Разделы

Бизнес Законодательство Интернет Веб-сервисы

«Яндекс» повторно проиграл дело о пиратстве

«Яндекс» проиграл «АСТ-Пресс Книга» апелляционный суд о размещении на своем сайте «Словаря антонимов». Теперь поисковик будет обязан удалить спорную книгу из публичного доступа.

«Яндекс» повторно проиграл издательству «АСТ-Пресс Книга» суд об использовании в интернете «Словаря антонимов». Апелляционные слушания по этому делу состоялись 23 августа 2011 г. Об этом рассказал CNews замгендиректора издательства Константин Деревянко. «Теперь наши права (на «Словарь антонимов» - прим. CNews) подтверждены окончательно», - заявил Деревянко CNews.

Напомним, что поисковик и издательство спорили по поводу «Словаря антонимов» под редакцией Михаила Львова, который, по мнению «АСТ-Пресс Книги», был размещен в разделе сайта «Яндекс.Словари» с нарушением прав издательства.

Отдельная претензия издательства касалась знаков охраны авторского права словаря. Начальник юридического отдела «АСТ-Пресс Книги» Сергей Минин рассказывает, что «Яндекс» удалил разместил на онлайн-версии словаря знак копирайта издательства и вместо этого разместил свой.

Первый суд между «АСТ-Пресс Книгой» и «Яндексом» состоялся 14 июня 2011 г. По его итогам «Яндекс» был обязан уплатить издательству 500 тыс. руб. компенсации за нарушение «исключительных имущественных авторских прав» издательства и понести расходы по судебной пошлине (5371,94 руб.).

Заметим, что это 10-кратно меньшая компенсация, чем та, которую хотело получить от «Яндекса» «АСТ-Пресс Книга»: 5,3 млн руб. за нарушение авторских прав и 10 тыс. руб. издержек. Кроме того, суд обязал «Яндекс» удалить спорный словарь с сайта.

Это решение поисковик пытался безуспешно опротестовать в апелляционном суде, однако теперь оно вступило в законную силу.


«Яндекс» с июня не может доказать, что он не пират

Спорный «Словарь антонимов» пока находится в онлайне, и замгендиректора «АСТ-Пресс Книга» Деревянко знает об этом. «Я в курсе того, что доступ к словарю открыт, но полагаю, что это просто временные технические проблемы «Яндекса».

Коллизия между «Яндексом» и «АСТ-Пресс Книгой» (издательство не имеет отношения к группе АСТ) возникла, когда каждая из организаций заключила лицензионный договор с автором «Словаря антонимов» 84-летним Михаилом Львовым, причем «АСТ-Пресс Книга» сделала это раньше, чем «Яндекс».

Начальник юридического отдела издательства Сергей Минин рассказал CNews, что договор «АСТ-Пресс Книги» с автором словаря Львовым был заключен еще в 2002 г., и в тот момент предусматривал исключительные права компании на издание и распространение словаря в виде книги. В 2006 г. «АСТ-Пресс Книга» заключила дополнительное соглашение к эксклюзивному договору со Львовым, которое касалось распространения словаря любым способом, включая интернет.

После этого, рассказывает Минин, «Яндекс» заключил собственный договор с автором, причем сделал это в обход «АСТ-Пресс Книги» (в издательстве, как говорит юрист, об этом узнали в ходе суда). Договор «Яндекса» также включал право на распространение словаря в интернете.

Помимо собственно факта размещения словаря в Сети, отметил Минин, претензии издательства к поисковику состояли в том, что до июня 2011 г. «Яндекс» использовал не только сам словарь, но и его художественное оформление (а именно обложку).

В юридическом отделе «Яндекса» рассказали CNews, что по-прежнему считают «использование словаря правомерным, поскольку оно осуществлялось на основании лицензионного договора с его автором».

По договору «Яндексу» было предоставлено право на воспроизведение, переработку и использование словаря в Сети путем доведения до всеобщего сведения, настаивают юристы поисковика. С их точки зрения, «АСТ-Пресс Книги» и «Яндексу» автором был предоставлен разный объем правомочий, и нарушений прав издательства со стороны «Яндекса» не было. К сожалению, замечают юристы поисковика, сам Львов не смог участвовать в судебных процессах и прояснить суду свою позицию по договорам, заключенным им с издательством и «Яндексом».

Представители поисковика говорят, что «Яндекс» исполнит решение суда, невзирая на несогласие с ним. Юристы изучают возможность обжаловать решение арбитража в кассационном порядке.

Стоит напомнить, что дело «АСТ-Пресс Книги» против «Яндекса» началось летом 2010 г., когда издательство направило поисковику претензии, касающиеся использования двух словарей: «Словаря антонимов русского языка» и «Русского орфографического словаря». При этом если в отношении «Словаря антонимов» прошло уже два судебных слушания, то претензии об орфографическом словаре стороны смогли урегулировать во внесудебном порядке.

Ранее Константин Деревянко рассказывал CNews, что «простая схема лицензирования словаря для публикации в открытом доступе вряд ли будет интересна издательству. Скорее всего речь может пойти о «комплексном использовании словарного контента в сети интернет», который может подразумевать, в частности, частично платный доступ к словарям».

Владислав Мещеряков