Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Интернет Веб-сервисы Цифровизация

Из-за Facebook оценка EPAM в ходе IPO упала на $240 млн

EPAM Systems выручил в ходе IPO на Нью-Йоркской бирже $72 млн, вся компания была оценена в $490 млн. Изначально организаторы IPO оценивали компанию на $160 млн – $240 млн выше, но, как считают аналитики, успешному размещению помешало объявление о предстоящем IPO Facebook.

Офшорный разработчик программного обеспечения с белорусскими корнями EPAM Systems провел первичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже. Цена размещения составила $12 за акцию. После размещения котировки пошли вверх, на момент публикации одна акция продавалась за $14,58.

Тем не менее, такие цифры ниже изначально планировавшегося коридора размещения в $16-$18 за одну акцию. Саму компанию организаторы IPO - Citigroup, UBS Investment Bank, Barclays Capital и «Ренессанс Капитал» - оценивали в $650 млн - $730 млн, объем размещения должен был составить $118 млн – $133 млн.

В итоге же объем размещения составил $72 млн (на $46 млн — $61 млн меньше планировавшегося), а капитализация компания достигла в момент размещения $490 млн (на $160 млн - $240 млн меньше ожиданий). В самом EPAM не стали обсуждать итоги IPO.

В ходе размещения было продано 6 млн акций (15% от общего числа), тогда как сначала планировалось продать 7,4 млн акций. Кто и сколько продал акций, сейчас не известно. По первоначальному плану сам EPAM должен был продать 1,5 млн акций и выручить, соответственно, $24 – $27 млн, существующие акционеры — 5,9 млн акций за $92,8 млн - $104,4 млн.

Гендиректор и основатель EPAM, гражданин США белорусского происхождения Аркадий Добкин планировал заработать на IPO $8,78 млн - $9,88 млн, сократив свою долю с 14,1% до 12,1%. Сейчас можно только сказать, что имевшийся у Добкина до проведения IPO пакет в момент размещения стоил $65 млн. Пакет другого основателя Леонида Лознера, соответственно - $30,6 млн.

Символичный колокольный звон, означающий начало торгов акциями EPAM на Нью-Йоркской фондовой бирже

Крупнейшим продавцом акций в ходе IPO должна была стать инвестиционная компания Siguler Guff, чьими фондами управляет Russia Partners. Компания собиралась выручить $59,4 млн - $66,9 млн, сократив свою долю с 52% до 41% акций. Пока можно сказать, что стоимость всего имевшегося у нее пакета в момент размещения составила $201 млн. Siguler Guff приобретала акции EPAM в 2005 г. за $20 млн, таким образом, за семь лет стоимость ее акций выросла в 12 раз.

«ВТБ-Капитал» собирался продать в ходе размещения 1,7% акций за $47,9 – $53,9 млн. Сейчас лишь известно, что стоимость всего принадлежавшего фонду пакета в момент размещения составила $36 млн. «ВТБ-Капитал» приобретал акции EPAM в 2010 г. за $19,3 млн, теперь этот пакет подорожал в 1,9 раза.

Итоги IPO оказались хуже ожиданий из-за того, что буквально на прошлой неделе было объявлено о предстоящем IPO социальной сети Facebook. «Facebook планирует привлечь около $10 млрд и интерес инвесторов в ИТ-секторе направлен, в первую очередь, к этой компании, - говорит начальник управления корпоративных финансов «Финам» Максим Рыбин. - При таком крупном размещении не стоит проводить IPO в то же время и в том же секторе, и EPAM следовало это сделать либо прошлой осенью, когда об IPO Facebook еще ничего не было известно, либо уже после размещения акций социальной сети».

Кроме того, отрицательную роль сыграло стремительное объявление окончательной даты размещения акций EPAM. «Мы узнали об этом только около недели назад, в результате за оставшееся время мы не смогли подготовить необходимые материалы о EPAM и не стали предлагать акции компании нашим клиентам», - добавляет Рыбин.

Напомним, что выручка EPAM в 2010 г. составила $222 млн, из них $110 млн пришлось на продажи в странах Северной Америки, $68 млн – в Европе и $31 млн – в России. Операционная прибыль за тот же период составила $33 млн, чистая прибыль - $31 млн. За первые 9 месяцев прошлого года выручка EPAM достигла $239,4 млн, операционная прибыль - $39,5 млн, чистая прибыль - $32 млн.

Игорь Королев