Спецпроекты

На страницу обзора
Михаил Рожков, Parma TG: Российские BI-решения готовы заменить западные продукты, но не на 100%

В 2023 году многие заказчики реализовали пилотные проекты на базе отечественных BI-решений. Часть из них успешно прошли проверку и ожидают полномасштабного внедрения. Однако остается пул компаний, которые не спешат менять проверенные продукты иностранных вендоров. Об актуальных тенденциях на рынке бизнес-аналитики и зонах роста для российских компаний рассказал руководитель департамента развития бизнеса Parma TG, Михаил Рожков.

Михаил РожковParma TG

CNews: Как изменился рынок отечественных BI-решений за 2023 год?

Михаил Рожков: Для прошедшего года характерно большое количество пилотных проектов, в некоторых организациях параллельно тестировали сразу несколько решений. Заказчики на практике определяли, какие продукты лучше всего подходят для замещения западных аналогов.

Появились новые игроки рынка, которые стали активнее продвигать свои решения, занимая нишу западных компаний. По данным исследования «BI-круг Громова» в 2022 году на рынке было представлено 40 российских BI-решений, а в 2023 — более 80, то есть количество удвоилось.

СNews: Насколько активно российские компании переходят на отечественные решения?

Михаил Рожков: В 2024 году процесс перехода ускорился. О динамике импортозамещения можно судить по изменению доли отечественных BI-решений на рынке. В начале 2022 года российские продукты занимали 10% от общего объема, а в 2023 году уже от 30 до 40%. Эксперты оценивают рост рынка в 2024 году в районе 20%, поэтому можно предположить, что доля отечественных продуктов увеличится до половины общего объема.

Михаил Рожков, Parma TG: Ключевая задача рынка — контролировать качество информации в условиях генерации большого количества данных

СNews: Какие системы наиболее востребованы сегодня на рынке?

Михаил Рожков: Наряду с полноформатными BI-системами растет спрос на «легкие» продукты для решения оперативных задач. Их легко внедрить в текущую инфраструктуру компании, подключить к разным источникам данных и быстро формировать аналитические срезы по запросу пользователей.

Одним из таких продуктов стал функциональный модуль «Кластрум», разработанный Parma TG, — он быстро интегрируется в ИТ-инфраструктуру компании и представляет данные в виде наглядных дашбордов. «Кластрум» входит в реестр российского ПО, обладает базовым функционалом BI-решений и может быть кастомизирован под задачи заказчика.

CNews: Обречены ли эксплуатируемые западные BI-системы на скорую замену?

Михаил Рожков: Заказчиков из госсектора принуждает к переходу на российские аналоги текущая регуляторика. А коммерческий сегмент, на мой взгляд, не будет полностью заменять западные системы, если BI-решения, интегрированныe в существующую инфраструктуру, работают, несмотря на санкции, и отвечают запросам заказчика.

CNews: Как обстоит ситуация с качеством данных?

Михаил Рожков: Ключевая задача рынка — контролировать качество информации в условиях генерации большого количества данных. Например, в проекте создания ЕИС УФХД Пермского края мы построили платформу управления данными для 4000 организаций. Чтобы любой пользователь мог понять, что стоит за тем или иным дашбордом, в аналитической подсистеме мы реализовали возможность отслеживания каждого показателя до уровня первичных данных и их происхождения.

Мы стали чаще получать запросы на создание решений для аналитики данных со встроенными ИИ-технологиями. Это пока не массовая история, но интерес растет, как и предложение. Для разработки подобных систем критически важно качество данных — опираясь на некачественные данные, ИИ будет выдавать некорректный результат. В то же время, инструменты искусственного интеллекта могут ускорить и упростить процессы повышения качества данных.

CNews: От кого исходит запрос на инновации — от заказчиков или государства?

Михаил Рожков: В первую очередь запрос на инновации исходит из коммерческого сегмента, так как он заинтересован в повышении эффективности от предлагаемых решений. Бизнес понимает, что качественные данные принесут ему больше прибыли.

CNews: Удалось ли к 2024 году в госсекторе создать системы управления на основе данных?

Михаил Рожков: Локально такие системы уже используются. Если смотреть глобально, то есть на объединение федеральных и региональных систем данных, то этот процесс еще не завершился. При этом мы наблюдаем много государственных инициатив, которые направлены на формирование общей технологической базы и создание витрин данных на базе аналитической информации из разных ведомств.

CNews: Какие аналитические системы предполагается развернуть в Гостехе? Смогут ли они решать задачи разных органов власти?

Михаил Рожков: Процесс выбора аналитических решений не завершен — системы нескольких разработчиков еще проходят тестирование в Гостехе. Выбранные продукты, безусловно, будут обладать достаточным функционалом, чтобы решать типовые задачи. Для удовлетворения специфических потребностей, которые есть у каждой организации, потребуются дополнительные разработки.

Cnews: Чего в большей степени не хватает российскому рынку бизнес-аналитики, если сравнивать с западными аналогами?

Михаил Рожков: На мой взгляд, не хватает двух вещей — активного профессионального сообщества, с которым можно было бы проконсультироваться, не дожидаясь ответа техподдержки, и детально проработанных методик внедрения продуктов.

CNews: Какие вы видите перспективы развития отечественной бизнес-аналитики на ближайшие годы?

Михаил Рожков: Развитие российских BI-систем вряд ли пойдет по какому-то особому национальному пути. Разработчики будут ориентироваться на повышение качества данных и развитие культуры взаимодействия с ними, адаптацию решений под нужды разных заказчиков и внедрение ИИ-инструментов в BI. То есть в перспективе — лучшие мировые практики будут реализованы в отечественных продуктах.

erid:LjN8K27M4Рекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью «КАМА Технологии»ИНН/ОГРН: 5903125017/1165958080529Сайт: https://parma.ru/