Спецпроекты

На страницу обзора
Почему не все PIM-системы одинаковы. Выясняем особенности внедрения PimCore

Технический директор системного интегратора X-com, Андрей Шишкин перед внедрением PIM-системы провёл глубокий анализ различных платформ. В частности, выбор стоял между PimCore, которую многие читают лидером рынка, и решением от компании Compo Soft. Он пришёл к выводу, что внедрение PimCore нецелесообразно как по техническим критериям, так и по финансовым. В этой статье мы постараемся обратить внимание на наиболее важные критерии выбора и особенности.

Критерии выбора:

Позиционирование и архитектура PimCore — разбираемся, что из себя представляет платформа, какие модули имеет и какие отделы вашего бизнеса затронет ее внедрение.

Технология и варианты использования — рассматриваем целесообразность практического применения в компаниях различного уровня развития.

Лицензии и нюансы использования — изучаем условия различных лицензий, список ограничений функционала, обязательства и рекомендации платформы.

Стоимость внедрения, кастомизации и использования — разбираем, из чего складывается стоимость, какие факторы на это влияют и какие важные моменты нужно учесть.

Функциональность платформы и систем — исследуем возможности, логику работы и сложности применяемости для бизнеса.

Удобство использования — показываем на примерах механику, UX и UI простых и необходимых регулярных действий в системе.

PIM-система — это система для централизованного управления данными о товарах, она необходима для интернет-магазинов и других форм электронной коммерции

PimCore — это не PIM?

В российском сегменте PimCore почему-то принято считать PIM-системой, но это не только PIM-система. Точнее, вовсе не та PIM система, которую мы привыкли видеть, хотя нужно признать, что она имеет вполне богатый функционал. Она изначально предназначена не только для управления информацией о продуктах. PimCore — это монолитная MDM система и ecommerce платформа и в ней есть набор модулей, в том числе PIM.

В системе нет четкого иерархического разграничения PIM, MDM и DAM функционала. X-com необходима была классическая PIM система, с возможностью масштабирования, кастомизации и написания нового функционала, вшитые возможности MDM и DAM в существующую ИТ архитектуру не вписывались.

PIM-система — это система для централизованного управления данными о товарах, она необходима для интернет-магазинов и других форм электронной коммерции. В этой системе работают контент-менеджеры, продакт-менеджеры.

MDM-система — система, которая объединяет, сопоставляет, трансформирует, улучшает и хранит бизнес-данные компании. С этой системой работают множество отделов: отдел продаж, отдел маркетинга, логистика, склады, отдел аналитики, отдел кадров.

DAM-система — система, которая объединяет все медиаактивы компании, включая изображения, графику, документы, видео и другой медиаконтент. Как правило, работа в этой системе ведется отделами маркетинга, рекламы и дизайна, также эта система нужна специалистам, которые, отвечают за каналы продаж на маркетплейсах.

Внедрение платформы и использование заложенных внутри систем затронет работу всех описанных отделов. Необходимо будет учитывать бизнес-процессы этих отделов и, скорее всего, вносить в них изменения. В рамках небольшой компании, у которой еще не четкая ИТ-архитектура, это сделать можно относительно быстро и безболезненно, но при наличии у компании уже существующего софта и отлаженных процессов, вполне вероятно, возникнут конфликты интересов между отделами и технические сложности по связям новых продуктов со старыми.

Еще один вопрос, который нужно задать заказчику — что произойдет если одна из систем платформы перестанет работать. При модульной архитектуре каждую систему можно посадить на отдельный инстанс, но даже тут без хорошей шины данных усложняются интеграции и сама система в целом. А в случае с PimCore приходится складывать все яйца в одну корзину, а мы знаем, что так делать не стоит.

Технология

Для xCom, как и у любой развивающейся enterprise-компании, на первом месте стояла задача получить технологию, которая надолго заложит возможность роста как вертикального — усовершенствование ИТ-архитектуры, так и горизонтального — стабильной работы при масштабировании нагрузки и количества SKU. Если со вторым пунктом PimCore успешно справляется, то с первым есть определённые сложности. PimCore является платформой, написанной на PHP/Symfony/MySQL. Стек довольно старый, Symfony это fullstack-фреймворк с наличием LTS версии, с ORM, удобно использовать в парадигме объектно-ориентированного программирования.

Java vs PHP

Если обратиться к практикам крупных компаний, таких как: «Детский мир», X5Retail, «Магнит», «Черкизово», «Спортмастер», НЛМК, «Газпром», «СберМаркет», Wildberies, «Комус», Mvideo мы видим интерес к Java стеку. Это обусловлено рядом факторов. Он является мировым стандартом серверных бизнес-приложений на микросервисной архитектуре, в том числе за счёт богатой экосистемы: Kotlin, Scala, Groovy.

В сфере разработки ПО Java занимает 4 место с долей рынка 8.4% В ту же очередь PHP уверенно деградирует и по данным 2023 года занимает 15 место в рейтинге языков разработки с долей всего 1%

На рынке труда так же есть положительные факторы в сторону Java. На данный момент в России Java разработчиков в больше чем PHP, их количество постоянно растет, а количество PHP программистов уменьшается. Нужно заметить, что еще 3 года назад PHP доминировало на рынке.

По данным HH.ru в 2023 году количество Java разработчиков составило 49 928 человека, против 42 969 PHP специалистов.

Каким компаниям нужна PIM-система?

Вернёмся к архитектуре PimCore. Все же это платформа и внедрение только PIM-системы невозможно, остальные MDM компоненты придётся также учитывать. В каких-то случаях это приемлемо, в каких-то нет. Для xCom такой подход не подошёл.

Тут можно рассмотреть типовые примеры компаний и их требования к технологиям.

Мелкие. Небольшой оборот, но SKU планируется расширять

На таком этапе задачи PIM закроет коробочная версия CMS «Битрикса», либо другой системы управления сайтом. В ИТ-архитектуре еще не так много систем и интеграций, и есть место для разворота, но главное не завязнуть в нагромождении функционала и процессов. Со временем сформируются четкие требования к PIM-системе, и в дальнейшем можно будет выбирать среди вендоров и интеграторов.

Средние. Несколько каналов продаж, SKU больше 1000 на витрине

Для такой компании уже необходима классическая система с возможностью интеграций со сторонними витринами и маркетплейсами, либо OMS-системой. В PIM-системе необходимы возможности построения сложных каталогов и создания массовых операций. Маркетингу и продажам потребуются связки аналогов и похожих товаров для cross sale и up sale. Технология и стек важны, но не критичны, о них уже стоит задуматься.

Крупные. Региональные представительства, много складов, много данных

В этом случае уже нужна PIM-система с элементами и модулями MDM. Здесь уже важен стек и технологии, поскольку переезд и адаптация потребует времени и денег. Как правило, если компания заранее не подготовилась к нагрузкам, то на этом этапе системы, которые раньше работали отлично, начинают сбоить. Происходит это по разным причинам: изобилие «костыльных» решений, системы в принципе не масштабируются, а производительность можно увеличить только добавлением «железа».

И когда расходы становятся сопоставимы с платежом по абонентской плате нового продукта или платежу в месяц для on-premise решения из расчета стоимости владения хотя бы на несколько лет, начинают задумываться о смене технологий.

Лицензия

Лицензирование Pimcore основано на двух ключевых лицензиях: стандартной общественной лицензии (GPL v3) и коммерческой лицензии Pimcore (PCL).

GPL лицензия с открытым исходным кодом полностью бесплатна, но требует публичного раскрытия любых изменений в соответствии с той же лицензией. Для коммерческих организаций это несет риски безопасности и недопустимо для enterprise-решений.

И наоборот, PCL адаптирован для бизнеса, в нем отсутствует необходимость совместного использования исходного кода, присутствует защита прав и интеллектуальной собственности.

В компании прекрасно понимают, насколько серьезные ограничения накладываются на бесплатную версию, поэтому сам Pimcore рекомендует для коммерческих проектов использовать PCL-лицензию.

GPL лицензия также имеет ограничения в REST API и экспорту файлов. В этой версии нет доступа к DataHub и готовые бандлы (компоненты) экспорта есть только для PCL лицензии. В GPL получится решать задачи только через GraphQL.

В описании GPL лицензии указано, что программа распространяется без каких-либо гарантий; в том числе товарной пригодности или пригодности для конкретной цели.

Фрагмент документации по GPL лицензии PimCore

GPL требует, чтобы я распространял «исходный код» моих файлов. Что это значит для веб-приложения?

«Исходный код» файла означает формат, предназначенный для редактирования людьми. Что это значит, зависит от рассматриваемого файла.

Для кода PHP сам файл PHP, без сжатия или обфускации, является его собственным исходным кодом. Обратите внимание, что для Pimcore файлы контроллеров / представлений являются кодом PHP. Для кода JavaScript сам файл JavaScript, без сжатия или обфускации, является его собственным исходным кодом. Для кода CSS сам файл CSS, без сжатия или обфускации, является его собственным исходным кодом. Для изображений «исходный код» различается. В зависимости от изображения это может означать производственную версию файла в формате PNG или GIF, или оригинальный JPG высокого разрешения, или файл Photoshop, Illustrator или GIMP. «Исходный код» — это любая версия, предназначенная для редактирования людьми.

Изучение возможностей и функционала

В процессе выбора PIM системы были составлены важные критерии функциональных особенностей. В итоговом сравнении принимали участие PIM-система Compo Soft и Pimcore. Полные результаты сравнения можно получить по ссылке.

Исследование проведено специалистами компании Compo

Цена кастомизации и внедрения

У xCom были четко сформулированы требования к функционалу и техническим характеристикам PIM-системы. На этапе анализа стало понятно, что стоимость кастомизации и внедрения, даже с учётом бесплатной лицензии Open Source Community Edition будет выше, а поддержание работоспособности, доработки и SLA ставят проект под угрозу высокого TCO. При внедрении бесплатной версии требовались доработки от интеграторов, сопоставимые с покупкой аналогичных продуктов, но с более подходящим стеком и набором отраслевых, локальных (российских) модулей и интеграций. При покупке коммерческой лицензии требовалось меньше доработок, но стоимость годовой лицензии у зарубежной компании на тот момент делало TCO слабопрогнозируемым.

Еще один вопрос касается самой философии внедрения. Вендор продукта или вендор-интегратор всегда будет стремится внедрить продукт быстро, качественно и с учетом требований — это вопрос репутации. PimCore зарубежный вендор продукта, но в России его внедряют интеграторы. Бесплатная версия выглядит красиво на фоне отсутствия необходимости покупки лицензий и вендорской поддержки, но интеграторов это и привлекает. Их цель — внедрять, кастомизировать и дорабатывать продукт. В этом случае быстрого MVP не получится.

Нехватку необходимых модулей и интеграций интеграторы решают с помощью собственных наработок. В этом случае не получается централизованного обновления ядра, поскольку у каждого интегратора свой подход к разработке, свой код и вряд ли компании интеграторы друг с другом взаимодействуют по этому вопросу. В случае с Compo PIM все клиенты имеют доступ к централизованному обновлению ядра и функционала. Единый подход к разработке, подробная документация позволяет любому интегратору быстро погрузится в работу.

Функциональность

Одно из преимуществ PimCore — это наличие большого количества функций. Одновременно это же является его недостатком. В желании создать универсальное решение разработчики заложили функции, которые, возможно, не нужны конкретной компании, но тем не менее они есть, они мешаются и потребляют ресурсы.

Также одним из острых моментов при наличии такого сложного функционала является постоянное наличие сотрудников, которые смогли бы передать практический опыт использования необходимого функционала с максимальной автоматизацией процессов.

UI/UX

Отчасти этот пункт имеет корни в предыдущем. Сложный и устаревший UI/UX возникает из необходимости уместить все функции и инструменты MDM/PIM/DAM системы. Это создаёт неудобство в использовании, сложности в обучении.

К примеру, так выглядит административная часть PimCore:

Интерфейс административной части PimCore

А так выглядит административная часть аналогичного продукта, который использует подход компонуемого фреймворка. Очень похоже, но как меняется суть: нет сложной вложенности элементов, все необходимые интерфейсные элементы размещены на первом экране, понятна логика использования, каталог товаров готов к работе.

Пример компонуемого фреймворка

Пройдем дальше и посмотрим пример интерфейса создания раздела каталога PimCore:

Интерфейса создания раздела каталога PimCore

Аналогичный пример того же продукта:

Пример русскоязычной системы

В настройках системы можно изменить язык на русский, но перевод и адаптация оставляет желать лучшего. Большая часть текстов остаётся на английском языке:

Интерфейсы, логика, да и сама архитектура PimCore замечательна с точки зрения разработчика — она для них удобна и понятна. Но в повседневной работе систему будут использовать контент-менеджеры и продакты, которые в принципе не должны быть сильны в сложных логиках и понимании связей ИТ-компонентов и прочего.

Взгляд в будущее

Даже при условии, что PimCore — это open source продукт, он все же зарубежный open source продукт. А при версиях Professional и Enterprise ещё и продукт с покупкой годовых лицензий. Компании находятся в перманентной тревоге, поскольку лицензии могут перестать действовать, как это, собственно, уже происходило. Организациям срочно нужно будет искать замену продукту, внедрять, кастомизировать и делать это в авральном режиме. Примеры этого мы можем наблюдать на российском рынке .

erid:LjN8KR7vBРекламодатель: ООО «Компо Софт»ИНН/ОГРН: 7726677170/1117746420263Сайт: http://www.compo.ru

CNews Forum 2024 CNews Forum 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

byteoilgas_conf 2024 byteoilgas_conf 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

LANSOFT: время комплексных бизнес-решений LANSOFT: время комплексных бизнес-решений

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

Orion Digital Day Orion Digital Day

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

ELMA DAY ELMA DAY

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН: