Спецпроекты

На страницу обзора
Российский рынок SaaS за год вырос почти в полтора раза

Выручка ведущих поставщиков SaaS по итогам 2023 г. выросла на 40%, что в 2 раза выше общих темпов рынка ИТ. Аренда приложений требует меньше инвестиций и времени для внедрения. Кроме того, одним из важных факторов роста оказалось импортозамещение и, в частности, отказ от решений SAP. Также следует отметить, что общее количество участников рейтинга значительно увеличилось, таким образом, исследование лучше отображает разнообразие отечественных продуктов, поставляемых по модели SaaS. Сразу семь поставщиков по итогам 2023 г. заработали более ₽4 млрд, годом ранее этот порог удалось преодолеть только четырем участникам.

Лидеры выросли на 40%

Согласно новому рейтингу CNews Analytics в 2023 г. выручка 20 крупнейших отечественных поставщиков решений по модели software-as-a-service составила ₽107,3 млрд, что на 40% выше, чем годом ранее. Тогда совокупная выручка первой двадцатки была на уровне ₽75,7 млрд. Этот сегмент рынка ИТ чувствует себя куда увереннее, чем многие другие отрасли. Для сравнения — выручка 100 крупнейших ИТ-компаний России из рейтинга Cnews300 увеличилась в 2023 г. только на 16%. Таким образом, поставки отечественных SaaS-решений растут в 2 раза быстрее, чем рынок ИТ в целом.

Рынок аренды приложений растет в 2 раза быстрее общих показателей ИТ

Динамика выручки топ-20 участников рейтинга CNews SaaS

В сравнении с динамикой топ-100 российских ИТ-компаний, млрд ₽

Динамика CNews SaaS
Динамика CNews100
Выручка топ-20 поставщиков SaaS

Изменения в группе лидеров

Как и в предыдущие годы, лидером рейтинга стала компания «СКБ Контур», разработчик SaaS-решений в области электронного документооборота, бухгалтерии, интернет-отчетности, а также ряда отраслевых решений (недвижимость, гостиничный бизнес и т.д.). Ее выручка в 2023 г. составила ₽31,3 млрд (+21,8%) по сравнению с 2022 г. Вторую позицию сохранила компания «Тензор», чьи флагманские продукты также автоматизируют работу с отчетностью, бухгалтерскими документами. В 2023 г. «серебряный» призер рейтинга получил выручку в размере ₽14,2 млрд (+30,5%).

На третье место поднялись «Интеллектуальные технологии» с разработкой «Лахта.spb». Она представляет собой систему по управлению снабжением (supplier relationship management system, SRM), которая включает в себя элементы промышленного интернет-магазина, торговой площадки, закупочной ERP-системы и решения по управлению доставкой грузов. Компания продемонстрировала почти девятикратный рост показателей, по итогам 2023 г. была зафиксирована выручка в размере ₽12,2 млрд. В «Интеллектуальных технологиях» CNews не смогли прокомментировать столь впечатляющие результаты роста, однако, вероятно, причина заключается в импортозамещении решений SAP в структурах, связанных с «Газпромом». Платформа «Лахта.spb» позиционируется в качестве отечественной альтернативы системы по управлению поставками SAP Ariba, а ключевой заказчик организации — «СтройПроектСервис», выступающий в качестве логистического оператора в строительных проектах компании «Газпром Инвест» (занимается строительством и реконструкцией магистральных газопроводов). При этом генеральный директор «СтройПроектСервис» Илья Димов — основной учредитель организации «Интеллектуальные технологии».

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России

№ 2023 № 2022 Название компании/бренда Выручка от оказания услуг SaaS в 2023г., млн ₽, включая НДС Выручка от оказания услуг SaaS в 2022 г., млн ₽, включая НДС Рост выручки 2023/2022, в % Доля выручки SaaS в совокупной выручке, в %
1 1 СКБ Контур 31 300 25 700 21,8% 96%
2 2 Тензор 14 220 10 900 30,5% 100%
3 15 Лахта.spb 12 192 1 369 790,6% 100%
4 4 Mango Office 7 531 6 306 19,4% 100%
5 - GetCourse 4 841 1 590 203,0% 100%

Четвертое место в рейтинге сохранил за собой поставщик решений виртуальной телефонии (ВАТС) «Манго Телеком» (бренд Mango Office), выручка компании выросла на 19,4% и достигла ₽7,5 млрд. Следует отметить, что в марте 2024 г. стало известно, что 100% акций компании перешли под контроль «Ростелекома», который также предоставляет услуги ВАТС. На сегодняшний момент неизвестно, сохранится ли «Манго Телеком» в качестве независимой бизнес-единицы или Mango Office будет интегрирован в экосистему сервисов госоператора.

На пятой позиции оказался дебютант рейтинга GetCourse, компания разрабатывает сервисы для продажи и проведения онлайн-тренингов (cервис также включает встроенные инструменты CRM и аналитики). В 2023 г. выручка компании выросла более чем в три раза (+203%) и достигла ₽4,8 млрд.

«Прежде всего, в 2023 г. показал значительный прирост сам рынок онлайн-школ, а наша собственная выручка, конечно, зависит от выручки наших клиентов. Кроме того, мы запустили в рамках нашей экосистемы ряд новых решений и дополнительных инструментов, которые помогают онлайн-школам решать еще больше задач с нашей помощью, а нам приносят дополнительную прибыль», — рассказывает CEO платформы GetCourse Сергей Михайлов. При этом собеседник CNews отмечает, что рынок онлайн-школ пережил бум во время пандемии (тогда выручка GetCourse удвоилась), однако в 2022 г. рост сменился стагнацией.

«Для многих клиентов запрещенная в 2022 г. социальная сеть была основным источником трафика. К 2023 г. онлайн-школы адаптировались к ситуации, нашли новые источники трафика, подняли средний чек, научились лучше работать с собственной базой», — подводит итог Сергей Михайлов.

Топ-10 крупнейших поставщиков SaaS

Выручка в млн. ₽, с НДС
31300
14220
12192
7531
4841
4499
4020
3833
2558
2482

На шестую строчку опустился прошлогодний бронзовый призер — компания Softline. Это единственный представитель группы лидеров, который по итогам 2023 г. продемонстрировал отрицательные результаты, сократив выручку почти на треть (-28,4%) до ₽4,5 млрд. В компании не смогли прокомментировать динамику показателей. Напомним, что выручка Softline от направления SaaS снижается второй год подряд. По итогам 2022 г. сокращение было связано с тем, что компания перестала учитывать в своих показателях результаты от проектов за рубежом.

Седьмым и последним игроком рынка, который смог преодолеть рубеж в ₽4 млрд, оказался «Эвотор». Специализация компании — разработка умных контрольно-кассовых машин и программного обеспечения для них, поставляемого по модели SaaS. Доход компании вырос на 21,1% до ₽4,02 млрд, однако этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить 5-ую строчку в таблице, которую «Эвотор» занимал годом ранее.

Количество участников увеличилось в 2 раза

Следует отметить, что общее количество участников рейтинга SaaS было значительно расширено и по итогам 2023 г. составило 90 компаний. В рамках исследования участвуют поставщики самых разных классов решений, которых объединяет общий формат поставок по принципу software-as-a-service, подразумевающий удаленный доступ к программе через сеть по подписке без необходимости приобретения лицензий и установки софта локально на серверах или компьютерах заказчика.

Более широкий список участников лучше отражает многообразие отечественных продуктов, поставляемых по названной модели. Из крупных дебютантов рейтинга с выручкой более ₽1 млрд помимо уже упомянутого GetCourse также необходимо отметить платформу для гостиничного бизнеса TravelLine (₽3,8 млрд, +34,3%), экосистему SaaS-сервисов для бизнеса от «МегаФон Облако» (₽2,07 млрд, +21,4%), решение для реферального маркетинга в социальных сетях Flocktory (₽1,9 млрд), сервис для аналитики и управления продажами на маркетплейсах MPStats (₽1,5 млрд, +106%), а также платформу онлайн-командировок Smartway (₽2,4 млрд, +168%).

Одна из особенностей российского рынка SaaS — наличие крупных поставщиков инструментов онлайн-отчетности, которые значительно превосходят своих конкурентов по объему выручки.

Основатель и СЕО Smartway Travel Group Максим Яремко рассказал CNews, что цель его компании — доля в 40% коммерческого рынка бизнес-поездок. Для ее достижения Smartway развивает партнерскую сеть, а также идет по пути M&A (cлияний и поглощений): «В 2023 году мы продолжили развивать туристическую B2B-экосистему, чтобы управлять всей цепочкой продаж. Для решения этой задачи мы совершили несколько сделок, чтобы удовлетворить возросшие потребности корпоративных клиентов, приобрели эксклюзивного представителя Amex в России — компанию ATH и тревел-агентство TravelMart. В текущем году мы продолжаем следовать этой стратегии».

По-прежнему без учета 1С

Несмотря на расширение состава участников рейтинга, список отечественных поставщиков SaaS в таблице все еще неполный. По-прежнему отсутствуют сервисы «1C» и «1С-Битрикс», так как они публично не озвучивают результаты своей деятельности, а произвести корректную оценку SaaS-выручки не представляется возможным, поскольку обе компании имеют в своем портфеле как коробочные, так и SaaS-решения, и соотношение выручки между ними остается неясным. Кроме того, по сравнению с рейтингом по итогам 2022 г. отказались от участия компании JivoSite (бизнес-мессенджер) и «Астрал» (ЭДО, отчетность и ряд других сервисов). Наконец, в рейтинге отсутствуют данные компании Communigate — платформы унифицированных коммуникаций, которая поставляется в том числе в формате облачной версии. В последние годы вокруг прав на бренд Communigate шел судебный спор между компанией «СталкерСофт» и дочерью основателя сервиса Анной Бутенко, который был разрешен в пользу последней. Уже в июле 2024 г. в платформу начал инвестировать основатель НКК Александр Калинин.

Таким образом, хотя за бортом рейтинга остается ряд важных поставщиков, он дает представление об общих трендах в этом сегменте ИТ. Одна из особенностей российского рынка SaaS — наличие крупных поставщиков инструментов онлайн-отчетности, которые значительно превосходят своих конкурентов по объему выручки. Однако запас роста в этом сегменте уже почти исчерпан. Одновременно на рынке представлено большое количество небольших и средних игроков, которые занимаются разработкой решений CRM, аналитики, управления логистикой и поставками, а также предлагают нишевые продукты для специализированных отраслей (гостиничный бизнес, девелоперы, предприятия общепита и т.д.). Именно благодаря им рынок сохраняет высокие темпы роста на уровне 40% в год.

Павел Лебедев