Спецпроекты

Обзор скоро выйдет
Дмитрий Красовский, «Т1 Цифровая Академия»: Система обучения в России подстраивается под задачи работодателей

В эпоху «непрерывного образования» у компании есть способ постоянно повышать свою эффективность, занимаясь обучением и переподготовкой персонала. Тем более, что отечественные разработчики после ухода из России западных EdTech-вендоров, предлагают большой выбор продуктов для этого. О сложностях импортозамещения платформ для развития персонала, корпоративном обучении и будущем EdTech в России CNews рассказал директор «Т1 Цифровой Академии» Дмитрий Красовский.

Дмитрий Красовский«Т1 Цифровая Академия»

ИТ-специальности — самые популярные в России

CNews: Какие тренды на российском рынке EdTech вы можете выделить?

Дмитрий Красовский: В первую очередь, растет спрос на профессиональное, в том числе дополнительное, образование и переобучение. Это отражает смену парадигмы как работников, так и работодателей: люди хотят не просто учиться, а получать наиболее востребованные навыки.

С технологической точки зрения набирает силу тенденция по интеграции в обучающие программы искусственного интеллекта. Он активно используется для создания образовательных материалов, при доставке контента, а также для самообучения.

При этом, надо отметить, что пока мы ограничены набором инструментов: с уходом большого количества международных поставщиков образовательного контента рынок фактически инкапсулировался. В связи с этим растет запрос бизнеса на внутреннее обучение.

Дмитрий Красовский, «Т1 Цифровая Академия»: Мы смотрим на мировые тренды, изучаем региональную специфику и оперативно адаптируем программы обучения

Среди самых популярных направлений обучения — ИТ-специальности. Курсы, которые имеют наибольший спрос, связаны с программированием, дизайном или аналитикой. Несмотря на существенный рост обучающихся по этим программам, дефицит специалистов в этой области все еще существенный.

В EdTech процесс импортозамещения только начался

CNews: Вы затронули тему особенностей последних лет на нашем рынке. Как сказался на вашей работе уход западных компаний, разработчиков с российского рынка?

Дмитрий Красовский: Несколько лет назад бОльшую часть российского рынка образовательных программ занимали иностранные вендора. Уход западных компаний был неожиданным, и большинство пользователей оказались к этому не готовы. В итоге возник существенный рост запроса к российским компаниям-образователям. Одновременно крупные структуры стараются выстроить внутреннюю систему обучения, пытаясь компенсировать не удовлетворенный пока спрос собственными силами.

CNews: Во многих сферах западные продукты заместили за счет восточных. Например, из Китая поставляют автомобили, бытовую технику и прочее. EdTech может перейти на решения, которые способны предоставить разработчики из Азии? Могут ли быть использованы, после определенной адаптации, какие-то готовые проекты, образовательные программы?

Дмитрий Красовский: Потенциал импортозамещения в EdTech ограничен по нескольким причинам. Во-первых, в Азии не очень много компаний и сосредоточены они преимущественно на собственном рынке, который, по сравнению с российским, огромен. То есть экспансия в Россию просто не входит в их интересы. Во-вторых, уровень российского образования в целом выше и запросы пользователей иные. И, наконец, адаптировать тот же китайский образовательный контент будет очень сложно.

Сейчас более перспективным вариантом, с точки зрения импортозамещения, является активизация внутренних разработок. Есть крупные игроки, которые существовали ранее и сейчас активно развиваются, хотя готовых сильных решений, способных заменить западные, пока нет.

Обучающие курсы могут устаревать в процессе их производства

CNews: Интегрированы ли последние тренды в ИТ-отрасли в программы корпоративного образования? Как «Т1 Цифровая академия» поддерживает актуальность своих образовательных продуктов?

Дмитрий Красовский: Мы смотрим на мировые тренды, изучаем региональную специфику и оперативно адаптируем программы обучения.

«Т1 Цифровая Академия», будучи подразделением крупнейшего в стране ИТ-холдинга (Т1), имеет доступ ко всем передовым технологическим наработкам. А преподавателями в наших программах являются эксперты, обладающие большой практикой, которые погружены во все тренды.

С точки зрения образования — обновления контента, внедрения способов его доставки — мы активно внедряем искусственный интеллект, экспериментируем с различными визуальными элементами, новыми форматами предоставления знаний. Это могут быть и классические электронные курсы, и вебинары или чат-боты, а также сервисы с использованием социальных сетей. Вариация способов взаимодействия с аудиторией повышает эффективность. При этом основная ценность, которую мы предоставляем рынку, — знания экспертов от лидера рынка.

CNews: А как часто приходится адаптировать учебные курсы?

Дмитрий Красовский: В классическом формате обучения, к которому многие привыкли — синхронно-электронным курсам, содержащим видео, записанные преподавателем, зачастую, к моменту выпуска контент уже успевает устареть. Это связано с тем, что разработка курса, запись, обработка — все это требует времени. И в ИТ-направлении, которое развивается очень динамично, это особенно заметно.

Чтобы справиться с этой проблемой, мы используем различные технологические решения клиента. Например, делим видео на компоненты — тогда для обновления ролика достаточно перезаписать лишь его часть. Либо используем в качестве лектора аватар, который может быть сгенерирован с помощью искусственного интеллекта. Скорость производства и обновления контента таким образом существенно растет.

Корпоративное образование говорит о стратегическом видении процессов

CNews: Самая большая проблема в ИТ-отрасли сейчас — нехватка кадров. Какие практики внедряет «Т1 Цифровая Академия» для преодоления этого вызова и как их можно масштабировать в других компаниях?

Дмитрий Красовский: Думаю, что нужно говорить не просто о нехватке кадров, а о нехватке квалифицированных кадров. Большинство вакансий, которые открыты на рынке, требуют вполне определенных знаний и существенного опыта. Это связано с тем, что в стране запущено большое количество проектов по ИТ-импортозамещению, требуется в кратчайшие сроки разработать и внедрить сложные бизнес-системы. Конечно, такие масштабные проекты невозможно реализовать с помощью специалистов начального уровня. Поэтому есть существенный дисбаланс между запросами работодателя и уровнем подготовки соискателя. Мы стараемся этот дисбаланс нивелировать.

Так, например, «Т1 Цифровая Академия» открыла школу Т1, ориентированную на углубленную подготовку специалистов с базовыми знаниями и опытом работы до года. Во время входного тестирования наши эксперты определяют, какими навыками и умениями обладает человек, а затем проводится экспресс-обучение под конкретные вакансии. Сейчас таким образом мы в основном закрываем нехватку ИТ-специалистов в нашем собственном холдинге, который очень активно растет, и это часть стратегии для компании, которая хочет оставаться лидером рынка.

CNews: Почему стратегический подход к корпоративному образованию так важен сегодня? Какие еще вызовы могут быть решены благодаря оптимизации образовательных программ?

Дмитрий Красовский: С полной сменой российского образовательного ландшафта нам приходится рассчитывать только на собственные силы. И здесь очень важно стратегическое видение процессов. Это касается и государственного высшего образования, и частного, и взаимодействия между всеми участниками рынка. Понимание, куда мы движемся и как мы должны там оказаться — очень важно. Уже сейчас мы видим различного рода объединения крупных отечественных компаний, которые пытаются стратегически решать проблему обучения сотрудников.

Кроме того, есть хорошие примеры сотрудничества корпораций и вузов. Есть поддержка образовательных инициатив от федеральных и региональных органов власти. И «Т1 Цифровая Академия» хорошо себя чувствует на таком интересном, быстро растущем, конкурентном и уже относительно взрослом рынке.

Найти новых сотрудников сложнее и дороже, чем переобучить персонал

CNews: Вы говорили о том, что сегодня в мире все достаточно быстро меняется, и образовательные курсы могут быстро устаревать. Как подготовить своих сотрудников к тому, что им придется существовать в таком мире, где они все время будут вынуждены учиться чему-то новому, совершенствовать свои знания? И какую роль в этом играет корпоративное обучение?

Дмитрий Красовский: Во всем мире, в том числе в России, все больше сторонников находит концепция lifelong learning, то есть обучения длиной в жизнь. Секрет популярности прост: переобучение и постоянное повышение компетенций существующих сотрудников приносит выгоду бизнесу, а искать нового сотрудника на перегретом рынке труда — дорого и долго.

Кроме того, переобучение несет мотивационный эффект. Работники видят, что компания готова в них инвестировать, видит в них ценность для себя и для рынка. При этом компании не теряют средства при увольнении сотрудников, которые уже не отвечают тем или иным компетенциям, а находят им более подходящее место.

CNews: Какие специализированные программы обучения предлагаются в области цифровых технологий и инноваций?

Дмитрий Красовский: У нас, например, есть как классические программы обучения, дающие знания о том, как писать коды или как тестировать программное обеспечение, так и комплексные программы, которые позволяют за полгода подготовить специалиста в области управления проектами или методологии разработки программного обеспечения.

Сегодня востребовано обучение для повышения цифровой грамотности и информационной безопасности. Здесь большое преимущество нам предоставляет взаимодействие с холдингом Т1, который занимается разработкой и внедрением востребованных продуктов и делает акцент на их защищенности.

К выбору партнеров в EdTech необходимо подходить тщательно

CNews: Какие критерии компаниям следует учитывать при выборе образовательного партнера для корпоративного обучения?

Дмитрий Красовский: Из-за ухода крупных международных игроков, появилось очень много мелких компаний, которые, пытаясь быстро предложить замещающее решение, создали что-то не очень качественное. Это привело к росту недоверия к российским решениям в целом. Поэтому один из существенных критериев — проверка надежности компании: как долго она существует на рынке и какой репутацией пользуется.

Еще один важный фактор — наличие у компании пула собственных экспертов. Организации, которые привлекают сторонних преподавателей, рискуют оказаться в ситуации, когда сегодня эксперт согласен работать с ними, а завтра — нет. Иными словами, конечным покупателям образовательных курсов контент либо совсем не поступает, либо поступает нерегулярно. У компаний-лидеров обязательно есть собственные эксперты.

CNews: Каким вы видите будущее EdTech в России и что сейчас мешает развитию этой сферы?

Дмитрий Красовский: Российский EdTech-рынок находится в стадии активного становления, уже в ближайшее время мы увидим лидирующие компании, которые будут задавать тренды. Мне видится, что на эту роль претендуют именно крупные компании, в том числе и «Т1 Цифровая Академия», которые прорабатывают уникальные предложения и опираются на собственную крепкую экспертную базу.

Система обучения в России подстраивается под те задачи, которые формулируют работодатели, и очень быстро и гибко на них реагирует. Единственное, чего сейчас не хватает, — это сильных технологических решений. Мы понимаем, что они требуют определенного времени на разработку. Я думаю, что в перспективе года-двух мы увидим решения, которые позволят эффективно решить вопрос импортозамещения в EdTech.

erid:LjN8K7LPCРекламодатель: «Т1 Цифровая Академия»ИНН/ОГРН: 1683014745/1231600034676Сайт: https://t1-academy.ru/

Вадим Никифоров

Интервью обзора