Спецпроекты

На страницу обзора
Ритейлеру необходимо не только создавать новые сервисы, но и обеспечивать их адаптивность
О тенденциях мирового рынка информатизации ритейла и о том, какое применение они находят в России в интервью CNews рассказал Максим Кузнецов, генеральный директор компании Usetech.

Максим Кузнецов

CNews: Каковы основные тренды автоматизации торговых предприятий в мире на сегодняшний день?

Максим Кузнецов: Изначально автоматизацию торговых предприятий можно разделить на два больших направления: автоматизация front-end и back-end процессов.

Тенденции в автоматизации сегмента front-end, как мне кажется, укладываются в стремление реализовать стратегию omni-channel продаж и коммуникаций. Главная идея - поставить потребителя в центр внимания, обеспечивая идеальные условия для совершения покупок с использованием любых каналов, платформ, мест.

Отдельно можно отметить развитие мобильных технологий. Наряду с банальным осуществлением покупки посредством мобильного устройства есть возможность использовать геолокацию, предоставлять оперативный мониторинг цен потребителю, задействовать таргетированную рекламу, повысить степень вовлеченности покупателя в маркетинговые акции и многое другое. Учитывая все это, не удивительно, что мобильные технологии пользуются у ритейлеров во всем мире огромной популярностью, а количество мобильных сервисов, предоставляемых торговыми сетями, неуклонно растет.

Если говорить об автоматизации направления back-end, то здесь решаются две основные задачи: сокращение стоимости каждого этапа жизненного цикла продажи и предоставление ритейлеру мощных аналитических инструментов.

Один из способов сокращения издержек заключается в оптимизации внутренних бизнес-процессов. Например, повышение эффективности взаимодействия между центральным офисом и магазинами в части постановки задач и контроля их исполнения.

В области аналитики к одному из последних трендов можно отнести формирование подходов в работе с Big Data. В этом случае ритейлер получает в свое распоряжение инструмент для многостороннего анализа потребительской активности. Например, при разработке маркетинговой стратегии будут учитываться не только сводные показатели о продажах в целом, но еще индивидуальные данные потребителей, собранные на максимально возможном количестве шагов процесса покупки. Это может быть информация о причинах выбора покупателем конкретного магазина или данные о причинах формированиях конкретного заказа.

CNews: Если говорить о России, то находится ли отечественный ритейл в русле мировых трендов? Или у нас свой путь развития?

Максим Кузнецов: Могу с уверенностью сказать, что российское ритейл сообщество внимательно следит за развитием мировых технологий в области розничных продаж.

Вполне закономерно, что реализация новых идей происходит с небольшим отставанием. Например, если западный рынок ритейла испытывает бум он-лайн продаж уже в течение последних лет десяти, то в России лавинообразный рост продаж через интернет начался два-три года назад. Разумеется, рост объемов таких продаж способствует развитию технологий электронной торговли, поиску и реализации новых подходов привлечения клиента.

При этом необходимо заметить, что 2013 год оказался очень сложным для розничной торговли – кризис ощутили все. Соответственно, это не смогло не сказаться на стратегии информатизации. Ведь развитие ИТ требует инвестиций, которые многие ритейлеры вынужденно сокращают в кризисных условиях. Поэтому многие имидживые, долгоокупаемые проекты либо были отложены до лучших времен, либо свернуты вовсе.

Но вместе с этим особой популярностью стали пользоваться решения, способные реально сократить затраты, повысить лояльность существующих и привлечь новых покупателей, увеличить среднюю сумму чека.

Это, в частности, CRM системы, инструменты реализации программ лояльности, аналитические системы, способные работать не только с агрегированными данными, но и спускаться на уровень транзакций, а также мобильные решения.

Кроме того, хотелось бы отметить растущий спрос на облачные решения.

CNews: Какие решения наиболее востребованы заказчиками сферы ритейл в России (крупными, средними и небольшими торговыми предприятиями)?

Максим Кузнецов: Давайте начнем по порядку. Крупные розничные сети идут в ногу со временем.

Здесь востребован весь спектр enterprise-решений, существующих для ритейла в целом как для сегмента рынка. Т.е. я говорю об enterprise ERP, CRM, E-commerce решениях, эквайринге, интеграционных шинах, всевозможных инструментах анализа и планирования.

Именно большие розничные сети являются основными потребителями всевозможных ИТ-инноваций.

Если говорить о торговых сетях среднего размера, то они находятся в несколько парадоксальном состоянии. С одной стороны, лоскутная автоматизация перестала удовлетворять возрастающим требованиям, с другой – enterprise-решения по прежнему слишком дороги, к тому же обладают избыточным функционалом. Именно поэтому в данном сегменте торговых предприятий особой популярностью пользуются облачные решения, использование которых позволяет избежать больших единовременных затрат как на покупку самой «коробки», так и на разворачивание требуемой инфраструктуры. Заказная разработка в данной ситуации так же может являться вариантом решения проблемы, так как продукт создается непосредственно под специфические нужды бизнеса.

Сам же состав внедряемых решений практически не отличается от крупных торговых сетей.

Когда мы говорим о небольших торговых предприятиях, то с сожалением приходится констатировать тот факт, что многие из них просто задыхаются от нехватки дешевых инфраструктурных решений. Как правило, понятие автоматизация для подобных предприятий заключается в установке «1С-бухгалтерии».

Автоматизация других направлений деятельности, например, внедрение CRM, зачастую так и остается мечтой, или в очень редких случаях автоматизируются облачными сервисами.

Однако хочется отметить и положительную тенденцию: многие небольшие интернет-магазины по достоинству оценили перспективу роста трафика мобильных устройств, выпустив собственные мобильные приложения.

CNews: Какое место занимает заказная разработка ПО в ИТ-инфраструктуре розничной торговли в мире?

Максим Кузнецов: Как я отмечал уже в самом начале, основная тенденция развития мирового ритейла на сегодняшний день – это внедрение omni-chanel стратегии мультиканальных продаж. Соответственно, уже недостаточно предоставить покупателю все возможные средства и каналы продаж – нужно научить данные средства адаптироваться под ожидания конкретного покупателя.

Ритейлеры давно перестали осуществлять продажи только через магазины или каталоги. Площадки интернет торговли открывают свои шоу-румы, торговые сети печатают свои каталоги. Все дружно наращивают свое присутствие в интернете, например, в соц. сетях, на радио и телевидении, активно используют SMS- и email-рассылки, выпускают мобильные приложения.

Таким образом, сейчас перед ритейлером остро стоит вопрос не только разработки и создания новых и перспективных сервисов, но и обеспечения их адаптивности. Кроме того, необходимо осуществить их интеграцию с уже внедренными решениями, как коробочными, так и кастомными.

Решение именно этих задач и обеспечивает заказная разработка ПО.

К тому же коробочные решения зачастую обладают недостатками, заставляющими ритейлеров внедрять кастомные разработки.

К числу этих недостатков можно отнести две вещи. Во-первых, любое коробочное enterprise-решение представляет собой набор функционала, призванный обеспечить универсальное решение задач. Универсальность и количество функционала и определяет непомерную стоимость «коробки», а так же длительные сроки и большие затраты на внедрение. При этом, ритейлер как правило использует от силы 40-60% предлагаемых функций решения.

Во-вторых, коробочные решения enterprise уровня не всегда успевают оперативно реагировать на появление новых сервисов и тенденций в ритейл-сообществе.

Так же в основном именно на заказную разработку ложатся задачи интеграции ИТ-ресурсов. Например, в случае объединения ритейлеров, возникают нетривиальные задачи по созданию единых справочников и мастер-каталогов и централизации закупочной деятельности.

CNews: Какова ситуация с применением заказного ПО в России? Какие решения востребованы?

Максим Кузнецов: В этом вопросе Россия ничем не отличается от остального мира. Заказные решения применяются во всех направлениях автоматизации торгового предприятии – это как front-end и back-end системы, так и интеграционные решения.

Наибольшей популярностью в сегменте front-end систем, в первую очередь, пользуются портальные решения и системы электронной коммерции. При этом такие решения пользуются спросом у ритейлеров вне зависимости от их размеров. Дело в том, что, как я говорил ранее, enterprise e-commerce платформы слишком дороги и зачастую обладают избыточным функционалом.

Помимо портальных решений, безусловно, стоит отметить серьезный рост спроса на мобильные решения. При этом можно говорить как о всевозможных приложениях, ориентированных на конечного покупателя, так и о клиентской части корпоративных систем и внутренних порталов.

Когда мы говорим о заказных back-end системах, то в первую очередь подразумеваем автоматизацию управления различными нестандартными бизнес-процессами. Модуль управления бизнес-процессами (BPM) чаще находит отражение именно в заказной разработке, так как не всегда представлен в коробочных решениях, либо не удовлетворяет специфичным требованиям бизнес-процессов в ритейле, либо слишком дорог и тяжеловесен для внедрения и адаптации.

Например, нашей компанией были реализованы такие системы по автоматизации нетривиальных процессов ритейла как: планирование и контроль промо-акций в разрезе магазинов, управление ассортиментом, выкладкой товаров и розничными ценами, управление персонализированными программами лояльности и многое другое.

Также не стоит забывать об интеграции. С ростом ИТ-инфраструктуры компании и внедрением новых решений очень важно правильно совместить в единой инфраструктуре «старые» и «новые» системы и обеспечить их корректную совместную работу. Данную задачу успешно реализует заказная разработка. Особенно, заказная разработка востребована, если речь идет об интеграции кастомных систем и «коробок».

Ну и, разумеется, когда мы говорим о заказной разработке, мы не должны забывать о таком огромном пласте, как инновации. Ведь реализовать любую новую идею в любой сфере жизни или бизнеса возможно только путем заказной разработки. К инновационным разработкам можно отнести решения оценивающие особенности поведения и мимику покупателей, разглядывающих витрину, решения, отвечающие за контроль сроков годности продуктов и предотвращение поступления контрафакта, минимизацию ручного труда и так далее.

CNews: Какова специфика разработки заказного ПО для российского заказчика?

Максим Кузнецов: Для российских компаний характерно либо использование известных индустриальных методологий разработки ПО (как отечественных, так и зарубежных), либо использование стандартной методологии одного из своих вендоров.

Традиционные методологии разработки ПО хорошо работают в условиях стабильности и определенности, когда возможно заблаговременно выявить и утвердить основную часть требований к разрабатываемой системе, а также хорошо спланировать выполнение проекта. В таких случаях можно, а иногда и просто необходимо, обеспечить максимальное соответствие заранее разработанному и согласованному плану и добиться разработки утвержденного набора функциональности к заранее определенному сроку в рамках определенного бюджета.

Однако существуют проекты, для которых важнее иметь возможность быстро вносить изменения в состав и приоритеты разрабатываемой функциональности, а также максимально быстро получить первую версию системы. Для таких проектов применяется гибкая методология разработки. Она удобна для создания инновационных продуктов, полностью спланировать функционал которых заранее просто невозможно. Подходит для выполнения проектов в высоко-конкурентной, быстроменяющейся сфере деятельности, к которой можно отнести и ритейл.

Основываясь на собственном опыте компании Usetech, могу с уверенностью сказать, что обе методологии находят свое применение в разработке продуктов для ритейла.

CNews: В вашем портфеле проектов для ритейла преобладают западные заказчики. Чем вы это объясняете?

Максим Кузнецов: Это не совсем так. Мы тесно сотрудничаем и с зарубежными коллегами, и с российскими компаниями. Но, на самом деле, не всегда можно провести четкую грань между ними. Дело в том, что приходя на наш рынок, западные торговые сети проникаются российской действительностью. И наоборот, крупные российские ритейлеры, выходя на западные финансовые рынки, для постановки бизнес-процессов часто привлекают ведущих западных экспертов. По большому счету мы не видим разницы в подходах к сотрудничеству с этими двумя категориями заказчиков – мы в состоянии вести конструктивный диалог с обеими группами.

Более того, сотрудничество как с отечественными, так и с западными ритейлерами позволяет нам глубже погрузиться в предметную область, изучать и успешно применять в дальнейшем то, что называется world best practices.

Понимание того, что для эффективных продаж недостаточно разложить на полках товар сформировалось у наших заказчиков давным-давно. Это и позволяет нам налаживать долгосрочные взаимовыгодные отношения, создавая новые эффективные инструменты привлечения и удержания покупателей, оптимизации бизнес-процессов и сокращения издержек.

CNews: Расскажите о самом интересном проекте последнего времени.

Максим Кузнецов: Самым интересным, на мой взгляд, был проект «ТГ» (торцы гондол) - автоматизация планирования выкладки промо-товаров на торговое оборудование в залах магазинов.

Суть процесса заключается в последовательном планировании состава товаров на промо-акцию, последующем учете факта выкладки и подсчете эффективности промо-акции. Сначала для каждого вида оборудования определяется набор категорий товаров, которые должны участвовать в промо-акции. Данное планирование осуществляется на виртуальном плане магазина, ранее так же созданном в системе. Это позволяет пользователями максимально учесть специфику расположения того или иного вида оборудования в зале для эффективного планирования товаров. Далее осуществляется распределение непосредственно товара в соответствии с указанной категорией. Система позволяет учесть различные правила выкладки в зависимости от типа оборудования. Также реализован функционал автоматического интеллектуального распределения товара в соответствии с заданными пользователем параметрами.

На выходе магазин получает отчет со списком товаров для закупки и схему выкладки товара в зал. А пользователи, ответственные за эффективность промо-акций, получают механизм контроля реальной выкладки товара в магазине и различные отчеты об успешности проведения промо-акции.

Проект интересен в двух аспектах. Первый – разработка нестандартного бизнес-процесса и максимальная автоматизация механизмов выкладки. Проект открывает множество возможностей по комплексному управлению промо-активностями, являющемуся ключевым процессом для ритейла. В частности, долгосрочное планирование промо-акций, подготовка каталогов, планирование поставки товаров в магазины, сбор данных по продажам.

Второй аспект – разработка механизма виртуального плана магазина. Этот механизм открывает дорогу для реализации массы интересных идей магазина будущего, ориентированных на конечного пользователя.

Например, мобильная навигация по магазинам, прокладка маршрута по магазину исходя из списка покупок и т.д. Не стоит так же забывать о задачах мерчендайзинга и контроля выкладки. Эти задачи так же решаются с использованием виртуального плана магазина.

CNews: Каковы перспективы развития рынка заказного ПО для ритейла в России?

Максим Кузнецов: Вы знаете, уже сейчас разработчиками заказного ПО накоплен колоссальный опыт, в том числе в области разработки и внедрении решений для ритейла, который остро востребован на ИТ-рынке. К тому же, ни для кого не секрет, что внедрение серьезных коробочных enterprise-решений по-прежнему сопряжено с огромными сроками, затратами и рисками для заказчика, в отличие от гибких и эффективных решений кастомизации.

Принимая во внимание вектор развития высокоинтеллектуальных решений, ориентированных на внедрение omni-channel стратегии, новых подходов работы с Big Data, возрастающую потребность интеграционных сервисов, развитие мобильных технологий и создание все новых и новых гаджетов, можно смело утверждать, что темпы роста рынка заказного ПО для ритейла сохранятся. Кроме того, российский рынок ритейла представляет высокий интерес для инвестиций и, как следствие, рождает новые и новые задачи для создания ИТ-решений, учитывающих особую специфику российской розницы. А это, в свою очередь, позволяет Usetech с уверенностью смотреть в будущее рынка заказного ПО для ритейла.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице - 2013
Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2012 г. (включая НДС, в тыс. руб.)
1 Москва 4 007 057
2 Москва 3 376 219
3 Штаб-квартира: НьютаунЦентральный офис в СНГ: Москва н/д
Подробнее