Приоритетные направления цифровизации финсектора — корпоративные ИТ-системы, ИТ-услуги и защита информации. Интерес к строительству собственных дата-центров, наоборот, постепенно снижается, вместо этого заказчики предпочитают приобретать услуги IaaS. Россия здесь выбивается из общемирового тренда — отечественные банки не спешат доверять публичным провайдерам. Главным драйвером дальнейшей цифровизации финсектора будет искусственный интеллект, российские банки уже потратили на ИИ сотни миллиардов рублей. CNews рассказывает о ключевых трендах на российском и глобальном рынках ИТ в финсекторе в 2022 — 2023 гг.
Банки наращивают инвестиции в ИТ
Банки уже давно превратились в ИТ-компании с лицензией на оказание финансовых услуг, поэтому финсектор остается одним из ключевых заказчиков технологических провайдеров. Согласно данным Gartner, в 2022 г. глобальные затраты на ИТ со стороны финансовых организацией превысили $600 млрд (рост +4,1% по отношению к 2021 г.), а по итогам текущего года аналитики прогнозируют удвоение темпов роста, в результате чего объем рынка ИТ в финсекторе должен составить $652 млрд (+8,1%).
IaaS растет, инвестиции в ЦОД сокращаются
Эксперты выделяют несколько направлений инвестиций в ИТ, среди которых самым крупным являются ИТ-услуги — $247 млрд в 2022 г. или более трети совокупных бюджетов. Любопытно также, что это один из немногих сегментов, который по итогам прошлого года продемонстрировал положительную динамику (+5,2%). В 2023 г. здесь ожидаются еще более высокие темпы роста +9,3%. Причина заключается в том, что банки стараются оптимизировать издержки, переводя капитальные затраты (сapex) в операционные (opex): они сокращают инвестиции в строительство собственных дата-центров и одновременно увеличивают объемы потребления услуг IaaS (инфраструктура-как-сервис). Именно IaaS оказался одним из драйверов роста сегмента ИТ-услуг, а динамика затрат на собственные дата-центры, наоборот, замедляется (+13,2% в 2022 г., +5,7% в 2023 г.).
Россия здесь выбивается из общего тренда — отечественные банки пока не готовы доверять провайдерам IaaS в той же мере, как это делают их коллеги из других стран. Хотя из-за санкций есть сложности с проектами по строительству новых дата-центров, крупные банки уже обладают собственной ЦОД-инфраструктурой, построенной в предыдущие годы, и не спешат обращаться к услугам внешних облачных провайдеров. Во-первых, существует традиционная проблема недоверия публичным сервисам, так как в банковской отрасли риск утечки конфиденциальных данных особенно велик. Во-вторых, банки предпочитают сохранять полный контроль над инфраструктурой ввиду высокой активности регулятора.
«В большинстве развитых стран центральные банки ведут стабильную политику надзора и крайне редко меняют правила. В России Центробанк уверенно, твердо и последовательно управляет банковской системой, постоянно вводит новые требования в соответствии с ситуацией на рынке, — объясняет член совета директоров компании «Диасофт» Александр Генцис. — Это требует от банков мобильности и эффективности в деле модернизации их ИТ-систем. Перенос этих систем в облако ограничивает возможности, унифицирует процессы, лишает банки независимости и гибкости. В этом смысле облачная модель не помогает, а, наоборот, препятствует удовлетворению этих потребностей».
Бум корпоративного ПО продолжается
Вторым по объему сегментом ИТ-трат банков и других организаций финсектора является внедрение корпоративного ПО. По данным Gartner, в 2022 г. глобальные инвестиции в это направление составили $153 млрд (+11,2%), а по итогам 2023 г. они достигнут отметки в $174 млрд (+13,5%).
«Корпоративное ПО остается ключевым компонентом для финансового сектора во всем мире, включая Россию, — объясняет Юрий Колбасин, партнер компании «Лига Цифровой Экономики» и директор направления Big Data. — Это связано с несколькими факторами. Корпоративное ПО позволяет банкам автоматизировать различные бизнес-процессы, что увеличивает эффективность и снижает операционные издержки. Также корпоративное ПО играет ключевую роль в обеспечении безопасности финансовых данных и личной информации клиентов. Наконец, банки обязаны соблюдать множество регуляторных стандартов и нормативов — корпоративное ПО помогает им в соблюдении этих требований, автоматизируя процессы отчетности и контроля».
В России тренд на рост инвестиций в ПО выражен особенно ярко, так как из-за ухода иностранных вендоров компании финсектора вынуждены переводить свои информационные системы на отечественный софт. В частности, согласно рейтингу CNews поставщиков ИТ в финсектор, именно российские разработчики ПО продемонстрировали наиболее высокие темпы роста выручки в 2022 г.
На рынке наблюдается взрывной интерес к корпоративному ПО, констатирует Александр Генцис: «Решив в прошлом и этом году вопросы импортозамещения базовых компонентов (операционной системы, СУБД и др.), банки приступили к решению задач замены своего корпоративного ПО и проведению тендеров по закупке на ближайшие 10–15 лет».
Финсектор защищен лучше других отраслей, но этого недостаточно
Информационная безопасность также остается одним из приоритетных направлений для финансовой отрасли. Поставщики решений в сфере защиты информации также оказались среди наиболее быстрорастущих поставщиков ИТ в финсектор по итогам 2022 г.
«Защита данных — одно из основных требований для банковской индустрии, учитывая чувствительность финансовой информации и личных данных клиентов. Банки обязаны обеспечивать защиту от кибератак, взломов и утечек. Этот аспект стал еще более значимым в связи с развитием онлайн-банкинга и увеличением количества электронных платежей», — рассказывает Юрий Колбасин из «Лиги Цифровой Экономики».
Представители отрасли прилагают значительные усилия для обеспечения защиты данных, и это приносит свои результаты: несмотря на общий рост кибератак на российскую инфраструктуру в 2022 г., число атак на отечественные финансовые организации снизилось на 7% по сравнению с 2021 г., свидетельствуют данные Positive Technologies. Так как у большинства финансовых организаций реализован высокий уровень защиты, злоумышленники предпочитают атаковать конечных пользователей с помощью инструментов социальной инженерии (47% атак). Нападения непосредственно на банковскую инфраструктуру встречаются не так часто.
Впрочем, представителям банков не стоит расслабляться. «Хотя финансовый сектор лучше всего подготовлен к атакам по сравнению с остальными компаниями, в целом уровень защищенности финансовых организаций от внутреннего и внешнего злоумышленника остается недостаточно высоким», — комментирует Максим Костиков, руководитель отдела анализа защищенности приложений компании Positive Technologies. Так, согласно исследованиям, проведенным в 2021–2022 гг., в 86% случаев внешний пентест позволял получить доступ в локальную сеть финансовых организаций с возможностью получения контроля над инфраструктурой и проникновения в критически важные информационные системы.
На ИИ потрачено более полутриллиона рублей
Одним из трендов, который будет определять технологическое развитие финотрасли в ближайшем будущем, станет внедрение искусственного интеллекта (ИИ). По оценке исследовательской компании GlobalData, к 2024 г. глобальные ежегодные инвестиции банков в ИИ достигнут $4,9 млрд при среднегодовых темпах роста 21,8%. Запуск ChatGPT в ноябре 2022 г. дал старт настоящей «гонке вооружений» в области искусственного интеллекта. Так, по данным Eigen Technologies, количество запросов банков касательно ИИ в первом квартале 2023 г. подскочило сразу в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Российские банки не остались в стороне от революции ИИ. По данным «Ассоциации Финтех», за последние 10 лет лидеры финансового рынка России уже инвестировали в развитие ИИ около ₽600 млрд. Согласно исследованию, опубликованному ассоциацией, 95% компаний уже внедрили ИИ в основные процессы.
«В финансовом секторе ИИ используется на всех этапах: обработка информации о клиентах и формирование подходящих предложений, скоринг, определяющий платежную дисциплину заемщика, антифрод, — рассказывает генеральный директор группы «Иннотех» Дмитрий Харитонов. —Технологии ИИ продолжат развиваться в части повышения внутренней эффективности, а также улучшения опыта взаимодействия с партнерами. Еще одна из полезных функций ИИ — клиентская поддержка. Виртуальные и голосовые помощники позволяют повысить уровень сервиса и оптимизировать издержки организации».
«Примером успешного применения ИИ в финансовой сфере может служить реализованный нами проект, где искусственный интеллект используется для анализа кредитных заявок и принятия решений о выдаче кредитов. Благодаря проекту компания смогла повысить эффективность процесса принятия решений и сократить количество ошибок», — делится опытом Максим Фрай, руководитель направления по работе с финансовыми организациями компании «Девелоника» (Softline).
В России появилась новая форма денег
По-прежнему важным фактором развития банковского сектора является деятельность регулятора. В последние годы ЦБ РФ отметился реализацией ряда крупных проектов, включая «маркетплейс» финансовых услуг, внедрение единой биометрической системы (ЕБС), развитие системы быстрых платежей (СБП), разработку национальной блокчейн-платформы «Мастерчейн» и т.д. Ключевая инициатива ЦБ РФ на данный момент —внедрение цифрового рубля — новой формы национальной валюты наряду с банкнотами и безналичными платежами.
Предполагается, что цифровые рубли будут представлять собой блокчейн-токены, хранящиеся в специальных электронных кошельках. Совершать оплату с их помощью можно будет даже в отсутствие подключения к интернету. Доступ к кошельку должен осуществляться через любой банк, в котором обслуживается клиент. В августе 2023 г. ЦБ запустил пилотный проект операций с цифровым рублем, в нем участвуют 13 банков.
Александр Генцис из «Диасофт» считает, что внедрение цифрового рубля не потребует слишком больших усилий со стороны банков: «С точки зрения инфраструктуры, основные затраты и сложности окажутся на стороне Центробанка. Цифровой рубль — это, скорее, интерфейсное приложение, которое должно эффективно связать системы банка с сервисами, которые предоставляет Центробанк. Например, СБП тоже была создана под крылом Центробанка, и подключение к ней имеют практически все банки. Но при этом СБП не является революцией с точки зрения банковской автоматизации. Думаю, с цифровым рублем будет так же. На данный момент у «Диасофт» уже есть три реализованных кейса в банках в рамках пилотирования первых бизнес-процессов».
Помимо интеграции с платформой ЦБ РФ реализация инфраструктуры цифрового рубля также предполагает разработку специального мобильного приложения (по данным Центробанка на конец 2022 г., 10 банков уже разработали такие приложения), а также реализацию средств защиты для работы с цифровым рублем, определенных регулятором. Общий объем инвестиций для крупного банка будет исчисляться сотнями миллионов рублей. Например, в «Росбанке» оценили свои расходы на внедрение цифрового рубля в ₽150 млн. за 2 года.
Таким образом, развитие российского рынка ИТ в финсекторе будут определять несколько факторов: продолжающиеся цифровизация и импортозамещение, внедрение новых инструментов защиты, развитие сервисов на основе искусственного интеллекта, а также активные действия регулятора, который предъявляет все новые требования к банковской инфраструктуре.