Технический директор системного интегратора X-com, Андрей Шишкин перед внедрением PIM-системы провёл глубокий анализ различных платформ. В частности, выбор стоял между PimCore, которую многие читают лидером рынка, и решением от компании Compo Soft. Он пришёл к выводу, что внедрение PimCore нецелесообразно как по техническим критериям, так и по финансовым. В этой статье мы постараемся обратить внимание на наиболее важные критерии выбора и особенности.
Критерии выбора:
Позиционирование и архитектура PimCore — разбираемся, что из себя представляет платформа, какие модули имеет и какие отделы вашего бизнеса затронет ее внедрение.
Технология и варианты использования — рассматриваем целесообразность практического применения в компаниях различного уровня развития.
Лицензии и нюансы использования — изучаем условия различных лицензий, список ограничений функционала, обязательства и рекомендации платформы.
Стоимость внедрения, кастомизации и использования — разбираем, из чего складывается стоимость, какие факторы на это влияют и какие важные моменты нужно учесть.
Функциональность платформы и систем — исследуем возможности, логику работы и сложности применяемости для бизнеса.
Удобство использования — показываем на примерах механику, UX и UI простых и необходимых регулярных действий в системе.
PimCore — это не PIM?
В российском сегменте PimCore почему-то принято считать PIM-системой, но это не только PIM-система. Точнее, вовсе не та PIM система, которую мы привыкли видеть, хотя нужно признать, что она имеет вполне богатый функционал. Она изначально предназначена не только для управления информацией о продуктах. PimCore — это монолитная MDM система и ecommerce платформа и в ней есть набор модулей, в том числе PIM.
В системе нет четкого иерархического разграничения PIM, MDM и DAM функционала. X-com необходима была классическая PIM система, с возможностью масштабирования, кастомизации и написания нового функционала, вшитые возможности MDM и DAM в существующую ИТ архитектуру не вписывались.
PIM-система — это система для централизованного управления данными о товарах, она необходима для интернет-магазинов и других форм электронной коммерции. В этой системе работают контент-менеджеры, продакт-менеджеры.
MDM-система — система, которая объединяет, сопоставляет, трансформирует, улучшает и хранит бизнес-данные компании. С этой системой работают множество отделов: отдел продаж, отдел маркетинга, логистика, склады, отдел аналитики, отдел кадров.
DAM-система — система, которая объединяет все медиаактивы компании, включая изображения, графику, документы, видео и другой медиаконтент. Как правило, работа в этой системе ведется отделами маркетинга, рекламы и дизайна, также эта система нужна специалистам, которые, отвечают за каналы продаж на маркетплейсах.
Внедрение платформы и использование заложенных внутри систем затронет работу всех описанных отделов. Необходимо будет учитывать бизнес-процессы этих отделов и, скорее всего, вносить в них изменения. В рамках небольшой компании, у которой еще не четкая ИТ-архитектура, это сделать можно относительно быстро и безболезненно, но при наличии у компании уже существующего софта и отлаженных процессов, вполне вероятно, возникнут конфликты интересов между отделами и технические сложности по связям новых продуктов со старыми.
Еще один вопрос, который нужно задать заказчику — что произойдет если одна из систем платформы перестанет работать. При модульной архитектуре каждую систему можно посадить на отдельный инстанс, но даже тут без хорошей шины данных усложняются интеграции и сама система в целом. А в случае с PimCore приходится складывать все яйца в одну корзину, а мы знаем, что так делать не стоит.
Технология
Для xCom, как и у любой развивающейся enterprise-компании, на первом месте стояла задача получить технологию, которая надолго заложит возможность роста как вертикального — усовершенствование ИТ-архитектуры, так и горизонтального — стабильной работы при масштабировании нагрузки и количества SKU. Если со вторым пунктом PimCore успешно справляется, то с первым есть определённые сложности. PimCore является платформой, написанной на PHP/Symfony/MySQL. Стек довольно старый, Symfony это fullstack-фреймворк с наличием LTS версии, с ORM, удобно использовать в парадигме объектно-ориентированного программирования.
Java vs PHP
Если обратиться к практикам крупных компаний, таких как: «Детский мир», X5Retail, «Магнит», «Черкизово», «Спортмастер», НЛМК, «Газпром», «СберМаркет», Wildberies, «Комус», Mvideo мы видим интерес к Java стеку. Это обусловлено рядом факторов. Он является мировым стандартом серверных бизнес-приложений на микросервисной архитектуре, в том числе за счёт богатой экосистемы: Kotlin, Scala, Groovy.
В сфере разработки ПО Java занимает 4 место с долей рынка 8.4% В ту же очередь PHP уверенно деградирует и по данным 2023 года занимает 15 место в рейтинге языков разработки с долей всего 1%
На рынке труда так же есть положительные факторы в сторону Java. На данный момент в России Java разработчиков в больше чем PHP, их количество постоянно растет, а количество PHP программистов уменьшается. Нужно заметить, что еще 3 года назад PHP доминировало на рынке.
По данным HH.ru в 2023 году количество Java разработчиков составило 49 928 человека, против 42 969 PHP специалистов.
Каким компаниям нужна PIM-система?
Вернёмся к архитектуре PimCore. Все же это платформа и внедрение только PIM-системы невозможно, остальные MDM компоненты придётся также учитывать. В каких-то случаях это приемлемо, в каких-то нет. Для xCom такой подход не подошёл.
Тут можно рассмотреть типовые примеры компаний и их требования к технологиям.
Мелкие. Небольшой оборот, но SKU планируется расширять
На таком этапе задачи PIM закроет коробочная версия CMS «Битрикса», либо другой системы управления сайтом. В ИТ-архитектуре еще не так много систем и интеграций, и есть место для разворота, но главное не завязнуть в нагромождении функционала и процессов. Со временем сформируются четкие требования к PIM-системе, и в дальнейшем можно будет выбирать среди вендоров и интеграторов.
Средние. Несколько каналов продаж, SKU больше 1000 на витрине
Для такой компании уже необходима классическая система с возможностью интеграций со сторонними витринами и маркетплейсами, либо OMS-системой. В PIM-системе необходимы возможности построения сложных каталогов и создания массовых операций. Маркетингу и продажам потребуются связки аналогов и похожих товаров для cross sale и up sale. Технология и стек важны, но не критичны, о них уже стоит задуматься.
Крупные. Региональные представительства, много складов, много данных
В этом случае уже нужна PIM-система с элементами и модулями MDM. Здесь уже важен стек и технологии, поскольку переезд и адаптация потребует времени и денег. Как правило, если компания заранее не подготовилась к нагрузкам, то на этом этапе системы, которые раньше работали отлично, начинают сбоить. Происходит это по разным причинам: изобилие «костыльных» решений, системы в принципе не масштабируются, а производительность можно увеличить только добавлением «железа».
И когда расходы становятся сопоставимы с платежом по абонентской плате нового продукта или платежу в месяц для on-premise решения из расчета стоимости владения хотя бы на несколько лет, начинают задумываться о смене технологий.
Лицензия
Лицензирование Pimcore основано на двух ключевых лицензиях: стандартной общественной лицензии (GPL v3) и коммерческой лицензии Pimcore (PCL).
GPL лицензия с открытым исходным кодом полностью бесплатна, но требует публичного раскрытия любых изменений в соответствии с той же лицензией. Для коммерческих организаций это несет риски безопасности и недопустимо для enterprise-решений.
И наоборот, PCL адаптирован для бизнеса, в нем отсутствует необходимость совместного использования исходного кода, присутствует защита прав и интеллектуальной собственности.
В компании прекрасно понимают, насколько серьезные ограничения накладываются на бесплатную версию, поэтому сам Pimcore рекомендует для коммерческих проектов использовать PCL-лицензию.
GPL лицензия также имеет ограничения в REST API и экспорту файлов. В этой версии нет доступа к DataHub и готовые бандлы (компоненты) экспорта есть только для PCL лицензии. В GPL получится решать задачи только через GraphQL.
В описании GPL лицензии указано, что программа распространяется без каких-либо гарантий; в том числе товарной пригодности или пригодности для конкретной цели.
Изучение возможностей и функционала
В процессе выбора PIM системы были составлены важные критерии функциональных особенностей. В итоговом сравнении принимали участие PIM-система Compo Soft и Pimcore. Полные результаты сравнения можно получить по ссылке.
Цена кастомизации и внедрения
У xCom были четко сформулированы требования к функционалу и техническим характеристикам PIM-системы. На этапе анализа стало понятно, что стоимость кастомизации и внедрения, даже с учётом бесплатной лицензии Open Source Community Edition будет выше, а поддержание работоспособности, доработки и SLA ставят проект под угрозу высокого TCO. При внедрении бесплатной версии требовались доработки от интеграторов, сопоставимые с покупкой аналогичных продуктов, но с более подходящим стеком и набором отраслевых, локальных (российских) модулей и интеграций. При покупке коммерческой лицензии требовалось меньше доработок, но стоимость годовой лицензии у зарубежной компании на тот момент делало TCO слабопрогнозируемым.
Еще один вопрос касается самой философии внедрения. Вендор продукта или вендор-интегратор всегда будет стремится внедрить продукт быстро, качественно и с учетом требований — это вопрос репутации. PimCore зарубежный вендор продукта, но в России его внедряют интеграторы. Бесплатная версия выглядит красиво на фоне отсутствия необходимости покупки лицензий и вендорской поддержки, но интеграторов это и привлекает. Их цель — внедрять, кастомизировать и дорабатывать продукт. В этом случае быстрого MVP не получится.
Нехватку необходимых модулей и интеграций интеграторы решают с помощью собственных наработок. В этом случае не получается централизованного обновления ядра, поскольку у каждого интегратора свой подход к разработке, свой код и вряд ли компании интеграторы друг с другом взаимодействуют по этому вопросу. В случае с Compo PIM все клиенты имеют доступ к централизованному обновлению ядра и функционала. Единый подход к разработке, подробная документация позволяет любому интегратору быстро погрузится в работу.
Функциональность
Одно из преимуществ PimCore — это наличие большого количества функций. Одновременно это же является его недостатком. В желании создать универсальное решение разработчики заложили функции, которые, возможно, не нужны конкретной компании, но тем не менее они есть, они мешаются и потребляют ресурсы.
Также одним из острых моментов при наличии такого сложного функционала является постоянное наличие сотрудников, которые смогли бы передать практический опыт использования необходимого функционала с максимальной автоматизацией процессов.
UI/UX
Отчасти этот пункт имеет корни в предыдущем. Сложный и устаревший UI/UX возникает из необходимости уместить все функции и инструменты MDM/PIM/DAM системы. Это создаёт неудобство в использовании, сложности в обучении.
К примеру, так выглядит административная часть PimCore:
А так выглядит административная часть аналогичного продукта, который использует подход компонуемого фреймворка. Очень похоже, но как меняется суть: нет сложной вложенности элементов, все необходимые интерфейсные элементы размещены на первом экране, понятна логика использования, каталог товаров готов к работе.
Пройдем дальше и посмотрим пример интерфейса создания раздела каталога PimCore:
Аналогичный пример того же продукта:
В настройках системы можно изменить язык на русский, но перевод и адаптация оставляет желать лучшего. Большая часть текстов остаётся на английском языке:
Интерфейсы, логика, да и сама архитектура PimCore замечательна с точки зрения разработчика — она для них удобна и понятна. Но в повседневной работе систему будут использовать контент-менеджеры и продакты, которые в принципе не должны быть сильны в сложных логиках и понимании связей ИТ-компонентов и прочего.
Взгляд в будущее
Даже при условии, что PimCore — это open source продукт, он все же зарубежный open source продукт. А при версиях Professional и Enterprise ещё и продукт с покупкой годовых лицензий. Компании находятся в перманентной тревоге, поскольку лицензии могут перестать действовать, как это, собственно, уже происходило. Организациям срочно нужно будет искать замену продукту, внедрять, кастомизировать и делать это в авральном режиме. Примеры этого мы можем наблюдать на российском рынке .
■ erid:LjN8KR7vBРекламодатель: ООО «Компо Софт»ИНН/ОГРН: 7726677170/1117746420263Сайт: http://www.compo.ru