Comptek

Siemens



 
Совместный проект При поддержке
CNews.ru RBC Мир связи. Connect! МТУ-Информ

NetCracker

Пример решения: cистема операционной поддержки NetCracker OSS

Дополнительные доходы без инвестиций в оборудование

Содержание:

Некоторые актуальные проблемы провайдеров
Цели и пути их достижения
Средства достижения цели

Инвентаризация сети связи
Информационная интеграция
Сокращение сроков поставки услуги
Общие характеристики перечисленных средств
Как получить и как использовать эти средства
Компания NetCracker
О Системах Операционной Поддержки (OSS)

В настоящий момент сети многих провайдеров обеспечивают им достаточный или близкий к достаточному охват потенциальных пользователей. Экстенсивное наращивание сети перестает быть вопросом выживания, и на первый план выходит вопрос о повышении эффективности использования существующей инфраструктуры.

Некоторые актуальные проблемы провайдеров

Повышение экономической отдачи от вложений в телекоммуникационную инфраструктуру подразумевает более полное использование емкости сети, ускорение обработки заказов, снижение удельных издержек выполнения заказа и привлечение большего количества заказчиков. Этому препятствует ряд проблем с автоматизацией деятельности компаний-провайдеров. Вот некоторые них.

  • Затрудненный доступ специалистов к информации, необходимой для работы. Неполнота и неточность этой информации, непредсказуемое время ее получения.
    Рабочее время сотрудников и их энергия расходуются на получение информации неформальными методами, путем телефонных звонков знакомым или догадок. Происходит искажение и потеря информации, снижается эффективность работы и увеличивается количество переделок. Сама ситуация, когда успешность работы зависит от множества непредсказуемых факторов, разлагающе действует на организацию.
  • Различие между «картинами мира» менеджеров высшего и операционного уровней.
    Это различие порождает разрыв вертикали управления. Часто принимаются невыполнимые решения, неверно расставляются приоритеты рассматриваемых вопросов. Даже верные решения по действительно актуальным вопросам доводятся до исполнителей с большими искажениями. Контролировать и координировать процесс их реализации практически невозможно. Исполнители часто не понимают целей своей деятельности и потому неверно воспринимают решения руководства.
  • Недостаток информации при принятии решений на всех уровнях организации.
    Лицам, принимающим решения, необходима актуальная, представленная с нужной степенью детализации информация о телекоммуникационной сети. Общая информационная картина организации должна быть целостной и внутренне согласованной в любой момент времени. Изменения в сети и процессах ее обслуживания должны быть немедленно отражены в общей информационной модели. Если не выполняются некоторые из этих условий, принятие решений тормозится или основывается на догадках.
  • Отсутствие эффективных инструментов сбора, обновления, распространения и управления информацией.
    Из-за отсутствия удобных инструментов работы с информацией инженерам трудно документировать состояние сетевой инфраструктуры. Изменения в информационной картине не согласовываются, не контролируются и не доводятся до заинтересованных лиц. На практике часть информации фиксируется на бумажных носителях. Доступ к ним затруднен, а многие аспекты информации просто теряются.
  • Отсутствие автоматизации рутинных, повторяющихся операций.
    Люди вынуждены в течение дня вручную совершать утомительные рутинные операции по работе с документами и информацией. Это тормозит работу и увеличивает количество ошибок. Через некоторое время сотрудники, утомленные однообразием операций, начинают игнорировать рекомендуемые рабочие процедуры. Все это вместе приводит к тому, что информационный обмен, документооборот и ряд других операций фактически переводятся из электронного формата в формат бумажных документов и телефонных звонков.

Цели и пути их достижения

Обозначенные выше проблемы операторов связи лежат в области комплексной автоматизации деятельности оператора. Для решения этих проблем предназначены информационные системы класса OSS (Operation Support System, Система Операционной Поддержки).

Рисунок 1. Влияние OSS на бизнес-процессы оператора связи. 
Рисунок 1. Влияние OSS на бизнес-процессы оператора связи.
В основе OSS компании NetCracker лежит единое информационное пространство, набор инструментов для управления, сбора и представления информации, средства автоматизации бизнес-процессов и средства интеграции со сторонними приложениями. NetCracker OSS предоставляет оператору единую для всей организации и внутренне согласованную информационную картину сети и процессов ее обслуживания. Внесение изменений в эту картину автоматически приводит к согласованному изменению всех связанных блоков информации. Полная информационная картина сети избыточна для непосредственной работы с ней сотрудников, которым нужны лишь отдельные аспекты этой информации. Для представления информации в различном виде и с разной степенью детализации NetCracker OSS имеет разнообразные средства фильтрации и отображения.

Например, полевые инженеры работают с интерактивными картами местности и схемами оборудования. Если они производят то или иное действие с сетью, NetCracker OSS позволяет проверить правомочность этих действий и немедленно фиксирует их. Обновленная информация о сети и о факте совершения данной операции над сетью становится доступной имеющим отношение к задаче сотрудникам из других отделов, в соответствии с их правами доступа. Сокращается количество лишних выездов специалистов на объекты, более оперативно выполняются запросы клиентов. У менеджеров появляется возможность принимать решения, основываясь на фактах и не откладывая их в долгий ящик. Снижаются «допуски» и «запасы», тем самым повышается эффективность использования оборудования.

Прохождение документов по организации автоматизировано, а информация в документах согласовывается с возможностями физической инфраструктуры организации. Это существенно ускоряет выполнение заказа клиента и снижает количество ошибок. Путь прохождения каждого документа по организации четко определен, своевременность выполнения заказа отслеживается и контролируется. При передаче информации уменьшается число промежуточных звеньев, устанавливается прочная и оперативная информационная связь между инженерными, финансовыми и маркетинговыми службами.

Средства достижения цели

NetCracker OSS в настоящее время включает в себя шесть основных продуктов и значительное число небольших модулей, ориентированных на решение частных задач. Основные продукты, это:

  • Network Inventory — общекорпоративная система хранения и управления данными об инфраструктуре сети и клиентах;
  • Facility Management — система управления движимым и недвижимым имуществом;
  • Outside Plant — система управления внешним линейным хозяйством оператора связи;
  • Application Integration Server — система автоматизации бизнес-процессов и интеграции приложений других производителей;
  • Order Management — система автоматизации обработки заказов и управления их обработкой;
  • Resource Provisioning & Activation — система автоматического проектирования и технического обеспечения услуг.

По влиянию на операции компании, продукты и модули NetCracker OSS можно разделить на следующие три группы.

Инвентаризация сети связи

Для инвентаризации сети и иного имущества провайдера используются функциональные возможности продуктов Inventory Management, Outside Plant и Facility Management.

Универсальные механизмы управления единым информационным пространством, входящие в продукт NetCracker Inventory Management, лежат в основе линейки NetCracker OS S. В едином информационном пространстве представлены все данные о сети и клиентах компании. Вся информация связана на программном уровне и внутренне согласована. Есть средства автоматизации распределения и сбора информации. Доступ к информации осуществляется на основе системы прав. Информация может быть представлена как в табличном, так и в интерактивном графическом виде.

Рисунок 2. Представление информации о конфигурации устройств в интерактивной графической форме.

Рисунок 2. Представление информации о конфигурации устройств в интерактивной графической форме.

Топология сети, конфигурация устройств и логические ресурсы, информация о размещении оборудования на планах помещений представлена в виде интерактивной иерархической модели сети. Вложенность и количество уровней иерархии могут задаваться пользователем. Планы помещений могут создаваться как специализированными САПР, так и средствами NetCracker. Средства работы с информацией включают в себя визуальный просмотр конфигурации устройств, информации о пользователях, создание моделей сетей на основе шаблонов и пр. Библиотека устройств, на основании которой разрабатываются шаблоны, насчитывает более 35000 элементов от 500 производителей. Поддерживается возможность отслеживать инвентарные номера и жизненный цикл единиц имущества, планировать использование помещений, расстановку предметов в помещении и другие функции управления имуществом (Facility Management). Представление информации о конфигурации сети в виде иерархической интерактивной модели решает проблему с недостатком рабочей информации у инженеров, а менеджеры компании могут получить достаточно детальную картину происходящего в организации.

Рисунок 3. Представление крупных сетей в виде интерактивных карт

Рисунок 3. Представление крупных сетей в виде интерактивных карт

Для целей обслуживания внешнего линейного хозяйства сети провайдера регионального или национального масштаба информация представлена в виде интерактивных географических карт с размещенными на них объектами (NetCracker Outside Plant). В некоторых более сложных случаях применяется интеграция с профессиональными геоинформационными системами. Генетическая связь Outside Plant c Inventory Management делает ГИС-систему и базовые модули NetCracker программно прозрачными друг для друга. Это добавляет ряд качественно новых возможностей, таких, как автоматическая обработка географических и пространственных данных с использованием программных возможностей NetCracker. NetCracker Outside Plant делает работу по обслуживанию линейного хозяйства более скоординированной и прозрачной в информационном смысле.

Информационная интеграция

Возможности автоматизации бизнес-процессов и интеграции с продуктами других производителей в NetCracker OSS реализованы на основе универсального механизма автоматизации рабочего процесса, workflow, входящего в продукт Application Integration Server.

Рисунок 4. Задание в графическом виде схемы бизнес-процесса

Рисунок 4. Задание в графическом виде схемы бизнес-процесса

Схемы бизнес-процессов задаются графически, на пользовательском уровне. Предоставляются средства контроля над ходом процессов. Для достижения информационной прозрачности с приложениями других производителей применяются специальные конверторы. NetCracker поставляет ряд предопределенных конверторов, а также инструмент разработки Connector Development Kit. Важнейшей возможностью, предоставляемой NetCracker AIS, является также трансляция событий из одной сторонней системы в другую.

Сокращение сроков поставки услуги

NetCracker OSS автоматизирует весь цикл обработки заказа на предоставление сервиса, от заполнения формы заказа до окончательной активации сервиса. Продукт Order Management предназначен для работы над заказами. Выбор типа сервиса и ввод параметров заказа осуществляется с использованием электронного каталога продуктов. Контроль прохождения заказа в процессе его обработки по отделам организации осуществляется на основе workflow. Для сложных случаев, например, заказов на построение корпоративной сети, применяются средства управления проектами. Предусмотрен ряд расширений базовых функций для близких задач, например, регистрации и обработки жалоб и сбоев (модуль Trouble Ticketing).

Рисунок 5. Средства управления проектами в NetCracker OSS

Рисунок 5. Средства управления проектами в NetCracker OSS

Продукт NetCracker Resource Provisioning & Activation предназначен для непосредственной работы с сетью. После того как заказ принят и проверен, необходимо спланировать и зарезервировать ресурсы для цепи, сконфигурировать задействованные устройства и активировать сервис. Этот этап работ часто называют словом «проключение». Устройства, занесенные в библиотеку устройств, снабжены скриптами для работы с ними через протоколы SNMP, Telnet, TL1 и др. На этих скриптах основывается возможность автоматически опрашивать сеть и обновлять на основе полученных данных информацию в центральном хранилище.

Общие характеристики перечисленных средств

Для просмотра и анализа огромного количества информации из центрального хранилища предусмотрена подсистема отчетов, единая для всех продуктов NetCracker. Внутренняя связность всей информации, гибкое атрибутивное представление данных, настраиваемые механизмы отображения и встроенные возможности программирования на языках SQL и Java позволяют создавать любые отчеты. Есть предопределенный набор отчетов для типовых ситуаций.

Рисунок 6. Система отчетов NetCracker OSS

Рисунок 6. Система отчетов NetCracker OSS

Все продукты NetCracker построены на единой технологической основе и с самого начала проектировались как единая, тесно интегрированная линейка. Технически решения NetCracker OSS представляют собой многоуровневые приложения на основе технологий J2EE и реляционных СУБ Д. Применяются технологии EJB и XML, обеспечивающие открытость решений. Для интеграции с унаследованными системами предусмотрены переходники на основе CORBA и других стандартов на открытые программные интерфейсы. Все возможности системы, включая сложную интерактивную графику, доступны через интернет. Это достигается использованием технологий JSP и Java-апплетов. Такое построение системы снимает необходимость в установке специального программного обеспечения на рабочие места, поскольку вся работа, даже администрирование, ведется через стандартный веб-браузер.

Как получить и как использовать эти средства

Построение продуктов NetCracker по модульному принципу на единой основе обеспечивает возможность точно подбирать в каждом конкретном случае необходимые заказчику функции решения. Разделение возможностей NetCracker OSS на шесть продуктов сделано для ускорения внедрения и интеграции с приложениями третьих сторон и является гибким. Это позволяет расширить стандартные продукты дополнительными модулями или модулями из других продуктов NetCracker. Таким образом, у заказчика появляется возможность платить только за нужные ему функции системы, список которых составляется на этапе обследования.

На территории России расположено отделение компании NetCracker, включающее как бизнес-часть, так и сильное инженерное подразделение и команду внедрения. Деятельность компании поддерживают партнеры из числа ведущих системных интеграторов. Используя эти ресурсы, NetCracker предоставляет полную поддержку и сопровождение своих продуктов на территории России. Ведутся партнерские программы, включающие в себя тренинги по продаже, обучение разработчиков, администраторов и пользователей, партнерские лицензии на программное обеспечение, инженерную и консультационную поддержку. В настоящее время компания NetCracker располагает достаточным объемом информации о специфичных для российских провайдеров нуждах. На основе этих данных наработаны методики создания решений и оценки их эффективности для российских компаний.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 7 (495) 540-93-47 или по e-mail malkevich@netcracker.com

Информацию о других продуктах NetCracker можно найти на корпоративном сайте компании www.netcracker.ru

Компания NetCracker

Оптимизация трафика в условиях недостаточной пропускной способности сети была одной из основных проблем телекоммуникаций в начале 90-х годов прошлого века. Первыми продуктами компании NetCracker были именно средства представления внутренних процессов, происходящих в сети, на основе сложных математических моделей. Работа с этими вопросами потребовала соединения высокого научного уровня и практичности, наложив отпечаток на весь подход компании NetCracker к бизнесу. Ориентация продуктов компании на раскрытие непрозрачных для внешнего взгляда процессов в телекоммуникационной сети нашла отражение в названии — «NetCracker».

Реформы рынков телекоммуникаций середины 90-x создали в ряде секторов рынка принципиально новые, ранее нигде не встречавшиеся условия. Для провайдеров новизна ситуации проявлялась в том, что, обнаруживая проблему, они часто не могли её классифицировать, проанализировать её причины и найти адекватные средства её решения. Для поставщиков программных решений уникальность состояла в том, что они не могли ориентироваться на аналогии с другими отраслями при разработке решений, и им приходилось нарабатывать знания в совершенно новой области. Выбор компанией NetCracker именно этого, новаторского пути сформировал вторую уникальную черту подхода NetCracker. Эта черта состоит в ориентации на решение сложных и часто уникальных проблем заказчика, опираясь на собственные наработки и ноу-хау и отталкиваясь от специфики телекоммуникационной отрасли.

Подход NetCracker к решению задач заказчиков позволил компании наработать уникальный опыт и к настоящему времени вывел NetCracker в число признанных лидеров отрасли OS S. Решения компании выбирают такие гиганты, как Sprint, Qwest и AT&T, а в число партнёров входят CGEY, Accenture и AMS. В настоящее время компания рассматривается аналитиками рынка и консультантами как один из самых перспективных игроков на рынке софтверных решений для телекоммуникационных компаний.

О Системах Операционной Поддержки (OSS)

До 1990-х годов операторы предоставляли определённый набор услуг, их бизнес-процессы и клиентская база менялись очень медленно. Сотрудники вживались в устоявшиеся бизнес-процессы, со сложившимся и отлаженным буквально десятилетиями пластом неформальных отношений. В условиях отсутствия быстрых изменений и конкуренции это позволяло более или менее успешно осуществлять работу компании.

В новых условиях динамично развивающегося рынка, острой конкуренции и стремительных технологических изменений предмет работы компаний постоянно менялся. Бизнес-процессы ещё не были полностью отлажены, людям часто приходилось выполнять новые для них операции. Принятие решений «по правилам» или «по опыту» оказывалось неэффективным. Это сделало создание «нервной системы» бизнеса, поддерживающей единую информационную картину и развиваемые «рефлексы» для её изменения, вопросом выживания в конкурентной борьбе.

Практически сразу появилось понимание того, что эти проблемы нужно решать с помощью специального корпоративного программного обеспечения. Однако на тот момент не было общей классификации задач, наработанных способов анализа и средств их решения, а сами задачи были новыми и часто не имели аналогов в других отраслях. Поэтому первое время для операторов существовало лишь два пути. Либо на основе поверхностного анализа проблем разрабатывались решения частных задач, либо предпринимались попытки использовать предназначенные для других задач системы.

Вскоре стало ясно, что специфика телекоммуникационной отрасли накладывает глубокий отпечаток и на соответствующие программные решения. Все бизнес-процессы оператора связи построены вокруг экономической эксплуатации сети связи — территориально распределённой, динамически меняющейся инфраструктуры. Продукты, заимствованные из других отраслей, покрывают лишь частные задачи оператора, не затрагивая ядра проблем. Для того чтобы затронуть ключевые, специфические задачи оператора, «нервная система» должна включать принципиально новые компоненты, связывающие отдельные периферийные части подобно тому, как телекоммуникационная сеть стягивает разнородные физические операции по её обслуживанию.

Класс систем, ориентированных на покрытие специфических проблем операторов связи, получил название Систем Операционной Поддержки, OSS (Operation Support System). Основные выгоды от использования OSS определяются наличием общей информационной картины во всей организации, сокращением на порядок времени обработки заказов, сокращением потерь ёмкости сети на десятки процентов, уменьшением в несколько раз количества ошибок и повторной работы.

В настоящее время набор проблем, решаемых OSS, чётко очерчен и достаточно хорошо изучен. Объём рынка OSS характеризуется тем, что в 2001 году в США на приобретение и внедрение OSS было израсходовано около $40 миллиардов. Разделение OSS по продуктам определяется в основном рыночными соображениями фирм-производителей и стадией зрелости рынка, поэтому номенклатура меняется во времени. В настоящее время распространено следующее разделение OSS на отдельные продукты:

  • Inside Plant — система поддержки операций с конфигурированием и расстановкой оборудования внутри помещений;
  • Outside Plant — система поддержки обслуживания внешнего линейного хозяйства;
  • Inventory — система управления информацией о сетевых ресурсах, имуществе и пользователях;
  • Order Management — система автоматизированной обработки заказов;
  • Provisioning — система автоматизации технического проектирования сервиса;
  • Activation — автоматическая активация спроектированных сервисов;
  • Network Monitoring — мониторинг работы физических сетевых устройств;
  • Billing — система сбора информации о трафике и его тарификация;
  • Impact Analysis — анализ последствий разрушения отдельных сегментов сети;
  • Fault Management — автоматизация принятия мер по исправлению нарушений работы сети.

Главными тенденциями на рынке OSS являются конвергенция различных продуктов и построение тесных, долгосрочных отношений между поставщиками и потребителями. Конвергенция может протекать либо в форме расширения функциональных возможностей продукта, если технологии позволяют наращивать систему, либо путём слияния компаний с последующим сращиванием их продуктов на технологическом уровне. Главными требованиями, предъявляемыми сегодня к OSS, являются доступность и качество информации о сетевой инфраструктуре, а также эффективный обмен информацией между различными отделами оператора.

Вернуться на главную страницу обзора