Разделы

Бизнес Цифровизация

Мировой ИКТ-рынок: кто выиграл, а кто проиграл в условиях пандемии?

Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в развитие всех сфер деятельности. Не стала исключением и индустрия инфокоммуникационных технологий. Размер ИКТ-рынка уменьшился, однако не все так однозначно, некоторые компании отрасли смогли выиграть от карантина и локдауна, сопровождающего пандемию.

Рынок упал, «отжиматься» будет лишь в 2021-м

В последнее десятилетие мировой рынок инфокоммуникационных технологий рос достаточно стабильно («с перерывом» на падение в 2015-2016 гг.). И, по оценке аналитического агентства Gartner, в период с 2011 по 2019 гг. — на 0,7% в год в среднем, достигнув $3,76 трлн.

Однако в текущем году из-за пандемии COVID-19 ситуация резко изменилась. В период, когда мировая экономика впервые в нынешнем веке столкнулась с проблемой ограничений для бизнеса, карантинов и самоизоляций, спрос населения и предприятий на многие товары и услуги сократился, и мировой ИТ-рынок не стал исключением. В Gartner прогнозируют, что по итогам 2020 г. спад на мировом ИКТ-рынке может достичь 8%, в результате его объем вернется на уровень 2015-2016 гг.

В то же время, как отмечают аналитики, ИТ-сектор даже в условиях пандемии становится серьезной поддержкой для тех предприятий и отраслей, которые не снижают деловую активность в условиях пандемии. Например, с учетом перевода значительной части работников офисов в мире на удаленную работу из-за самоизоляции или карантинных мер, продолжает и будет продолжать расти спрос на услуги современных коммуникаций, «облачные» технологии, услуги в области информационной безопасности.

В 2019 г. самым большим сегментом рынка был сегмент коммуникационных сервисов, его объем в 2019 году агентство Gartner оценивает почти в $1,4 трлн.

В этом году, как ожидается, упадут все сегменты рынка. Но восстановительный рост в 2021 г. также будет неравномерным. Скажем, в регионе Европа, Ближний Восток и Африка спрос на коммуникационные услуги увеличится на 2,2%, а на устройства — только на 1,7%. А совокупные расходы на ИТ в 2021 году могут вырасти на 2,8%.

Как себя чувствуют гиганты

По итогам 2019 года в 15 крупнейших ИТ-корпораций мира по объему годовой выручки входили следующие транснациональные гиганты:

Больше половины, 9 из 15 мест в данном рейтинге (причем четыре места в первой пятерке) занимают американские корпорации. Совокупная выручка семи крупнейших корпораций ИТ-сектора США превышает $1 трлн, а суммарная выручка пяти американских корпораций с самыми дорогостоящими брендами, нередко вместе называемых в западных СМИ «FAAMA» или «FAAMG» (Facebook, Amazon, Apple, Microsoft и Alphabet, более известная в мире под своим флагманским брендом Google), в 2019 году составила $900 млрд и почти равнялась годовому ВВП Нидерландов.

Пандемия очень по-разному сказалась на бизнесе лидеров ИКТ-рынка. Так Amazon смогла увеличить выручку за первые 9 месяцев года на 35% по сравнению с результатом 2019 г. Что неудивительно, компания более половины выручки, 57%, получает от интернет-торговле, которой пандемия и связанный с ней карантин пошли на пользу. Выручка Facebook, практически полностью полученная от рекламы в интернете, за тот же период выросла на 17%, у Alphabet (компании со схожей моделью бизнеса) — на 8,5%.

Несколько хуже идут дела у компаний, продажи которых завязаны на продажи «физических» продуктов, но дела у лидеров рынка идут по-разному. Так, выручка IBM уменьшилась на 3,8% по сравнению с 9 месяцами 2019 г, а у Huawei (при всем оказанном на нее давлении со стороны США) — выросла на 9,9%.

Впрочем, нынешние трудности (включая упоминавшееся падение рынка на 8% и восстановление в 2021 г.) гиганты, скорее всего, переживут легче остального рынка, успешно эксплуатируя известность своих брендов и проявляя достаточную гибкость к внешним экономическим и политическим вызовам.

Александр Лосев