Разделы

Бизнес Кадры Тендеры Цифровизация ИТ в госсекторе Маркет

У больших интеграторов большие проблемы

CIO российских компаний создают внутренние ИТ-подразделения и оттесняют интеграторов от предоставления услуг. Иностранные вендоры, открыв «облака», также стремятся к независимости. Эти и другие тенденции являются факторами риска и существенно меняют отечественный ИТ-рынок, считают руководители «Техносерв», «Крок» и IBS.

Председатель консультационного совета ГК «Техносерв» Алексей Ананьев, генеральный директор «Крок» Борис Бобровников и председатель правления IBS Сергей Мацоцкий собрались вместе и рассказали об их видении нынешнего состояния российского ИТ-рынка.

ИТ-директора – злейшие враги

«Опасность для нас представляет мода на инсорсинг, когда крупные компании, часто с государственным участием, создают домашних интеграторов, - говорит Сергей Мацоцкий. - Первым это сделал «Юкос» с «Сибинтеком», кстати неуспешно. Такие компании есть в «Газпроме», РЖД и др. Такие компании могут позволить себе другие зарплаты, другие сроки, условия. Тем самым они начинают портить рынок. Потом встает вопрос, что с ними делать. Продать их невозможно, т.к. они неэффективны и никому не нужны». «А деньги потрачены колосальные», - добавляет Алексей Ананьев. «Причем неэффективно», - резюмирует Мацоцкий.

«Нет клиента, который бы не пытался создать у себя микро-системного интегратора, - подтверждает Борис Бобровников. - Некоторые доводят эту ситуацию до абсурда и выделяют его в отдельное юридическое лицо. По большому счету, CIO, которые являются нашими заказчиками – одновременно и наши злейшие враги, т.к. они сами хотят делать услуги и контролировать закупки. В конечном счете, это одна из составляющих неуспеха аутосорсинга в этой стране».

ИТ-подразделение, по мнению Бобровникова, хочет все делать самостоятельно, но у него не получается, т.к. не хватает профессионализма. «Я считаю, что это зависит только от цены на нефть. Когда она упадет, с ИТ-шниками мгновенно расстанутся. Вот тогда мы на них на всех и отоспимся. Тогда у нас будет стоять очередь на прием в компанию. Если цена на нефть упадет ниже 70 (долл. за баррель, - прим. CNews) – это произойдет быстрее, если будет выше 120 – дольше».

Отметим, что «Техносерв», «Крок» и IBS являются крупными подрядчиками «Сбербанка», который в конце 2011 г. как раз создал дочернюю ИТ-компанию «Сбербанк-Технологии». Ее возглавил Денис Калинин, ранее работавший в IBS. ИТ-директор «Сбербанка» Виктор Орловский рассчитывает на то, что «Сбертех» со временем выйдет за пределы «Сбербанка» и станет предлагать свои услуги другим финансовым организациям. Денис Калинин говорил CNews, что не намерен «убивать» интеграторов, но рассчитывает выкупать у них команды специалистов, которые работают со «Сбербанком».

Иностранцы атакуют

«Западные компании выходят на российский рынок со своими предложениями, - отмечает еще один тренд Сергей Мацоцкий. - И речь идет не только о Microsoft или Amazon. Например, HP предлагает своим корпоративным клиентам переехать в свое «облако» в Германии. Это явление пока воспринимается как экзотика, но мы должны быть к этому готовы в будущем».

Алексей Ананьев уверен, что «если бы желания вендора было достаточно, чтобы выйти на российский рынок самому без потерь качества для заказчиков, это бы уже давно произошло». Вендор, по мнению главы «Техносерва», это «монопродуктовое животное». Сила интегратора, по его мнению, в том, что он сочетает решения различных вендоров исходя из оптимальности для конкретного клиента.

«То время, когда все можно было купить у одного вендора и не быть уволенным, прошло. Это 60-70 годы прошлого века», - считает Ананьев, тем не менее, соглашаясь, что определенная опасность иностранной экспансии существует.

Руководитель «Крока» не считает эту тенденцию опасной для себя: «Можете себе представить француза, который приедет в Россию заниматься системной интеграцией? У меня это вызывает гомерический хохот».

Вендоры, по мнению Бобровникова, также получили «замечательные» примеры прямой работы в ряде Арабских стран, в Юго-Восточной Азии и т.д.: «Попробовали и больше не хочется. Поэтому большинство вендоров говорят: мы напрямую к заказчику не идем».

Одним из примеров прямой работы в России, по мнению гендиректора «Крока», является компания HP Service, которая «делает это демонстративно последние 10-15 лет». «Но с моей точки зрения они неуспешны, потому что партнеру (интегратору, - прим. CNews) не интересно заниматься продукцией HP только потому, что HP приходит и забирает весь этот кусок себе. Как может одна компания, пусть даже крупная, накрыть всю страну своим сервисом? Они могут покрыть сервисом ремонта принтеров и рабочих станций, но заниматься кастомизированным сервисом должны интеграторы. Иначе вендор теряет долю рынка».

Генеральный директор HP в России Александр Микоян сожалеет, что не все осведомлены в полной мере о портфеле услуг, предоставляемых НР на российском рынке: «Сегодня НР входит в Топ-6 поставщиков услуг на российском рынке, согласно последнему отчету IDC, и занимает 1 место среди западных компаний». Компания, по его словам, сотрудничает как с интеграторами, так и с заказчиками напрямую. В публичном облаке HP в ЦОДе на территории Германии, в частности, была размещена ИТ-инфраструктура компании «Рольф», ведутся и другие проекты.

Работать самостоятельно пробует не только HP, но и, к примеру, SAP. Кроме того, на российском рынке появляется все больше иностранных интеграторов. Французский Atos Origin уже имеет интеграционный контракт с международным олимпийским комитетом на обслуживание Олимпиады в Сочи и планирует усиливать российское представительство. Финская Tieto в 2010 г. приобрела питерского системного интегратора «T&T-Телеком» и заявила о планах покупки в России собственного ЦОДа. (далее)

Александр Левашов