Разделы

Бизнес Тендеры

Чиновники и электронные площадки готовятся к отбору новых провайдеров госзакупок

В следующем году Минэкономразвития и ФАС выберут новые электронные торговые площадки для размещения госзаказа. Участники рынка настроены скептически, полагая, что власти не допустят к столь доходной деятельности новые ЭТП. Предыдущий отбор площадок для госзаказа также был напряженным и закончился судебными разбирательствами.

В 2014 г. Минэкономразвития и ФАС РФ выберут новые электронные торговые площадки (ЭТП) для размещения госзакупок. Четыре последних года эту функцию выполняют 5 ЭТП: «Сбербанк-АСТ», Единая электронная торговая площадка (Росэлторг), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, ЭТП ММВБ и площадка «РТС».

В Минэкономразвития CNews сообщили, что критерии отбора электронных площадок для госзакупок будут утверждены в первой половине следующего года. К июню 2014 г. Минэкономразвития, Минкомсвязи и ФАС РФ совместными усилиями разработают и внесут в правительство проект постановления с описанием порядка и условий отбора операторов электронных площадок для проведения электронных аукционов. После принятия постановления любой оператор электронной площадки будет вправе принять участие в данном отборе. Список выбранных ЭТП появится в августе 2014 г., а размещать госзаказы они начнут уже в 2015 г.

Некоторые участники рынка скептически настроены в отношении предстоящего конкурса. «Мы не ждем чудес от нового отбора, скорее всего это будет очередной «прыжок на месте» и, несмотря на обещанную Минэкономразвития ротацию, это будет очередная формальная процедура, результатом которой станет то, что количество площадок останется прежним (за это очень ратует Федеральная антимонопольная служба), основные действующие лица останутся на своих местах, ну а в массовке произойдет перестановка на аффилированные компании», - считает Александр Шраменко, один из учредителей ЭТП SETonline.

За увеличение количества ЭТП для размещения госзаказа активно ратует компания «Фабрикант». «Вообще, отобрав 5 площадок, государство выстроило олигополию, которая, по сути, занимается сбором оброка в виде финансового обеспечения со всех участников госзаказа», - отмечает Сергей Габестро, генеральный директор ЭТП «Фабрикант». Однако он надеется, что в этот раз Минэкономразвития будет «готово провести реально конкурентную процедуру отбора площадок, а не назначить работать с госзаказом тех, кто ближе».

Прошлый конкурс среди ЭТП Минэкономразвития и ФАС РФ проводили в 2009 г. В ходе отбора 5 вышеперечисленных торговых площадок утвердили для размещения госзакупок с 2010 по 2014 гг.


Сергей Габестро оспаривал результаты предыдущего конкурса Минэкономразвития в суде

Результаты того конкурса в судебном порядке оспаривала компания «Фабрикант», которая в качестве третьих лиц привлекла к судебному разбирательству и другие торговые площадки, которые участвовали в конкурсе, но не прошли отбор. «Сам по себе «отбор» как конкурсная процедура отсутствует в ГК и в 94-ФЗ. Вот с эти я был не согласен. Государство не должно придумывать формы, чтобы узаконить решения, которые заранее были приняты конкретными чиновниками в кабинетах», - отмечает Габестро.

Александр Шраменко также утверждает, что в ходе того конкурса не были определены критерии отбора площадок и вес данных критериев. «Фактически были объявлены некие условия работы, собраны предложения площадок и определены победители на основании каких-то субъективных оценок членов комиссии. При этом, чудесным образом из 18 поданных заявок отобраны 5 площадок, 3 из которых были созданы непосредственно перед отбором, а еще 2 и вовсе не существовали. Ну и конечно, «удивительным» для всех явился тот факт, что отобраны были только компании, так или иначе созданные при участии государства», - говорит Шраменко.

Однако суд встал на сторону Минэкономразвития и отказался удовлетворить требования «Фабриканта» признать конкурс незаконным.

Причина, по которой ЭТП так борются за право заниматься госзакупками, очевидна - эта деятельность позволяет значительно увеличить оборот средств, которые проходят через ЭТП, и выручку самой ЭТП. Например, выручка «Росэлторга» в 2009 г., когда компания еще не размещала госзаказы, составляла 6,6 млн руб. В первый же год работы с госзакупками выручка данной ЭТП выросла до 236 млн руб., то есть на 3 575%. В дальнейшем выручка «Росэлторга» стабилизировалась и за 2012 г.составила 290 млн руб.

Мария Коломыченко