Системы резервного копирования и восстановления данных — в виде продуктов или сервисов — необходимый компонент ИТ-инфраструктуры любой компании. Сейчас наступило время больших трансформаций, ИТ-ландшафт меняется, на смену старым приходят новые решения и подходы. Что происходит на рынке резервного копирования, какие сдвиги произошли на нем за последние годы и каким этот рынок станет через пять лет, CNews спросил у Владимира Маракшина, директора департамента стратегического развития компании «Киберпротект».
Владимир Маракшин«Киберпротект»
CNews: Мы наблюдаем масштабные изменения в ИТ-ландшафте: импортозамещение, рост киберугроз, развитие отечественных решений. Как вы оцениваете текущее состояние рынка?
Владимир Маракшин: Рынок пришел к определенной стабильности, в которой компании уже не «латают» дыры, пытаясь в авральном режиме заменить ПО, которое выходит из эксплуатации, становится уязвимым или попадает под ограничения регулятора, а строят долгосрочные планы развития с учетом тех решений и возможностей, которые сейчас предлагают российские разработчики, а еще с учетом планов развития продуктов и компаний, которые разработчики имеют и о которых могут заявить. Корпоративные заказчики в первую очередь сосредоточены на обеспечении масштабируемости ИТ-систем, стабильности их функционирования и работы под высокими нагрузками. Рост киберугроз не столько влияет на сам ИТ-ландшафт, сколько способствует фокусировке на вопросах инфобезопасности и киберустойчивости. Этот фокус мы учитываем и в развитии собственных продуктов, каждое обновление «Кибер Бэкапа» — шаг в сторону производительности и масштабируемости, а также наша премьера этого года, «Кибер Хранилище», призвана сделать инфраструктуру заказчика предсказуемо надежной.
CNews: Что вы бы назвали ключевыми точками трансформации, вокруг которых сейчас строятся стратегии компаний в части киберустойчивости?
Владимир Маракшин: Затраты на ИТ-инфраструктуру можно условно разделить на две части. Одни приносят прибыль бизнесу напрямую, например, обеспечивая более быстрое выполнение операций. Затраты на такие решения бизнесу понятны, это инвестиции в улучшение операционной деятельности. Резервное копирование относится к другой части, не к прямой операционной выгоде, а к защите от рисков и минимизации потерь в случае инцидентов.
Если раньше риски часто оставались без внимания, то сейчас ситуация меняется: заказчики, с которыми мы взаимодействуем, понимают пользу бэкапов, отводя им роль средства для обеспечения стабильности работы ИТ-инфраструктуры, непрерывности бизнес-процессов. Многие более глубоко и детально планируют свои политики в области резервного копирования и защиты данных, разрабатывают планы восстановления систем в различных сценариях. И тут, конечно, профессиональный инструмент с возможностью автоматизации многих процессов, удобной аналитикой, дополнительными инструментами становится особенно востребованным. Можно сказать, что заказчики задумываются о защите данных, о системах резервного копирования и о средствах защиты самих бэкапов, воспринимая нужные для этого затраты как инвестиции в стабильность бизнеса.
Интересно, что бэкап в наше время, когда ИТ-департаменты находятся в постоянном поиске, тестировании и внедрении новых решений, нашел применение не только по своему прямому назначению. Например, в некоторых случаях системы резервного копирования упрощают процессы миграции на российские решения: при внедрении российской системы виртуализации может возникнуть ситуация, когда целевая система не поддерживает миграцию с системы имеющейся. Тогда виртуализированную инфраструктуру можно забэкапить на исходной платформе, а восстановить уже на целевой. Конечно, такое возможно не всегда, зачастую часть операций нужно будет выполнить вручную, где-то написать скрипты, но рассмотренный сценарий миграции существует, у нас есть реализованные на его основе кейсы с помощью «Кибер Бэкапа».
CNews: Инфраструктурный ландшафт сегодня уже не похож на тот, что был 3-4 года назад. Какие процессы, на ваш взгляд, стали центральными для рынка? Что движет изменениями: запрос бизнеса, регуляторика, технологические прорывы или что-то другое?
Владимир Маракшин: Сейчас идет смена парадигмы, которая существовала на заре импортозамещения. Три-четыре года назад пожелания заказчиков чаще всего были сведены к «сделайте мне как было в моем старом решении, которое теперь под санкциями»: была система, которая закрывала мои потребности, теперь мне нужен аналогичный российский продукт, с теми же метриками, а также с привычным интерфейсом.
Сейчас «сила привычки» отходит на второй план. Требования заказчиков определяют особенности их инфраструктуры, бизнеса, регуляторики. Заказчики принимают решения более взвешенно, делая акцент на нужных им функциях. А мы, со своей стороны, стараемся смотреть на рынок и его участников, на то, как он меняется. Нам важно представлять, кто из участников рынка будет играть ключевую роль в инфраструктуре заказчиков завтра, заранее налаживать технологические связи и готовить не просто обновления продукта, а двигаться вместе со всей экосистемой будущих инфраструктурных решений.
CNews: Где вы видите «точки конденсации» — зоны, где сейчас формируется будущее ИТ?
Владимир Маракшин: Мы подошли к интересной точке. На пике процессов импортозамещения на российские решения переходили компании, к которым регуляторы предъявляли жесткие требования и которые были вынуждены делать это даже с теми системами, которые еще не устарели. Сейчас же подходит плановый срок замены оборудования и программного обеспечения у тех заказчиков, которые не попадают под строгую регуляторику. Напомню, что «типовые сроки полезного использования» для компонент ИТ-инфраструктуры у крупных заказчиков составляют три-пять лет. Такие компании начинают менять компоненты своих ИТ-инфраструктур, с интересом смотрят и тестируют российские продукты, в том числе системы резервного копирования. За время, когда шло импортозамещение с учетом требований регулятора, отечественное ПО сильно выросло в качестве. Те вендоры, кто правильно воспользовался моментом: смог инвестировать в команду, развитие продукта, держал диалог с заказчиками и другими разработчиками, стали лидерами в своих сегментах и сейчас будут формировать будущее ИТ.
CNews: Насколько выражен «свой путь» у российских систем для корпоративного бэкапа в части функциональности после ухода глобальных конкурентов?
Владимир Маракшин: Он настолько же важен, насколько «по своему пути» будет идти развитие инфраструктуры в корпоративном сегменте. Для тех, кто находится под жесткими требованиями импортозамещения, есть свои специфические задачи, для решения которых нужен бэкап, у коммерческих компаний требования несколько иные. У каждого сегмента своя специфика, но то, что мы видим за последние два-три года — зарубежные вендоры продолжают терять свою долю на рынке, снижается «параллельный импорт», подходит к концу срок эксплуатации, накапливаются уязвимости без должной техподдержки. Очевидно, у инфраструктуры будет свой путь, а значит, он будет и у бэкапа.
CNews: В чем сегодня состоят ключевые отличия решений для крупного бизнеса? Как функциональность этих решений будут развивать в среднесрочной перспективе?
Владимир Маракшин: Крупные компании не проводят импортозамещение по принципу «все и сразу», переход на российские решения происходит поэтапно. Часть систем в инфраструктуре заказчика уже работает на российских продуктах, а часть продолжает использовать платформы глобальных компаний. Российская система резервного копирования должна поддерживать и те, и другие. Не обязательно равноправно, но всё же часть функциональных возможностей для особенно часто встречающихся в ландшафтах компаний ИТ-решений, сохранить и развивать нужно.
CNews: Какие ключевые технологические решения в совершенствовании и развитии бэкап-систем ожидаете?
Владимир Маракшин: Ключевое — необходимо технологическое партнерство разработчиков систем резервного копирования с производителями системного и прикладного программного обеспечения, а также оборудования.
Количество «унитарных единиц инфраструктуры» постоянно растет, как и размер хранимых данных. Подход «в лоб», когда системе резервного копирования нужно считать данные с продуктивной системы или ее реплики и отправить в хранилище, откуда можно впоследствии выполнить восстановление, оказывается не всегда эффективным, а зачастую — технически возможным в отведенное на это время. Рост объемов приводит к тому, что физические ограничения уже не позволяют получить бэкап за отведенное время, а выход за «окно резервного копирования» создает риски влияния на продуктивную систему. Более быстрый процесс резервного копирования можно обеспечить за счет совместной интеграции решений, например: продукта для бэкапирования и СУБД, систем хранения, платформ виртуализации и пр. Хороший пример такой интеграции — наши проекты и планы с компаниями Yadro и Orion soft, в которых мы объединяем свои компетенции в аппаратной части, виртуализации и резервном копировании и уже достигли важных результатов как по производительности, так и по безопасности.
CNews: Как часто корпоративным заказчикам нужно менять решения для резервного копирования?
Владимир Маракшин: Период работы системы бэкапа у корпоративного заказчика определяют не только «типовые сроки полезного использования», но и время хранения данных. Сроки хранения не всегда задает логика внутренних процессов компании, иногда этот параметр зависит от норм закона. Период хранения резервных копий может достигать и 15 лет, соответственно, в ИТ-инфраструктуре должна быть система резервного копирования, способная в случае необходимости восстановить данные из бэкапа, сделанного много лет назад.
Бывают ситуации, когда при переходе с одной системы резервного копирования на другую компании приходится какое-то время работать сразу с двумя, пока бэкапы, сделанные в старой системе, не утратят актуальность согласно действующим политикам по работе с данными. Корпоративному заказчику при выборе системы резервного копирования лучше переходить на решение вендора, который обеспечит развитие своему продукту, что позволит системе расти вместе с изменением масштабов бизнеса, развитию его требований к системе резервирования.
CNews: В чем видите отличия в подходах к организации бэкапов у госструктур, субъектов КИИ?
Владимир Маракшин: У субъектов КИИ и госструктур подход понятный: безопасность превыше всего. Любое решение — в том числе, реализующее создание резервных копий и аварийное восстановление — должно отвечать требованиям ИБ. Это мы учитываем в «дорожной карте» развития наших продуктов, делая акцент на совершенствовании средств информационной безопасности, в том числе и для самих СРК.
Сейчас вектор кибератак часто бывает направлен в сторону бэкапов. Злоумышленники в первую очередь выясняют, есть ли резервные копии данных и можно ли до них добраться, а узнав про наличие им недоступных резервных копий, в ряде случаев прекращают атаку.
CNews: Видите ли вы перспективы российских бэкап-решений за пределами рублевой зоны?
Владимир Маракшин: Да, перспективы есть. Российские системы резервного копирования работают как с российскими же, так и с глобальными продуктами, как я отметил выше, но при этом наши продукты несут новые идеи, в них реализованы новые технические решения, механизмы защиты данных. Кроме того, за пределы рублевой зоны мы можем выходить не одни, а в содружестве с российскими разработчиками СУБД, систем виртуализации и других решений.
CNews: Если заглянуть на пять лет вперед — каким вы видите инфраструктурный рынок в России? Что станет его основой: интеграция, гиперконвергенция, аппаратная безопасность или другое?
Владимир Маракшин: Основа будущего — интеграция решений различных вендоров друг с другом, создание уникальных «связок», способных обеспечить эффективную совместную работу систем. Если говорить о технологиях, то кроме гиперконвергенции, спрос на которую растет, я бы выделил как тренд рост интереса к программно-определяемым системам хранения данных. Программно-определяемые решения достаточно просто масштабировать горизонтально, а при таком стремительном росте инфраструктур, как сейчас, требования масштабируемости — тренд, который будет актуален и через пять лет.
CNews: Давайте представим, что мы с вами в 2030 году. Как выглядит ИТ-инфраструктура типичной российской компании? Какая из сегодняшних передовых технологий станет обыденной, как электричество? И что, на ваш взгляд, станет главным драйвером развития в ближайшие 5 лет?
Владимир Маракшин: Будет активный рост «частных «облаков», которые позволяют заказчикам контролировать собственную инфраструктуру, соблюдать требования регуляторов и т.д. Для таких заказчиков многие вендоры уже сейчас предлагают on-prem-версии своих продуктов: платформ виртуализации, почтовых систем, решений для унифицированных коммуникаций и другие. Компания «Киберпротект» тоже работает в этом направлении.
Востребованы будут возможности быстрого горизонтального масштабирования ИТ-инфраструктуры, о которых мы говорили. Объемы данных и вычислений, нужных корпоративным заказчикам для принятия решений, постоянно растут. Мы поддерживаем тесные контакты с крупными заказчиками, выясняем их оценки перспектив усложнения инфраструктуры и роста объемов данных, чтобы в планах развития наших продуктов учесть требования завтрашнего дня.
■ Рекламаerid:2W5zFJ6LRWgРекламодатель: ООО "Киберпротект"ИНН/ОГРН: 9715274292/1167746884348Сайт: https://cyberprotect.ru