CNews: Как вы оцениваете динамику российского сегмента банковской информатизации в 2014 году по сравнению с 2013 годом, а также рост 2013/2012 годов?
Виталий Патешман: Те банки, что всегда задавали тренды в отрасли, продолжают начатые проекты. Это, в основном, крупные корпоративные и розничные кредитные организации. Они стремятся быть технологическими лидерами в области ДБО и реализуют очень интересные решения. Другие банки заняли позицию выжидания и не спешат браться за новые проекты. В целом все действуют согласно утвержденным ранее планам и не сворачивают работы, запланированные на этот год.
Для BSS 2014 год знаковый. Компания сделала ставку на усиленное развитие платформы CORREQTS, существенно увеличила проектную команду, утвердила беспрецедентные планы развития. Мы сконцентрировались на запуске новой платформы digital banking, аккумулируя свои усилия на ее развитии и продвижении.
CNews: Какие требования банков к системам ДБО можно назвать самыми актуальными?
Виталий Патешман: Банки стремятся наилучшим образом удовлетворить потребности как корпоративных, так и розничных клиентов. Они видят в этом возможность развития собственного бизнеса, увеличения продаж банковских продуктов и финансовых услуг. В этой связи банки хотят, чтобы система ДБО для юридических лиц предоставляла их клиентам комплексный сервис, обеспечивающий взаимодействие с кредитными организациями, государственными ведомствами и собственными контрагентами. К ДБО для физических лиц подход иной: банкам необходима система, которая будет эффективно решать задачи повышения активности розничных клиентов при взаимодействии с кредитной организацией.
CNews: Какие требования пользователей к системам ДБО выходят на первый план?
Виталий Патешман: Корпоративным клиентам становится важно получать комплексный сервис, который позволит взаимодействовать как с банками, так и государственными ведомствами и собственными контрагентами. Для банков актуально предоставление разным типам пользователей различных возможностей. Это нашло свое воплощение и в развиваемой компанией BSS системе digital banking. Например, для бухгалтеров у нас есть такой функционал ДБО, как заведение платежных документов, их отправка в банк, получение информации из банка. Для руководителей предусмотрены другие функциональные возможности, позволяющие принимать управленческие решения и вести хозяйственную деятельность, например, финансовая аналитика, планирование доходов, построение графиков кэш-флоу (cash flow), платежный календарь.
CNews: Аналитики заявляют, что для пользователей, живущих за рубежом, постепенно определяющим фактором в выборе банка становятся системы ДБО. Можно ли применить этот тезис к России?
Виталий Патешман: На наш взгляд, в России сформировался спрос на ДБО, которое позволяет корпоративным клиентам выполнять все свои задачи хозяйственной деятельности, не прибегая к другим решениям. Такая система удобна, оперативна, гибка и доступна. Она позволяет взаимодействовать и с государственными ведомствами, например, в части предоставления налоговой отчетности, и с банками, и с контрагентами посредством электронного документооборота. Получая средство электронной подписи у банка, клиент дальше может применять его для взаимодействия со всеми ведомствами и юридическими лицами. Не надо обращаться за ключом для сдачи отчетности или ключами для доступа к другим сервисам в специализированный аккредитованный удостоверяющий центр. Один ключ для всех сервисов выдает банк, предоставляющий клиенту систему ДБО. Весь спектр необходимых услуг становится легко доступным. По большому счету, для начала ведения своей хозяйственной деятельности юридическому лицу надо один раз обратиться в банк и открыть счет. Далее все необходимое он оперативно получает из рук банка в канале ДБО. Наш опыт подтверждает правильность этого направления. Совместно с одним из банков мы реализовали такую концепцию. В результате количество новых клиентов банка удвоилось.
Виталий Патешман: На наш взгляд, в России сформировался спрос на ДБО
В другой плоскости лежит вопрос гибкости, удобства и доступности системы ДБО для физических лиц. Решение этого вопроса способно повысить активность розничных покупателей. Сейчас среднее количество активных клиентов в зависимости от банка составляет от 15 до 35%. Этого явно недостаточно. Мы предоставляем в нашей системе для физических лиц «ДБО. BS-Client. Частный Клиент» сервис управления личными финансами (PFM), приучая частных клиентов планировать и контролировать свои финансы в системе интернет-банкинга. На основе данных PFM банк узнает потребности клиента, составляет его финансовый портрет и использует эту информацию для кросс-продаж и продвижения своих банковских продуктов.
Дополнительно мы реализуем интерактивное взаимодействие системы интернет-банкинга с розничными клиентами. Так, при наличии неоплаченного счета или штрафа ГИБДД, система информирует об этом, направляя SMS или push-уведомление с предложением оплаты. Пользователь может это сделать ответным сообщением или в интернет-банке. Обеспечивая постоянное взаимодействие с банком, мы приучаем клиента пользоваться интернет-банкингом и переводим его из пассивных клиентов в разряд активно использующих систему ДБО.
CNews: Сравните требования к системам ДБО физических и юридических лиц. Насколько для этих групп важна мобильная составляющая?
Виталий Патешман: В настоящее время все банки согласны с тем, что мобильный канал обязателен для ДБО. Одно время встречались решения, в которых интернет-банк и мобильный банк были двумя независимыми друг от друга каналами, развивались параллельно, обладая каждый своим функционалом. Сейчас сформировался стандарт, определяющий мобильный банк и интернет-банк, как две дополняющие друг друга системы. Они обладают едиными средствами идентификации и подтверждения операций. Частный клиент не должен думать, в каком канале он работает, для него это единое решение. Он может начать операцию в мобильном банке в смартфоне, а закончить ее в интернет-банке на ноутбуке или стационарном компьютере. Он заводит шаблон в интернет-банке, а совершает платежи по нему в мобильном банке. То есть пользуется тем каналом, который в данный момент наиболее удобен без всяких ограничений по функционалу относительного другого канала. Компания BSS сегодня активно занимается созданием системы такого класса.
CNews: Можете ли дать рекомендации банкам по выбору ДБО-систем?
Виталий Патешман: Если банк планирует выбор системы ДБО, то ему стоит задуматься о том, какой будет система ДБО завтра. Мы считаем, что будущее только за системами digital banking.
CNews: Если заглянуть в будущее, какими будут системы ДБО через 4–5 лет с точки зрения возможностей и банков и клиентов?
Виталий Патешман: Системы ДБО переходят на новый этап развития – digital banking. Концепция digital banking воплощает в себе будущее дистанционного банковского обслуживания. Так, для корпоративных клиентов digital banking реализует все необходимые взаимодействия с банками, государственными ведомствами и своими контрагентами. Системы ДБО в нынешнем виде – пройденный этап. Компании, предлагающие такие решения, перестанут быть конкурентоспособны, существенно отстанут от лидеров.
CNews: Как, на ваш взгляд, будет проходить информатизация в российском банковском секторе в 2014–2017 годах? Какие тренды будут основными?
Виталий Патешман: На мой взгляд, информатизация российского банковского сектора в этот период будет преследовать цель увеличения комиссионного дохода. Это связано как с внешнеполитической, так и внутриэкономической ситуацией. С одной стороны – введение санкций и ограничение заимствований для российских банков, с другой – снижение депозитных ставок и уменьшение маржи между ставками привлечения и размещения. Банки будут стремиться разными путями, в том числе и посредством ДБО, увеличивать комиссионный доход, поэтому предпочтение будет отдаваться тем системам ДБО, которые позволяют этого достичь.
С этой точки зрения опыт BSS и тренды развития наших продуктов показательны. Сегодня компания BSS сосредоточена на выведении на рынок новой системы digital banking, которая построена на платформе CORREQTS. Она предоставляет юридическим лицам комплексное взаимодействие с банками, государственными ведомствами и контрагентами. Сегодня корпоративные клиенты самостоятельно решают вопросы взаимодействия с государственными ведомствами и контрагентами, в то время как в нашей концепции digital banking все эти решения предоставляются банком. Таким образом, предлагая комплексное обслуживание, банк не только удерживает клиентов, но и привлекает новых. Наш опыт показывает, что внедрение такой системы увеличивает приток клиентов и комиссионный доход. Это происходит вследствие того, что наше решение уже содержит новые сервисы, которые не являются неотъемлемой частью системы ДБО. Они предоставляются банком своим клиентам на дополнительной комиссионной основе. Например, в нашей системе реализован сервис, позволяющий работодателю проверить наличие запретов на выезд за границу для своих сотрудников, которые накладывает ФССП России. То есть нельзя сказать, что этот сервис является сервисом системы ДБО, но, реализованный в рамках ДБО, он позволяет получать дополнительный комиссионный доход.