Объем рынка ERP-систем в России в 2014 г. вырос на 4%
Объем российского рынка ERP-систем (включая продажу лицензий, услуги по внедрению и сопровождению программ, а также облачных сервисов), по данным TAdviser Report, в 2014 г. вырос на 4%, составив p99,2 млрд. Об этом CNews сообщили в TAdviser. Тем не менее, несмотря на ослабление национальной валюты, TAdviser Report ожидает падения рынка ERP-решений примерно на 20% в рублях. По мнению аналитиков, влияние на данный сегмент окажет замедление роста экономики России. Инвестиционные бюджеты во многих компаниях на 2015 г. были значительно урезаны, а ряд заключенных контрактов — расторгнуты. В то же время, скачок обменного курса иностранных валют привёл к удорожанию лицензий на зарубежные системы. В итоге масштабные проекты внедрений иностранных ERP для конечных клиентов стали дороже.
В свою очередь, снижение цен на нефть и экономические санкции, которые коснулись некоторых отраслей — активных потребителей ERP, в первую очередь, повлияют на сбыт иностранных решений, продажи которых, по оценкам TAdviser Report, в 2015 г. могут упасть на 35%.
В то же время, ситуация с курсом рубля привела к тому, что ставки российских консультантов в валюте снизились, поэтому для некоторых предприятий, имеющих зарубежную штаб-квартиру/ведущих учет в валюте, это является плюсом в пользу принятия решения о старте проектов, несмотря на общую сложную экономическую ситуацию.
Доходы участников российского рынка ERP
Несмотря на замедление роста ВВП России (+0,6% в 2014 г.), большинство разработчиков и внедренцев ERP, которые предоставили данные TAdviser, показали более существенный рост доходов: в среднем +8,9% по 18 компаниям. В пятерку лидеров по выручке вошли «Борлас» , AT Consulting, Maykor-GMCS, «Крок» и «Галактика». Между тем, наибольшую динамику год к году показали компании «Гэндальф» и AFM Consulting — 110% и 91% соответственно.
Доли интеграторов по числу ERP-проектов
Что касается доли системных интеграторов, выраженной не в денежном эквиваленте, а в количественном (по числу реализованных ERP-проектов в общем объеме), то здесь абсолютное лидерство принадлежит франчайзи «1C», что не удивительно, так как именно в количественном разрезе «1C:Предприятие», по данным TAdviser, является наиболее часто используемой в России ERP-платформой.
По данным собственной базы проектов TAdviser (более 8 тыс. ERP-проектов), максимальное число внедрений систем данного класса за всю историю наблюдений было выполнено компаниями «Первый БИТ», «Галактика» (занимается внедрением собственной ERP-платформы), «1С-Авиант», «Компас» (также внедряет собственную систему) и «1С-Рарус». Три компании из пяти в этом списке являются франчайзи «1C».
За 2014 г. в отдельности список интеграторов по числу выполненных ERP-проектов возглавляют также компании-франчайзи «1С».
Наиболее часто внедряемые ERP-платформы в России
По оценкам TAdviser, в России по количеству проектов (проникновение ERP-платформ на российский рынок) абсолютным лидером является компания «1C». Например, только на платформе «1С:Предприятие 8.0» в стране реализовано более 11,6 тыс. комплексных проектов (когда внедрен полный функционал платформы).
Несмотря на то, что в базу TAdviser попадают не все проекты, а только те, данные о которых представлены публично, накопленная статистика позволяет говорить о частоте использования тех или иных платформ в России. По состоянию на июль 2015 г. за всю историю наблюдений центра TAdviser (с 2005 г.) наиболее часто внедряемыми платформами можно назвать, помимо «1С:Предприятия 8.0”», также и «Галактику ERP», Microsoft Dynamics AX, Microsoft Dynamics NAV, SAP ERP.
Основные тенденции рынка ERP
Среди главных тенденций развития российского рынка ERP в 2014-2015 гг. в TAdviser называют импортозамещение и «доосвоение» возможностей ERP-систем, использование которых зачастую было неполным. Кроме того, растет спрос на узкоспециализированные функции и намечается тенденция к изменению пользовательских интерфейсов ERP в сторону более дружественных и удобных для пользователя.
Тренд на импортозамещение, по данным TAdviser Report, пока не оказал существенного влияния на российский рынок ERP-систем. Однако интерес заказчиков к отечественному ПО явно возрос.Так, продажи ERP-систем группы «1С» в 2014 г. взлетели на 63%, а в 2015 г. могут прибавить еще 10%.
Наиболее востребованными российские продукты, по оценкам аналитиков TAdviser, будут в нефтегазовой отрасли и машиностроении. Кроме того, с 1 января 2016 г. должен усилиться реальный спрос на отечественные ERP-системы в связи с вступлением в силу федерального закона о преференциях для российского ПО в госсекторе.
«И клиенты, и крупные интеграторы стали активнее обращать внимание на российские разработки, да и сами производители ПО существенно активизировались. Призыв [к импортозамещению] действует и весьма эффективно», — подтвердил Михаил Нелькин, партнер компании AT Consulting, директор практики ERP.
По мнению российских интеграторов, внедряющих иностранные решения, спрос на них также сохранится, хотя и не будет таким интенсивным, как в 2010-2013 гг.
«Существующие российские аналоги значительно отличаются от возможностей системы SAP, которая за прошедшие 20 лет использования на российском рынке очень хорошо адаптирована под специфику нашего бизнеса, — считает исполнительный директор «АйДи — Технологии управления» Роман Коновалов. — Конечно, есть ряд компаний, которые рассматривают именно российские аналоги, в том числе не исключают переход на отечественное ПО, хотя таковых примеров пока не много».
Как отмечается, в конце 2014 г. и в 2015 г. появилась тенденция к «доосвоению» возможностей ERP-систем. Сложная экономическая ситуация в стране, повлекшая за собой сокращение ИТ-бюджетов, привела к тому, что многие компании стали по максимуму «выжимать» из инвестиций, вложенных в том числе и в ERP-системы.
Еще одна тенденция, выявленная TAdviser — это изменение спроса крупных корпоративных заказчиков от ERP-систем в целом к отдельным решениям, закрывающим частные функциональные области.
«Сейчас востребованы узкие задачи, и так как продукты для управления производственными предприятиями от всех вендоров базируются на модульной архитектуре, то рынок идет по пути закрытия отдельных задач — наблюдается тенденция деления крупных проектов на самостоятельные функциональные части», — пояснила Олеся Лачугина, начальник управления маркетинга корпорации «Галактика».
«Постоянно прирастая новым функционалом, ERP-системы становятся все более сложными. Это ведет за собой трудности с расширением, удорожанием поддержки, и они начинают страдать от недостатка гибкости, столь востребованной современными компаниями, — указали в TAdviser. — В ответ на это, разработчики стараются упростить пользовательский интерфейс системы в сторону более дружественного и удобного».
С полной версией обзора «Российский рынок ERP» можно ознакомиться здесь.