Спецпроекты

На страницу обзора
Невозможно начинать цифровизацию без надежной системы резервного копирования
Крупные промышленные предприятия в России давно идут по пути цифровизации. Но даже перед ними встают базовые задачи, без которых добиться успеха в Индустрии 4.0 не получится. О том, какова роль резервного копирования для промышленности, в интервью CNews рассказал Константин Зеленков, технический директор JSA Group, входящей в состав «ИКС Холдинг». JSA Group является технологическим партнером «Металлоинвеста» по реализации ИТ-стратегии и портфеля ИТ-проектов.

Константин ЗеленковJSA Group

CNews: Константин, расскажите, какое место в стратегии цифровизации «Металлоинвеста» занимает работа с данными? Насколько критичные бизнес-функции на них завязаны?

Константин Зеленков: На сегодня данные — один из ключевых ИТ-активов компании. В повседневной практике, оперируя такими понятиями, как автоматизация и цифровизация, мы в первую очередь имеем в виду порядок обращения с данными, способы их хранения. Данные становятся куда более весомыми при переходе компании от автоматизации к цифровизации, потому что последнее понятие сильно завязано на сборе и анализе больших данных. От них зависят практически все бизнес-процессы в современной организации. В случае «Металлоинвеста» наиболее важными можно считать MES- и ERP-системы, процессы производства, отгрузки готовой продукции, печати сертификатов. Критичными для бизнеса можно считать случаи, когда данные недоступны в течение часа.

CNews: Многие отраслевые игроки вспоминают, что еще несколько лет назад массивы данных на предприятиях представляли собой чуть ли не свалку, потому что было непонятно, что это за данные, где они хранятся, как обрабатываются и какая польза из них извлекается. В «Металлоинвесте» есть такая проблема?

Константин Зеленков: В контексте работы с данными мы стремимся достичь идеала. Это отражено в программе «Индустрия 4.0», которую «Металлоинвест» реализовал в последние несколько лет. Учитывая, насколько жесткие в части структурирования решения мы используем, приводящие данные в достаточно логичный и системный вид, такой проблемы не могло возникнуть. Эффект от перехода на унифицированные процессы и шаблоны изначально позитивно повлиял на структурированность данных в компании, и сейчас мы находимся на этапе реализации подобных инициатив на нижних слоях ИТ-архитектуры.

jsa700.jpg
Константин Зеленков: В контексте работы с данными мы стремимся достичь идеала. Фото: Алексей Абрамов

CNews: Где «Металлоинвест» хранит данные?

Константин Зеленков: Исходные данные хранятся в ИТ-системах, которые расположены «на земле» — в ЦОДах «Металлоинвеста», максимально приближенных к уровню Tier III. Один из них уже создан и функционирует, второй находится на пороге запуска, также они связаны сетевой инфраструктурой как сервис, провайдером которой выступает «Мегафон». В ряде случаев мы используем гибридные сценарии, в том числе для повышения отказоустойчивости SAP S/4HANA. Облачные копии в облаке Azure дают нам возможность защитить данные в случае технологических катастроф.

Кроме того, у нас есть базовые гибридные сценарии, связанные с современным цифровым рабочим местом, и пандемия усилила эту тенденцию: на решениях Microsoft строятся коммуникации, почта и другие направления работы, что, кстати, позволило нам достаточно легко перейти на удаленный формат работы.

CNews: Можете ли вы привести пример последствий, которые ждут компанию или ее заказчиков в случае недоступности или потери какой-либо части данных? Как вы вообще пришли к истории с внедрением новой СРК?

Константин Зеленков: В зависимости от RTO и RPO применяются различные технологии для защиты данных. Обязательным элементом всех сценариев является система резервного копирования. Параллельно с внедрением централизованных ИТ-систем и платформ виртуализации перед нами встал вопрос о такой же единой СРК, удовлетворяющей виртуализованным и цифровым вызовам.

Эти системы как раз и проектируются, исходя из максимально приемлемого времени недоступности и объема потери данных в результате возможных аварий. Риски в первую очередь связаны с финансовыми потерями и невозможностью осуществления операционной деятельности, в частности, процессов производства и сбыта готовой продукции.

Нам нужна была такая система резервного копирования, которая удовлетворяла бы различным инфраструктурным сценариям, которые есть в «Металлоинвесте». В частности, такая СРК должна уметь гибко создавать бэкапы виртуальных сред, поддерживать используемые bare-metal решения по резервному копированию железных серверов. Она должна быть унифицирована по всем площадкам «Металлоинвеста», иметь возможность работать как некое единое целое в рамках этих площадок, передавать резервные копии, иметь централизованное управление. Также были требования по репликации, и во многом поэтому мы выбрали решение Veeam Backup & Replication: оно идеально подошло в тех кейсах, в которых нам требовалась репликация. Свою роль в этом выборе сыграла экспертиза нашей ИТ-команды, многие члены которой сталкивались с решением Veeam и имеют положительный опыт его использования.

CNews: На что еще вы обращали внимание на этапе выбора решения?

Константин Зеленков: В ходе пилотирования нам были продемонстрированы различные технологии, входящие в состав решения, например, автоматическая верификация возможности восстановления каждой резервной копии SureBackup, которая позволяет автоматизировать процесс тестирования и восстановления из резервных копий.

Классическая история — «у нас есть бэкап, но нет рестора», «что-то не то с резервной копией, а так, в принципе, мы все бэкапим». Такие кейсы периодически всплывают в разных СМИ, поэтому важно тестировать резервные копии. Есть требования со стороны наших внутренних политик на тему того, как часто и каким образом это должно происходить. Речь идет о полноценном тестовом восстановлении с проверкой.

И сейчас мы покрыли такими автоматизированными тестовыми лабораториями целый ряд систем, что упрощает управление ими и дает определенные гарантии с точки зрения ИТ-менеджмента. Еще на этапе пилотирования нам удалось совместно со специалистами Veeam создать унифицированную архитектуру резервного копирования для типовой площадки.

Постепенно, по мере модернизации локальных инфраструктур наших предприятий, мы добавляли в новые виртуализованные кластеры программно-аппаратный узел с системой резервного копирования. И все вместе это увязывалось в общую схему. В итоге сейчас за резервное копирование всего «Металлоинвеста» отвечает одна группа специалистов.

CNews: Можно ли как-то посчитать бизнес-пользу от внедрения?

Константин Зеленков: Это всегда очень сложный вопрос. Конечно, есть понимание, что риски, закрываемые СРК вполне материальная история, но насколько?

Поэтому в нашем случае это больше кейс о том, что если компания смело идет в современные сценарии автоматизации и цифровизации, нельзя попутно не выстроить унифицированные процессы централизованного управления. При этом важно понимать, что на базовом уровне компания защищена: данные структурированы, разделены по участкам хранения, обладают определенной глубиной и вполне конкретной сохранностью.

Если у компании будет 25 разных систем резервного копирования на 25 предприятиях, то какова цена уверенности в том, что все хорошо, все тестируется, хватает экспертизы у людей? Сейчас «Металлоинвест» получил единую точку контроля, и доверие к базовым процессам для нас важнее, чем оценка материальных выгод от внедрения.

CNews: Наверное, бизнес-департаменты и не должны знать про СРК.

Константин Зеленков: Данный класс систем, безусловно, обсуждается с бизнес-менеджментом, но без излишней технической детализации, скорее в контексте возможных сценариев защиты данных. Системы резервного копирования должны быть реализованы на любом современном предприятии, это необходимый минимум для процесса цифровизации.