Разделы

Финансовые результаты Техника Импортонезависимость

Телефонозамещение провалено. Россияне не хотят покупать отечественные смартфоны – они медленные и устаревшие

Россияне не хотят покупать отечественные смартфоны. Их продажи сократились вдвое, китайские аналоги вытесняют их со страшной силой. Причина – российские бренды представлены только в ультрабюджетном сегменте, а такие смартфоны не в состоянии обеспечить приемлемую производительность. Россияне переключились на более дорогие устройства, но таких у российских вендоров нет.

Россияне не полюбили российское

Продажи российских смартфонов по итогам I квартала 2023 г. обвалились на 53% год к году, пишут «Ведомости». Несмотря на уход многих крупных производителей из страны, в особенности Apple и Samsung, россияне не пожелали поддержать отечественного производителя и продолжили голосовать рублем за иностранные решения.

Так, за первые три месяца 2022 г. в России было реализовано 99,3 тыс. смартфонов российских вендоров. Годом позже объем продаж составил лишь 46,9 тыс.

В России существует несколько отечественных брендов смартфонов, наиболее известные из которых – BQ и Inoi. За первым стоит отечественная компания ООО «Новая линия», а Inoi на фоне санкций в октябре 2022 г. внезапно превратилась из российской компании в эстонскую и скрыла все связи с Россией. Также существуют бренды Black Fox, Vertex и несколько других.

Фото: FreePik
Россияне как пользовались iPhone до санкций, так и продолжают пользоваться, и отечественные Android-бюджетники их не интересуют


Исчезающая доля рынка

Опрошенные изданием эксперты подчеркивают, что российские смартфоны и раньше не пользовались широким спросом у граждан России, имевших свободный доступ к продукции американских, корейских и китайских производителей. В начале 2022 г. они занимали лишь 1,4% рынка, а по итогам I квартала 2023 г. их суммарная доля и вовсе просела до 0,6%.

Одной из причин происходящего собеседники издания называют ограниченный модельный ряд российских производителей. По их словам, они предлагают, в основном, устройства начального уровня, тогда как россиян давно интересуют смартфоны более дорогих сегментов. С точки зрения пользовательского опыта бюджетные смартфоны проигрывают более дорогим и по качеству материалов, и по производительности, к тому же они часто работают на Android Go – сильно упрощенной версии ОС Android для смартфонов со старым и медленным «железом».

Что говорят ритейлеры

О том, что российские производители сосредоточились на выпуске, в основном, очень недорогих устройств, говорят и в «М.Видео-Эльдорадо». «Российские бренды представлены в основном в ультрабюджетном сегменте. По нашим оценкам, в I квартале 2023 г. в целом на рынке из базового ценового сегмента до 5000 руб. спрос перераспределился в сторону смартфонов от 5000 до 20 тыс. руб., доля которых за год в денежном выражении увеличилась с 25 до 35%», – сообщили CNews представители ритейлера. Они добавили также, что продажи флагманских моделей свыше 50 тыс. руб. по итогам отчетного периода оставались стабильными – эти устройства заняли около 40% объема рынка. «Сопоставимые результаты продемонстрировали также девайсы от 30 до 50 тыс. руб., при этом снизилась доля устройств стоимостью 20-30 тыс. руб.», – добавили в ритейлере.

Российские бренды смартфонов не представлены даже в среднем классе

В Ozon подтвердили CNews, что спрос на российские смартфоны в I квартале 2023 г. скатился в пропасть. За отчетный период, по словам представителей маркетплейса, на Ozon было куплено на 47% меньше российских смартфонов, чем в период с 1 января по 31 марта 2022 г. Самыми популярными на Ozon российскими брендами смартфонов оказались упомянутые BQ и Inoi. «Доля брендов разных стран-производителей смартфонов на российском рынке постоянно меняется – кто-то наращивает свое присутствие, другие, напротив, сокращают. Этот тренд связан с изменениями в потребительском спросе и появлением новых продуктов. Он прослеживается и в покупках россиян на маркетплейсе Ozon», – добавили представители Ozon.

В Wildberries тоже подмечают снижающийся интерес россиян к отечественным смартфонам. «Видим и интерес покупателей к гаджетам от российских брендов (например, BQ, Inoi, Digma и др.), однако чаще всего пользователи сейчас выбирают смартфоны от азиатских брендов, например – Xiaomi, Realme, Infinix, Oppo и Poco благодаря более широкому ассортименту такой продукции. Продукция же от российских марок наиболее востребована в сегменте кнопочных телефонов. Их часто приобретают для представителей пожилого возраста и детей, поскольку они просты в управлении и настройках», – рассказали CNews представители Wildberries.

Китай все портит

Российским брендам было бы значительно проще при отсутствии в бюджетном и среднебюджетном сегментах конкуренции, навязанной им китайскими производителями. Еще в августе 2022 г. суммарная доля Xiaomi на российском рынке смартфонов составила 42% – эта компания благодаря дочерним брендам Poco и Redmi присутствует во всех его сегментах, в том числе и ультрабюджетных. Например, на 27 апреля 2023 г. россиянам был доступен смартфон Poco C40 за 7000 руб. в комплектации с 32 ГБ встроенной памяти и 3 ГБ оперативной.

Poco - бренд Xiaomi, а Xiaomi в России очень любят

Отсутствие у российских производителей более современных моделей затрудняет им путь к вершине отечественного мобильного рынка. Пока они делают смартфоны начального уровня, россияне переходят на гаджеты китайских марок с более продвинутыми характеристиками.

«Отечественные марки сейчас борются за возможность сделать лучшее ценовое предложение в бюджетном и ультрабюджетном сегментах. Это очень трудно и невыгодно, а маржинальность бизнеса стремится к нулю, – сообщил «Ведомостям» аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. – Для улучшения спроса возможны два варианта: выход в средний ценовой сегмент с одновременным улучшением характеристик и качества товаров или закрытие рынка России для иностранных игроков».

Дополнение

После публикации материала в редакцию CNews поступил комментарий BQ – российского бренда смартфонов. Он приводится без изменений.

«Тенденция к падению продаж в сегменте смартфонов наблюдается последние два года в связи перенасыщением рынка и изменением потребительского поведения: гонка за гаджетами, которая имела место быть в допандемийном периоде прекратилась, – сообщили CNews в BQ. – Отрицательная динамика прироста усилилась в 2022 г. и затронула, в общем, весь сегмент электроники на фоне ухода зарубежных производителей и турбулентности экономической ситуации, которая привела к более разумному потреблению и существенному увеличению среднего срока владения устройствами».

«Российские бренды в сегменте смартфонов, в том числе и BQ, в основном были представлены в ценовой категории до 8000 руб.: простые гаджеты с необходимым функционалом и лаконичным дизайном. Разрыв логистических цепочек привел к их удорожанию, что негативно сказалось на целевой аудитории этих устройств», – добавили представители BQ.

«Бренд BQ на основе внутренних аналитических данных тенденцию к сокращению спроса заметил еще в 2021 г. В связи с этим было принято решение выходить на рынок телевизоров и малой бытовой техники, чтобы диверсифицировать возможные риски. По итогам 2022 г. результат продаж смартфонов BQ показал падение, но ниже среднего темпа рынка. Направление смартфонов не является сегодня основным для бренда, но при этом свою долю компания удерживает уже несколько лет, являясь одним из лидеров в категории массовых недорогих смартфонов», – подытожили в BQ.

Георгий Дорофеев