Как идет импортозамещение в промышленности, и почему крупнейшим игрокам важно объединить усилия, чтобы справиться с вызовами сегодняшнего дня? На эти и другие вопросы CNews ответил заместитель генерального директора К2Тех Игорь Зельдец.
Игорь ЗельдецК2Тех
CNews: Цифровизация промышленности идет уже далеко не первый год. Расскажите, какие технологии наиболее актуальны сейчас?
Игорь Зельдец: Мы живем в очень интересное и непростое время, когда предприятиям необходимо сохранять непрерывность бизнес-процессов и повышать их эффективность, несмотря на отсутствие привычных мировых ИТ-решений. Кроме того, регуляторы постоянно ужесточают требования к промышленным компаниям. Постановление правительства РФ №1912 с 1 сентября 2024 года ограничивает применение иностранных ПАК (программно-аппаратных комплексов) в отношении значимых объектов КИИ (критической информационной инфраструктуры). А начиная с 2025 года, согласно указу президента РФ №166, уже запрещено использовать иностранное ПО на значимых объектах КИИ. Поэтому предприятия стараются использовать отечественные ИТ-продукты.
Промышленность реализует проекты с применением технологий искусственного интеллекта (ИИ), промышленного интернета вещей (ИВ), предиктивной аналитики, больших данных, BI. Их актуальность подтверждают результаты исследований, которые проводит наша компания. Так, по итогам опроса на конференции ЦИПР более половины руководителей выделили как наиболее перспективные технологии ИИ и промышленный ИВ. 39% опрошенных назвали большие данные, 47% — предиктивную аналитику. А наше совместное исследование с коллегами из компаний Kept, Arenadata и «Норбит» подтвердило увеличение значимости BI: доля внедрений решений с его использованием за последние 3 года выросла почти в 8 раз.
Промышленные компании также внедряют такие решения как ERP-системы и MES-системы. 39% опрошенных в исследовании на ЦИПР назвали наиболее перспективными ИТ-продуктами ERP-системы, а 30% — MES-системы.
Есть и решения, по которым промышленность пока не может похвастаться высокой статистикой, однако запрос от заказчиков на них точно есть. Остается актуальной проблема с недоработанностью российских продуктов по части инженерного ПО (CAD, CAM, CAE), специализированного софта, автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУ ТП). Крупные игроки промышленности делают шаги к ее решению: создают объединения и консорциумы. В рамках них они обмениваются опытом по преодолению вызовов, реализуют требующие больших инвестиций проекты: например, работают над созданием продуктов с базовым функционалом, который потом можно дорабатывать под потребности отдельных предприятий.
CNews: Насчет обсуждения насущных проблем игроками рынка: вы недавно принимали участие в конференции ЦИПР, где на пленарной сессии представители ИЦК (индустриальных центров компетенций) упоминали ERP-системы. Заказчики уже потратили миллиарды на западные решения, а их замена стоит огромных сил и ресурсов. Какие тренды при миграции на отечественные ERP-системы вы наблюдаете?
Игорь Зельдец: Замещение ERP-систем — действительно сложный и комплексный, но необходимый в текущих условиях процесс. Западные ERP требуют обновления примерно раз в 10-15 лет, потому что меняются технологии, процессы, продукты. Но это сложно, а порой и невозможно сделать при отсутствии вендорской поддержки, которой компании лишились уже более двух лет назад. Трудности возникают и с продлением лицензий на использование западного ПО.
Поэтому так или иначе промышленность понимает, что переход на российские ERP-системы неизбежен. Чтобы на рынке появились максимально соответствующие требованиям предприятий отечественные решения, важны обсуждение и обмен опытом между игроками рынка.
Мы со своей стороны также стремимся создавать возможности для консолидации экспертизы. Недавно наша команда вместе с коллегами из 1С и одного из крупнейших предприятий химической отрасли «КуйбышевАзот» организовала сессию для обмена лучшими практиками по применению 1С в химии. На ней ключевые игроки индустрии обсудили кейс внедрения ERP-системы 1С в «КуйбышевАзот».
Компании нужно было решить проблему с устаревшей ERP-системой Oracle, которая уже не отвечала требованиям законодательства и запросам активно развивающегося предприятия. Коллеги из «КуйбышевАзот» приняли решение переходить на 1С. Наша команда помогала с реализацией проекта: за 7 месяцев мы автоматизировали 284 бизнес-процесса непрерывного производства. Уже функционируют 9 подсистем ERP, и более 900 пользователей перешли на новую систему. На основе заложенного ИТ-фундамента можно проводить дальнейшую цифровизацию и вводить в эксплуатацию дополнительные подсистемы ERP, что мы и планируем.
Кроме того, на сессии ключевые игроки промышленности поделились обратной связью по решениям 1С и запросами на их доработку. Мы надеемся, что такие открытые диалоги позволят вендорам быстрее реагировать на потребности рынка и повысят готовность заказчиков браться за масштабные внедрения. В результате полученный в рамках конкретного проекта опыт получится вывести на масштаб всей химической отрасли и даже смежных сегментов промышленности.
CNews: Какими свойствами, по вашему мнению, должен обладать проект, чтобы им стоило поделиться с рынком?
Игорь Зельдец: Мы стараемся рассказывать про проекты, которые решают одновременно несколько актуальных сейчас задач: и достижение необходимых бизнес-эффектов, и сохранение непрерывности процессов, и использование при этом импортонезависимого ПО. Важно, чтобы опыт внедрения можно было переложить на другие предприятия.
Например, у нас есть проект, который демонстрирует надежность российского ПО и ожидаемые эффекты от применения предиктивной аналитики при сохранении критичной для бизнеса непрерывности производства. В этом году мы рассказали о нем на конференции «Цифровая химия»: речь про кейс на химпредприятии «ГалоПолимер», где мы внедрили российскую платформу для предиктивной аналитики. Проект позволит увеличить объем выработки метиленхлорида без привлечения дополнительных ресурсов и перенастройки оборудования.
CNews: В начале интервью вы сказали про создание объединений и консорциумов для обмена экспертизой. Какую роль играет консолидация опыта на промышленном рынке в целом и конкретно в вашей компании?
Игорь Зельдец: На уровне промсектора консолидировать опыт и запросы организаций по разработке отечественных ИТ-продуктов позволяют ИЦК. Они ускоряют создание решений с базовым функционалом, который может дорабатываться под запросы отдельных компаний из отраслей со схожими проблемами: нефтегазовой, химической, горнодобывающей, машиностроительной, энергетической, атомной и других.
К2Тех как ИТ-партнер также становится точкой консолидации запросов и экспертизы, так как работает с несколькими сотнями заказчиков и вендоров и понимает боли и фокусы каждого. Кроме того, видя запрос рынка на кросс-отраслевую экспертизу, мы объединением и наш собственный проектный опыт в разных сегментах промышленности. Это помогает нам накапливать компетенции по части ИТ-решений, которые в фокусе не у одной, а у большинства промышленных отраслей: MES-систем, решений с использованием Big Data, BI-систем, ERP-систем, SRM, решений по промышленной безопасности и других. В результате мы получаем комплексное видение промышленности и применяем эту экспертизу в разных отраслях, адаптируя под запросы конкретного заказчика.
CNews: Исследование, которое вы провели на ЦИПР, подтвердило актуальность MES-систем. В каких отраслях промышленности их применение сегодня наиболее распространено?
Игорь Зельдец: Уровень внедрения MES-систем в российских промышленных компаниях отличается в зависимости от сегмента. В нефтегазовой и химической отраслях решения с модулями MES используют более 80% предприятий. В горной добыче и машиностроении этот процент значительно ниже.
При этом уровень внедрения решений MES в промышленности будет расти, в том числе благодаря созданию отечественных MES-систем, которые в фокусе у ИЦК «Нефтегаз и нефтехимия», «Автомобилестроение», «Металлургия» и других. Появляется фокус на создание межотраслевого ИЦК с целью разработки MES-системы. Так, в ИЦК «Нефтегаз и нефтехимия» видят смысл в создании межотраслевого комитета для консолидации и координации усилий по разработке систем класса MES.
CNews: Как в сегодняшних условиях распределяются роли заказчиков, вендоров и ИТ-интеграторов для создания отечественных решений?
Игорь Зельдец: Чтобы справиться с вызовами импортозамещения, требуется объединять усилия ключевых игроков промышленности.
Со стороны заказчиков важны готовность выделять ресурсы на проект и четкий запрос. Крупные игроки стараются синхронизировать свои требования, чтобы вендорам было проще выстраивать приоритеты в «дорожных картах» разработки. Например, «Росатом», «Роскосмос», «Газпром нефть» и «Ростелеком» учредили Ассоциацию крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (КП ПОО). Ее цель — консолидировать потребности и запросы системообразующих компаний к отечественным ИТ-решениям.
Проблему с недоработанностью продуктов предстоит решать вендорам, отрабатывая обратную связь от рынка и обеспечивая стабильность релизов обновлений.
А задачи по выбору из десятков тысяч решений в реестре отечественного ПО, бесшовному внедрению, интеграции ИТ-продуктов между собой, технической поддержке, обучению персонала все чаще отдают в руки интеграторов.
■ erid:LjN8KZbbQРекламодатель: АО "К2 ИНТЕГРАЦИЯ"ИНН/ОГРН: 7701829110/01097746072797Сайт: https://k2int.ru/