Определены крупнейшие компании по поддержке ПО SAP в России
В ранкинге аутсорсеров, поддерживающих программное обеспечение SAP, первые места по выручке заняли IBS, «Энергодата» и «Астерос». Суммарный доход 18 лидеров в 2011 г. превысил 3,5 млрд руб.Аналитики TAdviser составили ранкинг «Аутсорсинг поддержки решений SAP: крупнейшие игроки в России 2012». Под таким аутсорсингом понимается любое обслуживание ПО после его внедрения: телефонная поддержка, обновления версий, обучение пользователей и т.д. Учитывается и полная, и частичная передача этих работ на аутсорсинг в течение 2011 г. Не учитывался аутсорсинг подлежащей инфраструктуры: аренда серверов и т.п. Также не включались в исследование инсорсинговые структуры.
Всего по оценке аналитиков услуги поддержки приложений SAP в России оказывают около 120 партнеров вендора. Однако среди них много получивших статус, но реально не занимающихся такими работами. Есть и обратные примеры, когда у крупных игроков аутсорсинг поддержки решений SAP формирует значительную долю выручки.
По оценкам TAdviser, более 50% этого сегмента рынка приходится на федеральных игроков и крупных сервис-провайдеров. Суммарно же в 2011 г. при такой методике расчета объем сегмента составил более $150 млн. или свыше 4,6 млрд руб. Это на 18% больше, чем годом ранее. Из общей суммы более 3,5 млрд руб. пришлось на верхушку ранкинга из 18 его лидеров по выручке. Их можно увидеть в таблице ниже.
Из крупнейших игроков рынка системной интеграции в ранкинг попали IBS, «Астерос» и «Оптима». На момент выхода материала в российском офисе SAP не ответили на вопросы CNews об отношении к позициям в ранкинге и прямом предоставлении вендором услуг поддержки собственного ПО.
Выручка компаний от услуг по аутсорсингу поддержки SAP за 2011-2010 год(в тыс. рублей с НДС)
№ | Компания | 2011 | 2010 | 2010-2011, % | Число проектов, 2011 |
1 | IBS* | 685 676 | - | - | - |
2 | Энергодата | 621 393 | 586 617 | 5,9 | - |
3 | Астерос* | 425 320 | - | - | - |
4 | ИТСК | 361 080 | 291 460 | 23,9 | 58 |
5 | Тим Форс | 350 000 | 150 000 | 233,3 | 15 |
6 | Группа BDO | 244 397 | - | - | 5 |
7 | ИТиК | 170 000 | 155 000 | 9,7 | 2 |
8 | Парма-Телеком | 156 934 | 143 330 | 9,5 | 10 |
9 | Ciber Russia* | 145 850 | - | - | 20 |
10 | Оптима, ГК | 123 381 | 102 764 | 20 | 8 |
11 | Информ-Консалтинг | 67 638 | 60 604 | 11,6 | 6 |
12 | АСАП Консалтинг | 56 000 | 39 000 | 43,6 | 8 |
13 | Эвола | 46 000 | 30 000 | 53,3 | 6 |
14 | Сапран | 43 000 | 12 000 | 358,3 | 10 |
15 | Гоу-Лайф | 42 000 | 37 000 | 13,5 | 8 |
16 | Molga Consulting* | 27 170 | 17 940 | 51,5 | 13 |
17 | ALPE consulting | 20 000 | 12 000 | 66,7 | 10 |
18 | Миго-групп | 4 000 | 3 000 | 33,3 | 4 |
Всего | 3 589 839 | 1 640 715 |
Центр TAdviser, октябрь 2012
*По оценке TAdviser
Как заявил аналитикам TAdviser директор департамента по работе с партнерами SAP СНГ Андрей Демин, представительство берет на себя только функции контроля качества в наиболее сложных проектах внедрения и рассказывает партнерам о новых продуктах. Также SAP Consulting может работать на субподряде у российской компании. Всем остальным занимаются партнеры.
Участники рынка расходятся во мнениях о том, предпочитают ли компании заниматься обслуживанием внедренного ПО самостоятельно или привлекать аутсорсеров. TAdviser прогнозирует, что по итогам 2012 г. рост сегмента аутсорсинговой поддержки SAP составит 15%, т.е. замедлится. По прогнозам же Accenture, приводящимся в отчете, ближайшие 2-3 года этот сермент будет расти в среднем на 20-30% ежегодно.
«Сегодня рынок аутсорсинга поддержки решений SAP находится на стадии активного развития и стремительно меняется как количественно, так и качественно, - считает Сергей Никитин, партнер MOLGA Consulting. - Если лет 10 назад проекты чаще сопровождались собственными силами клиента, а на аутсорсинг привлекали специалистов SAP, в основном, для осуществления третьего уровня поддержки (сложные вопросы и задачи по настройке системы), то к 2009 г. компании стали с помощью аутсорсинга уже решать задачи второго уровня поддержки. В настоящее время наблюдается тенденция, что все больше и больше компаний стали привлекать сторонних специалистов для обеспечения комплексной поддержки системы, включая первый уровень».
«Сейчас заметно выделение на рынке ряда игроков, создающих у себя обособленные практики сопровождения, - говорит Андрей Агапкин, исполнительный директор «Энергодата». - Это компании, существенно различающие для себя проектный бизнес и бизнес сопровождения. Они активно работают над совершенствованием своих процессов сопровождения, от подготовки персонала до элементов взаимодействия с пользователями, от расстановки точек контроля до комплексной мотивации команды. И самое важное – они отдают себе отчет, что эта работа по улучшению никогда не должна закончиться. Будущее ИТ-аутсорсинга – за такими компаниями, и, думаю, в среднесрочной перспективе мы с вами это увидим».
В рейтинге TAdviser обращает на себя внимание кратное увеличение дохода занимающейся лизингом проектных команд «Тим форс» (Team Force) и SAP-интегратора «Сапран» (Saprun) при относительно небольшом количестве проектов. Последняя в этом году попала на 100 место рейтинга «CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2011» с общей выручкой 460 млн руб. На долю поддержки из них пришлось 43 млн руб. Клиентами компании являются Tele2 Россия и «Фрито лэй мануфактуринг».