Разделы

Бизнес Цифровизация

Россия получит свои комплектующие ПК и телевизоров

В России создается Ассоциация производителей электроники. Основная ее цель — содействовать увеличению доли российских компаний на внутреннем и мировом рынке. По мнению учредителей, создание ассоциации позволит значительно усилить роль отечественной электроники как на корпоративном, так и на потребительском уровне.
Собственная электроника — это словосочетание в последнее время все чаще упоминается в дискуссиях разного уровня. Так, отечественной электронной компонентной базой недавно всерьез озаботилось правительство России, пообещав выделить на реализацию «Стратегии развития электронной промышленности» порядка 23 млрд. руб. Однако этого, безусловно положительного шага, по мнению многих российских производителей, будет недостаточно для того, чтобы «сделать электронику одним из реальных приоритетов промышленной политики России».

Решение о создании Ассоциации производителей электроники было принято в декабре 2006 года. В течение первых месяцев 2007 года были разработаны цели и задачи объединения, а также назначен исполнительный директор ассоциации. Им стал Михаил Маслов, ранее занимавший руководящие должности в ЦНИИ «Циклон» Министерства электронной промышленности СССР, а также в ряде коммерческих фирм.

«В настоящее время создан исполнительный комитет по подготовке учредительного собрания ассоциации, в него вошли представители компаний "Альтоника", "Макро Тим", "Остек" и другие, — рассказал CNews Михаил Маслов. — Первоочередная наша цель — подготовиться к учредительному собранию, а затем начнется работа по привлечению новых членов ассоциации, работа с органами власти, с Роспромом, МЭРТом и др.».

При построении структуры созданной организации учредители планируют перенимать опыт из смежных сфер, в частности у Ассоциации разработчиков программного обеспечения Руссофт. «Руссофт создавался и является до сих пор ассоциацией (по сути, а по юридической форме некоммерческим партнерством) коммерческих компаний, работающих в смежной высокотехнологичной отрасли, — рассказывает Иван Покровский из ИД «Электроника». — Они ставили и ставят перед собой задачи, подобные нашим, есть ряд общих задач, в которых мы можем объединяться. Руссофт накопил большой опыт как положительный, так и отрицательный, мы хотим воспользоваться этим опытом, а Руссофт готов им поделиться».

Создаваемая ассоциация намерена лоббировать интересы вошедших в нее компаний. В настоящее время производителей не устраивают условия импорта компонентов и технологического оборудования, условия экспорта готовой продукции, принципы распределения государственного заказа и государственного финансирования, система подготовки специалистов, имидж российской электроники и ряд других факторов, говорится в заявлении исполнительного комитета по подготовке учредительного собрания ассоциации.

«Система распределения и управления госзаказом, мягко говоря, не совершенна. Идея не в том, чтобы предъявить альтернативных исполнителей госзаказа, а в том, чтобы настроить эффективное взаимодействие между заказчиком, головными исполнителями и соисполнителями (субконтрактерами), чтобы повысить результативность и качество выполнения госзаказов и повысить прибыльность каждого участника, снизить риски, — объясняет Иван Покровский. — Ассоциация, представляя интересы множества предприятий отрасли, в состоянии взять на себя разработку необходимой нормативной базы и, что очень важно, экспертную функцию. Сегодня ее исполнить некому, поэтому происходит конкуренция лоббистов от различных промышленных групп, а не технологий и производственных ресурсов».

Учредители ассоциации уверены, что уже сейчас российские компании могут конкурировать с Западом и Востоком и на корпоративном рынке. «Это происходит без всякого участия и поддержки государства, даже вопреки существующей политике, — считает г-н Покровский. — Нет сомнений, что b2b-продукция российского производства может успешно конкурировать и на внешнем рынке, но сейчас этому мешает собственное российское таможенное законодательство и бюрократия».

Более того, представители создаваемой ассоциации заявляют, что и на потребительском рынке электроники Россия имеет все шансы занять свою нишу. «Этот вопрос нужно разбить на три. Возможно ли в России развитие массового контрактного производства электроники? Возможно ли в России создание инноваций, применимых в потребительской электронике? Возможно ли в России создание сильного национального бренда в области потребительской электроники? На все три вопроса можно ответить утвердительно, — уверен Иван Покровский. — Причем решения этих трех задач не противоречат друг другу, они совместно решаемы. Будут эти задачи решены — будут появляться в России крупные конкурентоспособные производители потребительской электроники, а если не будут решены, то никакое накачивание государственными деньгами не поможет».

Александр Левашов