Объем российского рынка ИБ по итогам 2011 г. превысил $334 млн

Безопасность Бизнес Финансовые результаты
мобильная версия
, Текст: Татьяна Короткова

Согласно отчету независимого информационно-аналитического центра Anti-Malware.ru, объем российского рынка информационной безопасности по итогам 2011 г. достиг отметки в $334,6 млн, увеличившись по сравнению с показателем 2010 г. ($271,8 млн) на 23,1%.

«Еще несколько лет назад многих экспертам цифра в $300 млн казалась астрономической, считалось, что лучшие времена с точки зрения роста далеко позади, что рынок не будет расти темпами больше 10-15% в год. Но, как мы видим, послекризисное восстановление позволило вернуться к темпам роста свыше 20%», — отмечается в отчете Anti-Malware.ru.

Наибольший рост по итогам года продемонстрировали следующие три игрока российского рынка информационной безопасности — «Лаборатория Касперского», Eset и «Доктор Веб», увеличившие показатели выручки на 25%, 31,2% и 13% соответственно. Большую часть российского рынка решений ИБ сегодня контролируют два вендора — «Лаборатория Касперского» и Eset, доли которых составляют 52,7% ($176,3 млн) и 27,0% ($90,5 млн) соответственно. За год рыночная доля «Лаборатории Касперского» выросла на 0,8%, Eset — на 1,7%.

Остальные игроки показали более скромные результаты. Так, «Доктор Веб», несмотря на значительный прирост выручки, занимает лишь четвертое место по доле рынка — 6,7% ($22,5 млн), уступая компании Symantec с показателем в 7,6% ($25,4 млн; рост за год составил 6,7%).

Доли других вендоров, представленных на российском рынке ИБ, а именно — компаний Trend Micro и McAfee — составили всего 3,3% и 1,0%, что соответствует показателям выручки в $11,0 млн и $3,4 млн по итогам 2011 г.

Anti-Malware.ru: доли основных игроков российского рынка ИБ по итогам 2011 г.
Anti-Malware.ru: доли основных игроков российского рынка ИБ по итогам 2011 г.

«В целом рынок за последние два года консолидируется в руках двух лидеров — “Лаборатория Касперского” и Eset. Первая из них контролирует более половину рынка. Вторая — около трети. На двоих эти два вендора занимают почти 80% всего рынка. Сейчас с уверенностью можно говорить, что именно эти две компании смогли извлечь наибольшую выгоду из посткризисного восстановления рынка», — прокомментировал показатели основных игроков российского рынка ИБ Илья Шабанов, управляющий партнер Anti-Malware.ru.

Рост объема продаж в 2010 и 2011 гг. был зафиксирован во всех сегментах российского рынка ИБ-решений, но наибольший рост был отмечен в ритейле (около 26%) и государственном секторе (около 28%), говорится в отчете. В случае ритейла, по оценкам специалистов Anti-Malware.ru, продажи не только не снижаются под давлением бесплатных антивирусных продуктов, но и показывают высокие посткризисные темпы роста (следует отметить, что в 2009 г., по данным Anti-Malware.ru, рост в ритейле практически остановился).

Корпоративный сегмент рынка за два последних года вырос не так сильно (около 18%). Это обусловлено тем, что этот сегмент был наиболее стабильным в кризисный 2009 г., и точек для бурного роста в последующие годы не нашлось, пояснили в компании. Сегмент малого и среднего бизнеса по-прежнему не демонстрирует должного роста и остается сегментом с большим потенциалом на будущее.

«Одним из ключевым драйверов бурного посткризисного роста в 2010-2011 годах стал ритейл. Поэтому только серьезно работающие в этом сегменте компании, а это “Лаборатория Касперского”, Eset и “Доктор Веб”, могут похвастаться серьезными цифрами роста и в итоге улучшили свои позиции. Зарубежные производители, делающие ставку в основном на корпоративные продажи (Symantec и Trend Micro) фактически остались на прежнем уровне или показали совсем небольшой рост», — заключил Илья Шабанов.