Высоконагруженные ЦОДы становятся всё более востребованными, в то время как отпускаемая электроэнергия остается по-прежнему в дефиците. Как в таких условиях действуют участники рынка, в интервью CNews рассказал генеральный директор и соучредитель C3 Solutions Максим Кыркунов.
Максим КыркуновC3 Solutions
CNews: Как меняется плотность вычислений в современном мире и как это сказывается на рынке?
Максим Кыркунов: Мы находимся в тесном контакте с большинством заказчиков, эксплуатирующих ЦОДы. Мы видим устойчивую смену спроса — с умеренно на высоконагруженные стойки. Соответственно, можем сделать вывод, что плотность вычислений стабильно растет. Нельзя сказать, что инфраструктура полностью переходит на высокоплотные решения — ЦОДы с классической мощностью на стойку по-прежнему строят. Однако тренд на уплотнение вычислений всё более заметен.
Это влияет на рынок, так как существенно меняется потребность в применяемых решениях. Главным образом, инфраструктура проектируется с возможностью установки ЦОДов высокой плотности вычислений. Интерес рынка меняется в эту сторону.
CNews: Какова ситуация со спросом на услуги ЦОД в России на сегодня?
Максим Кыркунов: C3 Solutions регулярно интересуется мнением участников рынка. Мы стараемся «из первых уст» узнать о всех трендах и барьерах, с которыми сталкивается отрасль. По мнению экспертов, сейчас постоянно присутствует дефицит мощностей. С учетом планов по вводу новых ЦОД на ближайшие три года, этот вопрос не будет закрыт. Предложение попросту не будет поспевать за спросом.
CNews: Стал ли корпоративный сектор переходить в коммерческие ЦОДы, или наоборот, развивать собственные мощности? Почему?
Максим Кыркунов: Да, крупные заказчики, такие как Сбер и Т-Банк, принимают решение о строительстве и расширении собственных мощностей. Т-Банк, к слову, о строительстве собственных ЦОДов объявил совсем недавно. Судя по всему, сталкиваясь с дефицитом мощностей, они полагают, что инвестировать в собственные ЦОДы будет разумнее, чем использовать коммерческие.
Другие, не такие большие, компании, которые не готовы нести большие CAPEX (Capital Expenditure — капитальные затраты), продолжат обеспечивать спрос на коммерческие ЦОДы. Впрочем, равно, как и некоторые крупные игроки.
Переход на собственный ЦОД происходит, когда сходится экономика и когда инвестиции становятся рентабельными. Это баланс денежных вопросов и вопросов безопасности. Но надо также понимать, что большое преимущество коммерческого ЦОДа — в возможности мгновенного наращивания мощностей. Создание же собственного ЦОДа предполагает цикл по капитальному строительству и проектированию, что не позволяет настолько быстро нарастить мощности.
CNews: С какими сложностями при реализации проектов сталкиваются игроки рынка и как на них реагируют?
Максим Кыркунов: Есть три основных барьера, которые заказчику нужно преодолеть, чтобы приступить к постройке собственного ЦОДа. Во-первых, важно уделять особое внимание энергетике, особенно в случае ЦОДов, строящихся в Москве. Основная проблема здесь связана с дефицитом отпускаемой электроэнергии, хотя есть примеры, когда участники рынка получают требуемые мощности и не останавливают проекты по строительству.
Во-вторых, ограничения в поставках инженерных систем для строительства ЦОДов. Приходится либо подбирать альтернативные решения, либо собирать их из уже имеющихся на рынке. Раньше западные вендоры предлагали проекты «под ключ». Сейчас для построения качественной и эффективно функционирующей инфраструктуры коммерческие ЦОДы и заказчики вынуждены собирать ее самостоятельно.
И третий момент — повышение ключевой ставки, хотя для многих участников рынка он является спорным. Недавно мы проводили опрос среди крупных игроков отрасли. В нем эксперты высказывали свое мнение о текущей ситуации на рынке и прогнозировали его состояние на ближайшие годы. Согласно ответам, фактически все сейчас в одинаковых условиях — деньги занимать дорого всем. Никаких преференций нет.
CNews: Импортозамещение и кастомизация решений при строительстве ЦОД — сегодняшняя реальность. Как ведут себя игроки рынка в этих условиях?
Максим Кыркунов: Абсолютно точно введение санкций против России дало толчок развитию российских производителей. Появились новые игроки, и это плюс. Минус — то, что большинство из них производителями в полном смысле этого слова назвать нельзя. В лучшем случае речь идет о разработке решений и размещении их на производствах в Азии. В худшем — о перелицовке типовых изделий, поставляемых, как правило, из Китая и Турции.
Часто шутят, что импортозамещением сегодня называют «переключение с Запада на Восток» — одних производителей и вендоров заменили на других, а не открыли собственные производства. В то же время мы, как вендор, понимаем, что с учетом масштабов нашего рынка далеко не все решения экономически целесообразно производить в нашей стране. Поэтому перспективы у импортозамещения есть, но ожидать, что оно в ближайшие годы будет стопроцентным, не стоит.
Что до кастомизации, то она часто используется для объяснения, почему у вендора конкурентные позиции. Конкурентные, потому что производитель может разработать индивидуальные решения под запросы конкретного заказчика. Но такие решения предлагает практически любой вендор. Проблема в другом — кастомизация нередко идет вразрез с финансовой моделью. Какой бы она ни была, она всегда означает существенное удорожание — ведь экономия возникает только на масштабе. Но в нашей стране игроки рынка коммерческих ЦОДов — крупные даже по сравнению с мировыми, а поэтому они могут позволить себе специализированные решения. Более того, часть прибыли они инвестируют в собственные разработки. Например, уже давно процветает система мониторинга, управления и эксплуатации ЦОДов. Ещё пример — многие сегодня двинулись в сторону повышения эффективности энергопотребления. И здесь тоже есть особые наработки, которые заказчики делают самостоятельно.
CNews: Про периферийные вычисления и их потенциал говорят уже не один год. Есть ли у вас понимание реальной потребности в них и перспективы этого направления? Где, в каких областях применения они реально могут стать востребованными в ближайшие годы?
Максим Кыркунов: О периферийных вычислениях начали говорить лет десять назад, и с того времени на рынке появлялись и активно продвигались инженерные решения в части периферийных вычислений. Но «бума» на них я не наблюдал — они в фоновом режиме находили своих заказчиков. Сейчас же я вижу всплеск как спроса, так и предложения — причем и в России, и за рубежом. Заказчики в основном — промышленные предприятия и компании по добыче полезных ископаемых, которые расположены на большом удалении.
Периферийные вычисления становятся все более востребованы и в других сферах. У нас есть отдельный бизнес, который специализируется на роботизации складских и производственных логистических процессов. Чтобы управлять роботами, нужно на месте развернуть систему управления их флотом. А это — дополнительная вычислительная нагрузка. Поэтому появление спроса на периферийные вычисления можно предположить в местах скопления и разворачивания беспилотной техники. Речь идет о распределительных центрах, складах, терминалах и предприятиях, принявших решение о роботизации.
CNews: Есть ли универсальная формула успеха конкретного производителя в ЦОДах? Как и с помощью чего, по вашему мнению, надо выстроить оптимальную коммуникацию с конечным заказчиком и что в первую очередь будет способствовать ее успеху?
Максим Кыркунов: Ключевой фактор успеха — полное погружение в рынок, понимание ситуации и выстроенные коммуникации с участниками. Всё это и позволяет мгновенно принимать верные управленческие и бизнес-решения. Если полагаться лишь на интуицию, не учитывать тренды рынка в полной мере, не брать в расчет рыночные сигналы, то в итоге результаты вашей работы сильно разойдутся с планами.
В качестве примера приведу нашу инициативу по проведению в 2024-2025 годах цикла круглых столов с лидерами мнений рынка коммерческих и корпоративных центров обработки данных России. Мероприятия поддерживаются Ассоциацией участников отрасли ЦОД, на них собирается «звездный состав» топ-менеджеров и признанных экспертов. Эти встречи и дискуссии позволяют держать руку на пульсе текущей рыночной ситуации, знать и понимать реальные потребности заказчиков, вместе находить пути решения важных для всей отрасли, действительно насущных вопросов.
Если говорить о построении успешной бизнес-модели, то для себя мы ее определили как «поставщик комплексных решений для ЦОД». Мы закрываем потребности заказчика «под ключ», и рынок на такое предложение откликается. Именно в таком формате западные игроки работали с заказчиками до санкций, поэтому и запрос на комплексные решения остается. Впрочем, наш подход не исключает модели «эксклюзивного» вендора, который предлагает кастомизированные решения или продуктовую линейку на выбор и с глубокой экспертизой. Мы же делаем ставку на продвижение комплексных решений и обеспечение всех потребностей заказчика в инженерных системах ЦОДов. Это энергетика, охлаждение, размещение оборудования и кабельные системы для подключения связи.
ЦОДы — растущая в мире индустрия. Если сейчас они потребляют около 2% общей электроэнергии, то до 2030 года энергопотребление гарантированно удвоится, а по некоторым оценкам, достигнет 10%. Многие «винят» в этом искусственный интеллект, и он действительно порождает большой спрос. На мой взгляд, переход сервисов в цифру тоже дает большую нагрузку. Поэтому мы точно увидим рост индустрии ЦОДов в ближайшие пять-шесть лет.
■ erid:LjN8KQbBTРекламодатель: ООО «СиТри Солюшнз»ИНН/ОГРН: 9705076615/ 1167746899011Сайт: www.c3solutions.ru