиданных ситуациях, которые сделают его безопасным для всех участников дорожного движения».

Сценарист дорожной сцены должен быть не просто первоклассным программистом, но еще и тонким психологом с огромным опытом управления транспортными средствами, подчеркнули в Traft.

Применять новые профстандарты планируется не только при оценке навыков и квалификации специалистов отрасли, но и с целью оптимизации государственных образовательных стандартов. Также на их базе могут быть актуализированы образовательные программы учебных заведений, которые готовят кадры для автомобильной, авиастроительной, инженерной отраслей, пояснили в компании.

Вопросы профессиональных стандартов обострены и общегосударственной повесткой дня. Так, с 1 июля 2016 г. профстандарты в России стали обязательными для предприятий всех форм собственности. Вступила в силу статья 195.3 Трудового кодекса, устанавливающая порядок применения профстандартов. Отныне действовует правило: если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

«В случае со сферой беспилотного транспорта нам необходимо не только системно внедрить профстандарты, но и определить полный функционал для каждого из специалистов этих “профессий будущего”», — добавил Мурадян.

855 профессиональных стандартов насчитывалось в реестре, размещенном на сайте Минтруда, на 26 декабря 2016 г. Пятью месяцами ранее, 25 июля, их было 818. К 2018 г. Минтруд планирует довести число профстандартов до 1500.



Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития

Профиль месяца

Нужно ли локализовывать иностранное ПО

Александр Шохин

президент Российского союза промышленников и предпринимателей