Comptek

Siemens



 
Совместный проект При поддержке
CNews.ru RBC Мир связи. Connect! МТУ-Информ

Рынок интернет-доступа России

 Содержание:

Общие характеристики
Коммутируемый доступ
Регионы России
Широкополосный доступ
Интернет по радиосетям
Домовые сети
Перспективы развития московского рынка

Общие характеристики

Компания Ernst&Young оценивает число пользователей интернет-услуг в России в 4,3 млн. человек (3% населения). Cтоит сопоставить этот показатель с общемировым и с данными по другим странам. Компания Nua.com приводит свежие данные о том, что сейчас 10% населения нашей планеты, или 580,78 млн. человек, имеют доступ в интернет. По прогнозам специалистов Nua.com, рубеж в 1 млрд. интернетчиков будет преодолен в 2005 году.

Уровень проникновения интернета в России пока невелик, май 2002

Уровень проникновения интернета в России пока невелик, май 2002

Источник: Nua.com, данные по России — Ernst&Young

В США рост уровня проникновения практически прекратился и наступило насыщение. В России, видимо, также рост замедлился, однако причина этого — в медленном расширении категории платежеспособного населения. Статистика показывает, что примерно 60% российских пользователей Сети — москвичи, еще 10% дает Петербург, и даже в таких крупных городах, как Екатеринбург, Самара, Ростов всего по 1-2% пользователей.

С улучшением экономической ситуации в России можно прогнозировать и дальнейший рост числа пользователей Сети.

Российский рынок услуг доступа в интернет остается очень фрагментированным. В первые пять месяцев 2001 г. министерство связи выдало 316 новых лицензий. К концу 2001 года активными на рынке оставались 200–300 интернет-провайдеров (для сравнения: в Японии более 4000, в США — свыше 8000). В это число входят и межрегиональные провайдеры, сдающие в аренду свои линии вторичным провайдерам, и операторы локальных сетей с небольшим числом клиентов, подключенных по ADSL-линиям. По темпу роста числа интернет-провайдеров Россия занимает 4-ое место в Европе. Согласно одобренной правительством концепции, к 2010 г. оборот компаний, оказывающих услуги доступа в интернет и передачи данных в России, достигнет $3,2 млрд. Самыми крупными из магистральных провайдеров являются «Ростелеком», Cable & Wireless, Telia, Teleglobe, Sonera.

Структура рынка интернет-доступа в России, 2001 г.

Структура рынка интернет-доступа в России, 2001 г.

Источник: Global One, Коминфо Косалтинг

Емкость международных каналов российских провайдеров растет экспоненциально: в 1996 г. она находилась на уровне 15 Мбит/с, в 1998 достигла 70 Мбит/с, сейчас суммарная емкость — 2 Гбит/с. По данным опроса, проведенного «Коминфо Консалтинг», это нижняя оценка (в нее не включены 2,4 Гбит/с каналы «Голден Телеком»).

У большинства российских провайдеров загрузка международных каналов колеблется в интервале 50–75 %, в том числе и у таких крупных компаний, как «Голден Телеком», «МТУ-Интел», РосНИИРОС, «Релком», «Элвис-Телеком».

Далее в таблице приведены основные характеристики наиболее крупных интернет-провайдеров России (информация получена в ходе опроса, проведенного «Коминфо Консалтинг»).

Основные характеристики наиболее крупных интернет-провайдеров России

Рассмотренные в таблице интернет-провайдеры аккумулируют порядка 70–80 % российского рынка. При этом не все компании вышли на рынок в середине 90-х, то есть в момент формирования рынка интернет-услуг. Одни из них вышли в конце 80-х, как альтернативные операторы связи, другие появились в последние несколько лет как дочерние предприятия «Ростелекома», МГТС и других региональных компаний. К оказанию услуг доступа в Интернет приобщаются операторы связи. Это подтверждает гипотезу, что интернет-провайдинг, «вырастает» из традиционной телефонии на определенной стадии развития.

На конец 2001 г. объем всего рынка интернет-провайдинга, по оценкам Коминфо Консалтинга, составлял 380 — 390 млн. долл. Динамика развития его отдельных сегментов неравномерна; возникали они с большим отрывом друг от друга. Изучив мировую историю интернета, можно сделать заключение о нормальном протекании процесса становления и формирования этого специфического сегмента отрасли связи: подобная неравномерность наблюдалась и в США, и в странах Западной Европы. Как и в других государствах, первыми в России сформировались сегменты рынка, состоящие из фирм, предоставляющих услуги доступа в Сеть и размещения клиентских WEB-сайтов (хостинг), затем развивались сегменты интернет-рекламы, электронной коммерции и, наконец, IP-телефонии.

Структура российского рынка интернет-услуг, 2001 г.

Структура российского рынка интернет-услуг, 2001 г.

Источник: Monitoring.ru, J'son & Partners, Альфа-банк,
расчеты Коминфо Консалтинг

Коммутируемый доступ

 МТУ-Информ. Соединяем. С успехом.
Основным способом доступа в интернет в России по-прежнему остается коммутируемый доступ. Объем рынка коммутируемого доступа оценивается в этом году приблизительно в $270 млн. Запланированное в середине 2002 г. введение в Москве повременной оплаты за телефон могло существенно повлиять на объем рынка доступа в интернет для конечных пользователей, однако было отложено, и в результате время, проводимое в интернете средним пользователем, изменилось незначительно (в середине 2001 г. оно составляло 337 минут в неделю).

Общую картину рынка интернет-провайдинга в России в этом сегменте, как и раньше, составить довольно трудно, как и оценить число клиентов и рыночные доли компаний.

Прогноз объема рынка коммутируемого доступа в России, млн. долл.

Прогноз объема рынка коммутируемого доступа в России, млн. долл.

Источник: Brunswick UBS Warburg, 2001

Несомненным лидером в Москве является компания «МТУ-Интел» — у нее около 400 тыс. клиентов коммутируемого доступа (годом ранее, в октябре 2001 г. компания сообщала о 300 тыс. клиентов). «МТУ-Интел» имеет самый большой модемный пул в стране (6000 линий), собственную магистральную IP-сеть с пропускной способностью 1 Гбит/с, каналами во внешний сегмент интернета с пропускной способностью 1 Гбит/с и мощный центр данных. «МТУ-Интелу» принадлежит 35% рынка коммутируемого доступа в столичном регионе.

«МТУ-Интел» благодаря своему лидирующему положению по праву считается тарифообразующей компанией в своем секторе рынка. Недавнее существенное снижение тарифов было проведено в связи со значительным расширением клиентской базы. Компания «МТУ-Интел» первой среди московских провайдеров в апреле 1999 г. начала выпуск интернет-карт. Карты позволяют регистрироваться для доступа в сеть интернет и пополнять свой лицевой счет уже зарегистрированным пользователям. В настоящий момент с их помощью можно также получать услуги междугородной и международной интернет-телефонии по тарифам, которые значительно ниже цен на традиционную телефонную связь. Компания создала широкую сеть распространения интернет-карт — сегодня их можно купить в любом районе Москвы. В марте 2002 г. была продана 5-миллионная интернет-карта.

Компания «МТУ-Интел» совместно с компанией «МОТЕКО» и ОАО «Электросвязь» Московской области предоставляет услуги коммутируемого доступа в Подмосковье. Сегодня услугами компании можно воспользоваться уже в любой точке Подмосковья.

На долю компаний «МТУ-Интел» и «Голден Телеком» в Москве приходится 60% всего рынка коммутируемого доступа в интернет (35% у «МТУ-Интел» и 25% у «Голден Телеком»), еще 30% контролируют «Зенон Н.С.П.», «Элвис-Телеком» (совместное предприятие Telenor и «Вымпелкома»), «Демос-Интернет», «Релком», «Комстар», «Комкор», «Телеросс», «Совинтел», «Центральный телеграф», «Макомнет, «Комбеллга», «Телмос» и «Роснет». На долю остальных московских провайдеров приходится 10% рынка

Надежные данные по С.-Петербургу отсутствуют. Здесь компании «Телекоминвест» принадлежат такие ISP-провайдеры, как «Веб Плас», «Балттелеком», «Транзит Телеком». «Телекоминвест» также владеет совместно с «Метромедиа» провайдером «Петерстар». Перечисленные провайдеры совокупно владеют 35% коммутируемых линий города.

Прогноз роста числа пользователей коммутируемого доступа в России, млн. чел.

Прогноз роста числа пользователей коммутируемого доступа в России, млн. чел.

Источник: Brunswick UBS Warburg, 2001

По мнению Андрея Кондакова, директора по развитию компании «Зенон Н.С.П.», нынешняя ситуация на рынке коммутируемого доступа в целом не слишком благоприятная. Операторы ТФОП предпочитают не присоединять сторонних провайдеров, а развивать на имеющейся у них емкости собственные ISP-проекты. Поэтому не происходит массового подъема той части рынка, которая требует большего дополнительного сервиса: этот сервис может обеспечить конкуренция сервисных компаний, а не битва телекоммуникационных гигантов. Как следствие — прекратился взрывной рост этой услуги для массового пользователя ПК.

Регионы России

Что касается анализа уровня развития интернета в том или ином регионе России, то здесь дать точные оценки еще сложнее, чем в Москве и Петербурге, поэтому ограничимся лишь общими соображениями. Если в Москве число вторичных провайдеров превышает сотню (и, таким образом, один провайдер приходится на 100 тыс. человек), то в городах с миллионным населением (Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Пермь.) цены на подключение к интернету практически мало отличаются от московских, и на рынке провайдинга в каждом городе работает примерно по десятку и более провайдеров. В городах с населением около ста тысяч работает в лучшем случае 2-3 провайдера. В малых городах (с населением менее 100 тыс. человек), как правило, доступ к интернету предоставляет только местное отделение «Электросвязи» и в некоторых случаях еще один коммерческий провайдер.

В городах, где по существу есть только один монопольный провайдер, уровень предоставляемого сервиса трудно с чем-то сравнивать. Можно сказать, что коммерческие провайдеры имеют возможность конкурировать с отделениями «Электросвязи» за счет того, что последние, являясь владельцами инфраструктуры связи, не видят в коммерческом провайдере конкурента. В то же время, традиционные операторы не слишком заинтересованы в расширении числа частных клиентов.

В настоящее время большинство региональных провайдеров используют наземные каналы связи «Ростелекома» — фактически единственного межрегионального оператора связи, имеющего магистральные линии связи на территории России (это в первую очередь линии Москва-Хабаровск, Москва-Санкт-Петербург и Москва-Новороссийск с выходом на зарубежные телекоммуникации). Однако монопольное положение «Ростелекома» скоро, видимо, закончится, т.к. строительство собственных телекоммуникационных магистралей на территории России в настоящее время ведут и дочерние структуры МПС («Транстелеком»), РАО ЕЭС («ЕЭС Телеком») и Газпрома («Газком»). Особенно значительно в этом направлении продвинулся «Транстелеком», использующий для прокладки оптико-волоконных линий связи инфраструктуру российских железных дорог и уже сейчас начинающий конкурировать с «Ростелекомом», что в конечном итоге должно привести к общему снижению цен на подключение к интернету.

Одно из последних достижений «Транстелекома» — первое межконтинентальное межсетевое MPLS-соединение с оператором глобальной телекоммуникационной сети «Beyond the Network», благодаря которому компания получит возможность создавать виртуальные частные сети для корпоративных заказчиков, позволяющие связать любую из 900 точек доступа сети ТТК с внешним миром. Кроме того, ТТК и «Beyond the Network» планируют использовать данную технологическую платформу для предоставления новых IP-сервисов и услуг по передаче данных в будущем.

По мере увеличения количества потенциальных пользователей интернета в регионах страны интерес к региональным рынкам интернет-провайдинга начинают проявлять и крупные московские провайдеры. Ведущая роль в этом процессе принадлежит «Голден Телекому», который получил региональную сеть при покупке «Совам-Телепорта» и «Ситилайн» (эта компания предоставляла услуги доступа в интернету не только в обеих столицах, но также еще и в Тюмени, Калининграде, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге). После покупки «Ситилайна» «Голден Телеком», входящий в состав группы «Альфа», фактически стал первым и пока единственным общероссийским интернет-провайдером под маркой «Россия-он-Лайн». В ближайшее время можно ожидать выхода на региональные рынки и других крупных московских провайдеров, в первую очередь «МТУ-Интела», который начнет свою региональную экспансию с покупки небольших и независимых региональных провайдеров, конкурирующих с региональными «Электросвязями» и нуждающихся в инвестициях. Если это произойдет, то на региональных рынках подключения к интернету основную роль будут играть три крупных игрока — «Россия-он-Лайн», «МТУ-Интел» и региональные провайдеры, созданные на базе местных «Электросвязей».

Широкополосный доступ

Хотя коммутируемый доступ является основным способом соединения с интернетом, крупнейшие интернет-провайдеры развивают и различные варианты широкополосных услуг доступа. В мировом масштабе, DSL-технологии переживают в настоящий момент бурный рост. По оценке консорциума DSL Forum, количество пользователей абонентских цифровых линий во всем мире к концу 2001 года составило 18,7 млн. Таким образом, за прошлый год данный рынок вырос на 188%. Прогнозируется, что к 2005 году число абонентов DSL-линий достигнет 200 млн.

Рынок DSL-доступа в России развивается еще более динамично. По оценкам компании «МТУ-Интел», в 2001 году этот рост составил более 350%. Если обратиться к российскому рынку ADSL-доступа, то сегодня наиболее известны два проекта — «Точка RU» (московский проект «МТУ-Интел») и проект компании «Web Plus» из Санкт-Петербурга. Совместный с МГТС проект «Точка Ру» был запущен в коммерческую эксплуатацию в июне 2000 года. Его главными преимуществами являются высокая скорость доступа (по сравнению с коммутируемым доступом линия ADSL работает в 100-200 раз быстрее), постоянное подключение по имеющейся телефонной линии МГТС, возможность для абонента одновременно разговаривать по телефону и работать в интернете, а также сравнительно низкая (по отношению к другим видам высокоскоростного доступа) цена услуги.

К маю 2001 года оборудование ADSL-доступа было установлено на половине объектов МГТС (более 100 зданий). К концу 2002 года «МТУ-Интел» совместно с ОАО МГТС обещают охватить услугами ADSL все московские АТС (свыше 500).

В Москве около 15% подключений индивидуальные, остальные — корпоративные или коллективные подключения жилых домов. ADSL-доступом в столице, по состоянию на середину 2002 г., пользуется 30-40 тыс. человек. Число абонентов ADSL-подключений «МТУ-Интел» к настоящему моменту достигло 5000. «МТУ-Интел» объявляет о новом этапе развития проекта «Точка.Ру». В мае компания приняла решение расширить целевую аудиторию проекта и начать работу с индивидуальными частными пользователями. В качестве первого шага компания ввела тарифный план «Московский» с абонентской платой в размере $30 в месяц. Цена трафика составляет $0.18 за 1 Мб, скорость входящего трафика — 128 Кбит/с.

Помимо «МТУ-Интел», доступ в интернет по выделенным цифровым линиям предоставляют и другие московские провайдеры. Для привлечения частных клиентов некоторые объявили летом этого года существенные сезонные скидки на подключение.

Компания «МТУ-Информ», ведущий коммерческий оператор телефонной связи Москвы, объявила о введении новой услуги подключения к интернету по технологии HPNA. Данная технология будет применяться, в первую очередь, при реализации проектов компании по оказанию комплексных услуг связи в жилых домах Москвы и ближайшего Подмосковья. Технология HPNA позволяет организовать локальную сеть на базе существующей в здании стандартной телефонной проводки. Используя HPNA, «МТУ-Информ» планирует значительно сократить материальные и временные затраты на реализацию телекоммуникационных проектов в жилом секторе. Кроме того, новая технология позволит значительно снизить стоимость доступа к интернету для конечного потребителя. С введением новой услуги «МТУ-Информ» начинает освоение нового сегмента рынка — построения недорогих высокоскоростных систем коллективного доступа в интернет для жилых зданий и офисных комплексов. Кроме доступа в интернет, технология HPNA позволяет объединить два и более компьютера в одной квартире (офисе) для совместного использования файлов, прикладных программ и периферийных устройств (принтеров, сканеров), причем без прокладки специальной проводки (компьютеры подключаются к телефонным розеткам квартиры так же, как параллельные телефоны).

Стандарты HPNA (HomePNA) разработаны альянсом Home Phoneline Networking Alliance. Технология HPNA использует метод IEEE 802.3 CSMA/CD (Ethernet) доступа к среде передачи. Полоса пропускания сигнала расположена в пределах от 5,5 МГц до 9,5 МГц, так что сигнал не оказывает влияния на работу телефонов, факсов, аналоговых или ADSL-модемов по той же паре проводов. Скорость передачи данных — 1 Мбит/с (стандарт HPNA 1.0) или 10 Мбит/с (HPNA 2.0). Технологиями HPNA в настоящее время охвачены отдельные объектов элитной застройки (около 10 тыс. квартир).

В совместном проекте РБК, компаний «Таском» и «Всё для ПК» предлагается беспроводной доступ в интернет на скорости до 2 Мбит/с с использованием оборудования израильской компании «BreezeCOM» через опорную сеть компании «Таском», размещенную по всей Москве.

По мнению журнала «Мир связи. Connect!», в общей сложности, количество постоянных каналов доступа в интернет оценивается в 12-12,5 тыс., а доли рынка различных технологий широкополосного доступа в Москве на август 2002 г. распределяются следующим образом:

Структура рынка широполосного доступа в Москве, август 2002

Структура рынка широполосного доступа в Москве, август 2002

Источник: Мир связи. Connect!

Интернет по радиосетям

Одним из интересных направлений развития может стать широкополосный доступ по обычной радиоретрансляционной сети. Проект предложен Московской городской радиоретрансляционной сетью (МГРС). Стоимость его оценивают в $50 млн., причем инвестиции предполагается вернуть уже через пять лет. Ожидаемая ежегодная прибыль оценивается в $14 млн. В этом случае основное преимущество заключается в том, что доступ к конечному пользователю уже существует — линии радиофикации имеются в каждом московском доме (всего около 1,5 млн. квартир), общая их протяженность составляет около 7 тыс. км, около 400 охраняемых станционных объектов с электропитанимем и центральным отоплением равномерно распределены по всему городу.

Общегородская структура может обеспечить возможность предоставления таких услуг, как создание виртуальных частных сетей, централизованный сбор телеметрической информации в общегородском масштабе и т.п. Применение Ethernet в качестве технологии физического и канального уровней позволит использовать относительно недорогое оборудование, в том числе и абонентское (абоненту достаточно будет иметь в компьютере сетевую карту, а не использовать дорогие xDSL или кабельные модемы). Обеспечение качества услуг и управление полосой пропускания — традиционная для технологии Ethernet проблема может быть решена путем построения сети доступа на основе стандарта DiffServ.

Домовые сети

Особого внимания заслуживают домовые сети. Сегодня в Москве примерно 20 операторов имеют лицензии и занимаются домовыми сетями, число которых оценивается в 500. Есть также значительное количество операторов, использующих чужие лицензии или работающих без каких-либо документов. При этом наблюдается четкая тенденция к легализации. На долю легальных сетей приходится 2-2,5% услуг доступа в интернет. Домовые компьютерные сети не всегда предоставляют широкополосный доступ в точном смысле этого слова. Построенные, как правило, на технологии Ethernet, они не гарантируют высокого качества доставки информации, чувствительной к задержкам в сети (видео, телефония). К тому же эти компании слишком малы для инвестиций, у них часто отсутствуют лицензии на оказание услуг связи. Тем не менее, домовые сети являются очень привлекательными для крупных провайдеров доступа в интернет, поскольку именно это направление может значительно увеличить число их клиентов широкополосного доступа.

По данным журнала PC Week, крупнейшим интернет-провайдером московского рынка является «Московская телекоммуникационная корпорация» (КОМКОР). Компания контролирует около 19% столичного рынка домовых сетей. «РМ Телеком» принадлежит около 14% рынка. «МТУ-Интел» также имеет долю в 14%. Компания контролирует сеть микрорайона Митино — «Митино-он-Лайн». В сети около 500 абонентов, это одна из крупнейших домовых сетей в Москве. За тройкой лидеров рынка домовых сетей следует «Макомнет», занимающий 9% этого рынка. Пятерку лидеров замыкает компания «Зенон», пропускная способность оптоволоконной сети которой превышает 1 Гбит/с.

Перспективы развития московского рынка

Если предположить, что никто из участников не будет менять свою тарифную политику, и не произойдет других существенных изменений на рынке, то, по мнению журнала «Мир связи. Сonnect!», к 2005 году интернет-рынок Москвы будет выглядеть следующим образом:

  • Коммутируемый доступ  — 22%
  • Домашние сети — 31%
  • Индивидуальные выделенные каналы — 47%

Можно предположить и другой вариант развития, при котором прогнозируемое падение ARPU на ADSL-доступ существенно затруднит развитие домашних сетей. Кроме того, многие из них столкнутся с тем, что в системотехнике называется эффектом больших систем, затраты на поддержание которых возрастают экспоненциально. Некоторое влияние на интернет-рынок начнут оказывать сотовые сети. При этом варианте развития в 2005 год доли рынка распределятся следующим образом:

  • Коммутируемый доступ  — 30%
  • Домашние сети — 10%
  • Индивидуальные выделенные каналы — 60%

Компания «Коминфо консалтинг» выделяет следующие основные тенденции рынка интернет-доступа в России:

  • В ближайшие годы будет более активно развиваться доступ к Сети с помощью технологий радиодоступа и спутниковой связи.
  • Большинство провайдеров, ранее специализировавшихся на предоставлении доступа и хостинга, постараются закрепиться на рынке услуг междугородной и международной IP-телефонии;
  • Рынок интернет-доступа будет неоднородным, повторяющим в общих чертах модель развития мобильной связи: сначала произойдет насыщение наиболее платежеспособного спроса в регионах, базовые тарифы постепенно понизятся, произойдет усложнение структуры цены с внедрением новых услуг, например, центров обработки данных. Самым перспективным на сегодняшний день представляется рынок приложений для использования индивидуальными пользователями и для оптимизации бизнес-процессов;
  • Вторичные и третичные провайдеры услуг все больше испытывают давление со стороны первичных провайдеров, готовых непосредственно работать с большим количеством конечных пользователей и малых офисов;
  • Небольшие интернет-провайдеры, образованные как самостоятельные коммерческие компании, в ближайшей перспективе окажутся либо не рентабельными, либо будут поглощены более крупными операторами связи.

Таким образом, на сегодняшний день на рынке интернет-доступа протекают процессы, которые наблюдаются в тех странах, где формирование этого рынка закончилось 5 и более лет назад. Речь идет о слияниях и поглощениях среди провайдеров — процесс, который неизбежно ведет к повышению концентрации предложения на рынке и росту его монополизированности. Отсюда можно заключить, что Россия демонстрирует не просто хорошие результаты в этих двух секторах. Если в общем по миру доходы от доступа и хостинга в 2001 году превысили 50 % от общих доходов отрасли связи, то в России они составляют пока 9 % (этот показатель очень высок, если принимать во внимание разницу в «возрасте» мирового и российского интернета).

Александр Гончаров, к.т.н.
Олег Медведев
Кудрявцев Алексей (Коминфо Консалтинг)


Комментарии участников рынка

МТУ-Информ

Саид Алимбеков: Ведущие предприятия отрасли связи готовятся к выходу на российские и международные финансовые рынки

Саид Алимбеков 
На вопросы CNews.ru ответил генеральный директор компании «МТУ-Информ» Саид Алимбеков. В ходе интервью обсуждаются вопросы состояния и перспектив развития рынка телекоммуникационных услуг в России.

CNews.ru: Одной из ключевых тенденций прошлого года на рынке интернет-провайдинга стала консолидация компаний. Насколько, на ваш взгляд, этот процесс исчерпан сегодня? Стоит ли ожидать новых объявлений о слияниях и поглощениях в ближайшее время?

Саид Алимбеков: В основе процесса интеграции множества российских предприятий лежит объективная необходимость. В условиях постоянной конкуренции телекоммуникационных структур, операторы стремятся подчинить себе большие сегменты рынка, увеличить рыночную стоимость реструктуризированных компаний. Кроме того, в большинстве случаев, объединение преследует цель оптимизировать существующие производственные процессы, а значит, исключить конкуренцию внутри холдингов. В последнее время большинство ведущих предприятий отрасли готовятся к выходу на российские и международные финансовые рынки, что позволит им мобилизовать средства для вложения в основной капитал, достичь централизации капитала, и, как следствие, получить значительные конкурентные преимущества. Именно поэтому процессы объединений компаний неизбежны.



Zenon N.S.P.

Андрей Кондаков: динамику рынка хостинга нельзя назвать «взрывной», но 30-70% в год — это тоже неплохо

 
На вопросы CNews.ru отвечает Андрей Кондаков, директор по развитию компании «Зенон Н.С.П.». В ходе интервью обсуждаются вопросы ситуации на рынке интернет-провайдинга, отдельное внимание уделяется сегменту хостинга. По мнению специалиста, перспективы этого бизнеса в России весьма благоприятны.

CNews.ru: Как бы вы определили уровень насыщения рынка интернет-доступа в России?

Андрей Кондаков: Смотря, что считать рынком (все грамотное население, пользователей ПК или «продвинутых» пользователей). Правильнее говорить об удовлетворенном спросе, потенциале и условиях роста спроса. Необходимо различать и сам «доступ»: коммутируемый, постоянный или широкополосный, — это совершенно разные рынки. Да и ситуация с интернет-доступом в разных регионах страны совершенно разная. Например, в Москве и Санкт-Петербурге предложение по традиционным видам доступа в целом вполне удовлетворяет текущий спрос, но если брать рынок интернет-доступа в целом, то уровень насыщения его еще крайне низок.



Вернуться на главную страницу обзора