Спецпроекты

На страницу обзора
Как в «Норникеле» объединили все корпоративные сервисы на одной платформе

Большая часть сотрудников «Норникеля» не работает за компьютером, а находится на производственных объектах. Использование общеизвестных мессенджеров для рабочей переписки было небезопасным и неэффективным. В 2021 г. в компании приняли решение о создании новой коммуникативной среды, а в 2023 суперапп «Суперника» стал частью ежедневного взаимодействия сотрудников компании. Гибкая внутренняя архитектура проекта позволяет совершенствовать его и после внедрения. В интервью CNews Алексей Лямин, управляющий партнер eXpress, и Василий Корнейчук, старший менеджер/ИТ бизнес-партнер блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью компании «Норникель» рассказали об истории создания супераппа и о том, какие задачи они решали совместно совместно.

Алексей Лямин, Василий КорнейчукeXpress, «Норникель»

CNews: Как вам кажется — заказ на создание супераппа для «Норникеля» — это дань моде на цифровизацию или реальная производственная необходимость?

Алексей Лямин: Есть разное понимание того, что значит корпоративный суперапп. Как разработчики платформы для супераппов мы видим его как единое окно для всех сотрудников для обмена информацией и доступа к внутренним сервисам — от решения кадровых вопросов, организации документооборота, внутреннего обучения до медицинских сервисов и социальных программ. Необходимость такого цифрового продукта для крупных компаний подтверждают наши проекты, один из которых «Суперника».

CNews: Как возникла идея супераппа «Суперника» и какие подразделения стали инициаторами его создания? Почему выбрали именно решение суперапп, а не, к примеру, отдельный мобильный портал?

Василий Корнейчук: Создание внутрикорпоративных мобильных сервисов обусловила производственная специфика компании. В «Норникеле» работает около 80 тысяч человек, 75% из которых не сидят перед компьютером — они находятся в цехах, на рудниках, удаленных объектах. Сотрудники какое-то время использовали мессенджеры для координации действий — WhatsApp (принадлежит компании «Мета», которая признана экстремистской и запрещена на территории России), Telegram или Viber. Но это создавало критические риски для информационной безопасности, к тому же было сложно и неудобно делать рассылки и получать обратную связь.

Василий Корнейчук, «Норникель»: Создание внутрикорпоративных мобильных сервисов обусловила производственная специфика компании

Одновременно с началом глобальной ИТ-трансформации «Норникеля» в 2014 году в компании начали появляться и первые корпоративные сервисы. Так, например, личный кабинет сотрудника заработал уже в 2015 году. В последующие годы одно за другим появлялись другие отдельные решения. Даже запустили мобильную версию корпоративного портала, пользоваться которым, однако, было неудобно: чтобы попасть на ресурс, сотрудники каждый раз проходили сложную процедуру идентификации.

В итоге в 2021 году решили объединить все корпоративные сервисы в рамках одной платформы — супераппа. Ее открытость позволяет свободно добавлять любые сервисы в формате веб-приложений (смартаппов), на разработку которых уходят месяцы, а не годы. Смартаппы легко интегрируемы с корпоративными системами и дают возможность реализовать любой функционал. Таким образом, суперапп — место, где есть всё и попасть куда могут все сотрудники. Кстати, из этого и сложился слоган, с которым запускали «Супернику»: «Всё здесь! Все здесь!».

CNews: Учитывая, что «Суперника» — сложная цифровая экосистема, как шел процесс интеграции приложений и каналов связи, которыми пользовались сотрудники «Норникеля» до ее создания? Какие технологические задачи и вызовы стояли перед вами при разработке супераппа?

Алексей Лямин: Проект был интересным и сложным: мы объединяли инфосистемы заказчика по различным направлениям — ИТ, бизнес и HR. В самом начале проекта часть архитектуры пришлось менять и внедрять решения, потребность в которых возникала у заказчика уже в ходе разработки.

CNews: Какая команда была задействована в проекте, как распределяли роли между командами заказчика и ИТ-поставщика?

Василий Корнейчук: Со стороны «Норникеля» бизнес-заказчиком выступал блок кадровой, социальной политики и общественных связей. Технологическую составляющую вел департамент информационных технологий и проектная команда «Норникель Спутник». Большую работу проделала проектная экспертиза по информационной безопасности «Норникеля». Общая команда «Норникеля» и eXpress была не очень большой, порядка 8-10 человек. Большую часть работ по развертыванию, настройке платформы выполнял вендор.

Алексей Лямин: Команды с обеих сторон изучали новое для себя в процессе взаимодействия: осваивали новые решения, новые подходы, ИТ-продукты. Коллеги со стороны заказчика вникали во все аспекты проектирования, дизайна, кода, инфобеза. Сейчас, уже после запуска супераппа в промышленную эксплуатацию, команда по просьбе заказчика совершенствует продукт, чтобы привлечь как можно больше пользователей. Со стороны eXpress выделены специалисты, которые практически ежедневно взаимодействуют с заказчиком. Это взаимодействие, мы уверены, стало залогом успеха.

Алексей Лямин, eXpress: Важно выстроить систему взаимного доверия и сотрудничества между заказчиком и исполнителем

СNews: По просьбе «Норникеля», вы сумели сделать SAP в мобильном исполнении, но с 2024 года SAP прекратил поддержку своих продуктов в России. Как теперь вы поддерживаете и развиваете сервис?

Алексей Лямин: Мы не работаем непосредственно с SAP, мы сделали интерфейс этой системы мобильным, не затрагивая SAP изнутри. Иными словами, мы реализовали интеграцию мобильного SAP с нашим супераппом, сделав бесшовную авторизацию пользователей «Суперники» в мобильном приложении SAP.

CNews: Доступ к персональному телефону работника — это источник дополнительных данных о сотруднике. Каким образом решался вопрос с обработкой персональных данных? Какие ставились требования со стороны службы IT безопасности «Норникеля»?

Алексей Лямин: Вопросы информационной безопасности супераппа требовали решения в самом начале разработки на базе корпоративной мобильной платформы. Служба информационной безопасности «Норникеля» выдвинула к супераппу список требований по ИБ, который насчитывал 198 пунктов. Мы выполнили все. Нашим преимуществом стал сертификат ФСТЭК России по 4 уровню доверия и механизмы защиты каналов связи: сквозная аутентификация Single Sign-On, регистрация пользователей с использованием трехфакторной аутентификации и сквозное шифрование.

Так выглядит интерфейс «Суперники»

CNews: Что показала статистика по использованию супераппа среди сотрудников с момента его запуска? Какие свежие цифры можем озвучить? Есть ли данные по улучшению корпоративных коммуникаций в «Норникеле»? Какие бизнес уже видит выгоды от внедрения?

Василий Корнейчук: Корпоративным супераппом сейчас пользуются более 51 тысячи специалистов предприятия из 25 городов России. Это 65% от численности компании. В 2024 году эту долю планируется довести до 95%, в том числе за счет расширения востребованных сервисов и повышения скорости работы приложения. Сотрудники «Норникеля» ежедневно получают безопасный и бесшовный онлайн-доступ к более чем 40 корпоративным сервисам. Они могут самостоятельно узнать информацию о заработной плате, внутренних вакансиях, отпусках, социальном пакете, принять участие в оценке работы персонала, записаться на тренировки и спортивные мероприятия. Система внутренних коммуникаций реализована на уровне полноценного корпоративного СМИ, включающего таргетированную ленту новостей о жизни компании, информационные каналы, а также блок аналитики цифрового поведения пользователей. Хорошо показывают себя инструменты обратной связи в формате «прямая линия 365 дней в году». На базе «Суперники» действует образовательная программа Школа мастера и Школа Лидерства для линейных руководителей с элементами искусственного интеллекта.

Готовим к запуску 20 новых сервисов — запись к врачу, доступ к электронной карте и результатам анализов. Начался пилот сервиса службы бронирования билетов и отелей для работников, уходящих в отпуск, сделана интеграция с приложением для молодых сотрудников «В хорошей компании». Скоро в «Супернику» добавим сервисы для повышения производственной безопасности и развития профессиональных сообществ.

CNews: Что бы вы могли бы пожелать разработчикам подобных супераппов в будущем?

Алексей Лямин: Я думаю, важно выстроить систему взаимного доверия и сотрудничества между заказчиком и исполнителем. Когда мы начинали проект, руководство «Норникеля» поверило нам, хотя часть функциональности была доступна только на уровне архитектуры. Большую часть платформы мы разрабатывали вместе с высокомотивированной командой заказчика. Внедрение супераппа для тысяч сотрудников от рядовых специалистов до топ-менеджмента требует от заказчика смелости и креативности в течение всего процесса: от выбора решений до адаптации их для конечных пользователей.

Василий Корнейчук: «Суперника» — это значительный прорыв в доступности сервисов и информации для сотрудников вне зависимости от того, где физически находится их рабочее место. Наличие корпоративного супераппа выводит компанию на новый уровень цифрового лидерства, позволяет развивать собственную систему для общения и решения рабочих задач.

Если говорить о перспективе супераппов, то мы видим их повсеместное внедрение. Примеры с B2C-суперприложениями, официальными сервисами, такими как «Госуслуги», показывают, что люди готовы ими пользоваться. Если работодатели хотят роста внутренней эффективности компании, популярности своего HR-бренда, им просто необходимо создавать для сотрудников привычный им уровень цифровизации. И лучше начинать это прямо сейчас.

erid:LjN8JsztjРекламодатель: ООО «Анлимитед Продакшен»ИНН/ОГРН: 7707374451 / 770701001Сайт: https://express.ms/