Разделы

Бизнес Законодательство ИТ в госсекторе Российское ПО

Софт из Белоруссии и Казахстана пустят в реестр российского ПО

Реестр российского ПО вскоре может пополниться софтом, разработанным в странах-участницах ЕАЭС. Это уравняет программные продукты ЕАЭС в правах с российскими при совершении государственных закупок. Минкомсвязи обещает следить, чтобы новые правила не стали лазейкой для компаний третьих стран, не входящих в союз.

Госзакупки софта из ЕАЭС вынесены на обсуждение

На общественное обсуждение на сайте regulation.ru вынесен законопроект Минкомсвязи, который предлагает разрешить компаниям из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вносить свои разработки в Единый реестр российского ПО. Обсуждение проекта завершится 15 ноября 2016 г.

Законопроект содержит поправки к федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые фактически уравнивают софт из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии в правах с российским ПО, когда дело касается государственных или муниципальных закупок.

Чьи продукты будут допущены в реестр

Законопроект называет разработчиков, чьи продукты могут быть допущены в Единый реестр. Во-первых, это сами государства-участницы ЕАЭС. Во-вторых, это некоммерческие организации, руководство которых формируется странами союза или гражданами этих стран. Обязательное условие – чтобы никакие представители третьих государств не могли влиять на управление этими некоммерческими организациями.

Законопроект Минкомсвязи позволит компаниям из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вносить свои разработки в Единый реестр российского ПО

В-третьих, регистрировать софт в реестре могут коммерческие организации, контрольный пакет которых принадлежит странам-участницам ЕАЭС или управляемым ими некоммерческим организациям. Наконец, вносить свои разработки в реестр могут лично все граждане государств союза.

Обязательные условия допуска

Обязательное условие внесения в реестр таково: регистрируемое ПО должно находиться в обороте на территории страны-участника ЕАЭС. То есть экземпляры программы и права на ее использование должны свободно реализоваться в этом государстве.

Кроме того, выплаты по лицензии и другим договорам предоставления прав в пользу иностранных лиц и контролируемых ими организаций ЕАЭС не должны превышать 30% от выручки правообладателя от реализации ПО.

В реестр не будут включаться разработки, которые составляют государственную тайну стран-участниц союза.

Проблема третьих стран

Законопроект, который откроет Единый реестр для продуктов из ЕАЭС, был анонсирован Минкомсвязи в октябре 2016 г. Тогда же министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров отметил, что с целью проникновения на российский рынок новыми правилами могут воспользоваться компании третьих стран, не входящих в состав союза. Такие попытки будут пресекаться министерством, которое обещает проверять цепочки бенефициаров и контракты на передачу прав.

Минкомсвязи ждет ответных инициатив от стран-участниц ЕАЭС, которые сделают новые правила двусторонними. Иными словами, на бюджетные средства всех государств союза будет закупаться ПО только из Единого реестра, о чем Никифоров сообщил в сентябре 2016 г.

Замещение импортного ПО

Отстаивая место в секторе российских госзакупок ПО, страны ЕАЭС сначала собирались добиться отмены постановления российского правительства № 1236, принятого в ноябре 2015 г. Постановление утвердило разработанные Минкомсвязи ограничения на допуск иностранного софта при осуществлении государственных и муниципальных закупок, а также правила формирования и ведения Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Госзакупки были ограничены продуктами, включенными в реестр, за исключением тех случаев, когда в нем отсутствует ПО с необходимыми характеристиками. Всего в реестре на сегодняшний день числится 2037 продуктов от 583 правообладателей, в том числе 23 российских операционных системы.

Валерия Шмырова