CNews: С 2001 года вы занимали должность руководителя УФК по Краснодарскому краю. Расскажите об особенностях внедрения АСФК в Краснодарском крае, какие неожиданные и нестандартные решения вам пришлось принимать в ходе реализации проекта?
Сергей Гуральников: На момент начала моей работы в должности руководителя УФК по Краснодарскому краю в ведомстве существовал разрозненный набор решений, автоматизирующих отдельные задачи. Многие решения были созданы руками специалистов региональных отделений, которые сами решали, что необходимо автоматизировать в первую очередь: учет доходов, расходов или еще какие-либо функции. По этой причине управление, по сути, становилось заложником индивидуальных точек компетенции в их лице.
Кроме того, существовал огромный объем бумажных документов, с которыми мы вынуждены были работать. Например, мой день как руководителя начинался с того, что я 2–3 часа подписывал платежные поручения клиентов. Замечу, что клиенты их также подписывали вручную. Через некоторое время мы пришли к тому, что нам достаточно подписывать реестры, в которые входит определенный набор платежных поручений, тем самым подтверждая, что такие платежные поручения принимаются. Подобная практика впоследствии получила распространение и в других управлениях.
К счастью, такая ситуация продолжалась недолго. В 2002 году Федеральное казначейство взяло курс на создание специализированного ИТ-подразделения, внедрение единого ПО и переход к электронному документообороту во всех управлениях.
Этому предшествовала большая работа по техническому переоснащению территориальных органов, проектированию необходимой инфраструктуры на местах, обучению сотрудников и планированию последовательности действий при переходе на новое ПО. Все эти мероприятия курировались непосредственно тогдашним руководителем Федерального казначейства Татьяной Геннадьевной Нестеренко. Ей удалось сформировать команду профессионалов, которая смогла обеспечить успех проекта.
Конечно, внедрение единого решения и переход на электронный документооборот происходили во всех регионах по-разному. Кроме того, для организации полноценного электронного обмена документами необходимо было установить соответствующее ПО и на стороне наших клиентов. Часто нам приходилось объяснять им, что такое электронная подпись, современные средства связи, приложения по обработке информации.
Мы проводили разъяснительную работу с клиентами, рассказывая им о преимуществах электронного документооборота, например, о том, что электронные документы обрабатываются в первую очередь, а бумажные заявки могут рассматриваться несколько дней. Таким образом, нам удалось в течение 1 года перевести технически готовых клиентов на электронный документооборот.
CNews: Как опыт руководства Управлением помог при работе над всем проектом уже в качестве заместителя руководителя Федерального казначейства?
Сергей Гуральников: Создание АСФК началось еще в 2001 году, и мне удалось принять участие в этом проекте в качестве руководителя регионального Управления. В 2010 году, когда я перешел на работу в центральный аппарат Федерального казначейства, решение уже было внедрено в части регионов, в том числе и в Краснодарском крае. И руководителем ведомства – Романом Евгеньевичем Артюхиным – было принято решение завершить тираж в 2011 году вместе с принятием данного ПО в промышленную эксплуатацию в центральном аппарате. Команда, которая занималась тиражированием решения, четко представляла себе, какие работы необходимо провести, какие приказы выпустить. Конечно, каждое новое внедрение было в чем-то уникально, и мы старались учесть этот опыт при разработке типовых стандартов программного обеспечения.
К концу 2011 года было завершено тиражирование АСФК по всей стране. Романом Евгеньевичем было инициировано создание рабочей группы во главе с заместителем руководителя Федерального казначейства Станиславом Евгеньевичем Прокофьевым, в состав которой в качестве заместителя вошел и я. Мы должны были дать оценку достигнутым результатам и принять систему в промышленную эксплуатацию, руководствуясь критериями достаточности и корректности работы.
В итоге, после ряда доработок, на которые потребовалось еще 2–3 месяца, АСФК была принята в промышленную эксплуатацию. Для повышения качества ПО и стабилизации его работы под эгидой Руководителя Федерального казначейства была внедрена система внешней оценки деятельности ведомства и еще полгода мы активно собирали отзывы региональных руководителей, анализировали их и при необходимости вносили в систему дополнительные коррективы. И только тогда, когда на очередном совещании на вопрос, есть ли замечания к работе АСФК, в зале была тишина, мы смогли вздохнуть спокойно.
Могу с уверенностью сказать, что благодаря этому проекту в Федеральном казначействе создан инженерный и технологический базис, сформирована команда специалистов, с помощью которых мы можем решать самые сложные задачи. Сегодня мы являемся оператором целого ряда государственных информационных систем, создаем и развиваем их во взаимодействии с другими федеральными органами власти. Мы предоставляем другим ведомствам функционал, который служит для выполнения их задач.
CNews: Как вы можете охарактеризовать различия в исполнении бюджетного процесса до внедрения АСФК и после?
Сергей Гуральников: На сегодняшний день большинство функций ФК автоматизировано соответствующими модулями АСФК. Все пользователи системы пользуются единым решением в соответствии со своими правами доступа. В итоге после множества транзакций в системе формируется конечный документ, санкционирующий движение средств по лицевому счету с отражением в бухгалтерском учете. Таким образом, с помощью АСФК мы можем формировать всю необходимую отчетность и аналитику.
Понятно, что до внедрения системы в условиях использования локальных продуктов это было невозможно.
CNews: Как вы видите дальнейшее развитие системы?
Сергей Гуральников: Сегодня мы расширяем сферу применения АСФК и переходим к созданию «Электронного бюджета» – системы, которая призвана предоставить нашим клиентам универсальные сервисы для ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Основная наша цель – реализовать решение, которое станет эталоном выполнения требований всех нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение бюджета, планирование, закупочную деятельность, бухгалтерский учет. Мы планируем перевести все эти процессы в универсальные web-сервисы, работа которых будет основана на использовании единых справочников, классификаторов. Таким образом, вся информация будет интегрирована с возможностью ее сортировки и анализа.
Конечно, это очень масштабная задача. Необходимо, чтобы работа по созданию «Электронного бюджета» носила поступательный характер, и опыт внедрения АСФК поможет нам ее правильно организовать. Надеюсь, в течение 1-2 лет мы сможем перейти от создания прототипов решений по целому ряду направлений к их тиражированию.
CNews: Как вы представляете себе масштабы внедрения «Электронного бюджета»?
Сергей Гуральников: Масштабы «Электронного бюджета» безграничны, как Вселенная, и зависят от того, насколько глубоко мы готовы в него погрузиться, какие процессы типизировать и стандартизировать. В АСФК автоматизированы сервисы по исполнению бюджета, в наших планах за счет универсальных web-сервисов, единых справочников и формуляров «Электронного бюджета» автоматизировать процессы на стороне Клиента. Пока речь идет о создании решения для федеральных органов власти. Начали с бюджетного планирования, далее – закупки, заработная плата.
Потом мы пойдем на региональный уровень, будем предлагать базовый сервис как федеральный стандарт, что даст возможность на местах его дорабатывать с учетом региональной специфики, но в соответствии с созданными нами правилами. И если нам удастся стандартизировать бизнес-процессы в бюджетной сфере на 80% с учетом их региональной уникальности, это будет большой успех. Думаю, что опыт создания АСФК поможет нам эффективно решить все поставленные перед Федеральным казначейством задачи.