ИИ в транспортной безопасности: российская система мониторит состояние водителей при помощи нейросети
Искусственный интеллект давно проник во все сферы нашей жизни.
Технологии не обошли стороной и транспортную отрасль: уже сейчас нейросети используются для повышения безопасности и уменьшения количества дорожных аварийных ситуаций. О том, как с помощью технологий обеспечить безопасность на транспорте, что такое Driver monitoring system и как искусственный интеллект помогает предотвращать ДТП рассказал Денис Фураев, исполнительный директор ИТ-компании «КСОР», разработчика и интегратора системы мониторинга состояния водителя «Антисон».
Driver State Monitoring: технология для безопасности транспорта
Driver Monitoring System — это система безопасности транспортного средства, основанная на технологии Driver State Monitoring, которая оценивает состояние и поведение водителя — и предупреждает его, если распознает потенциальные риски.
Технология направлена на определение психофизиологического состояния человека. В случае, когда Driver State Monitoring используется на транспорте, алгоритмы в реальном времени определяют состояние водителя. То есть искусственный интеллект в моменте «понимает», безопасно ли сейчас человеку вести машину, и если нет — подает ему звуковой и/или световой сигнал.
История технологии в России
«КСОР» стала первой компанией на рынке, которая занялась поиском решения проблемы засыпания, потери внимания водителей и задействовала технологию Driver State Monitoring в своем программном продукте.
Сама идея разработки возникла еще в 2014 г. в результате ряда исследований. Проект создавался с нуля и впоследствии стал основой для развития рынка видеоаналитики в стране.
Особое внимание разработчики уделили настройке сверхчувствительных алгоритмов, так как программное решение должно было реагировать на состояние водителя, потерю концентрации и внимания, отвлечение от вождения транспортного средства.
Чуть позже был создан мониторинговый ситуационный центр, работающий 24/7. В результате получилась комплексная система полного цикла, состоящая из камеры, нейросети и центра мониторинга.
Как работает «Антисон»
Камера системы, установленная в кабине водителя, сканирует лицо и определяет потенциальные риски потери внимания. Это может быть частое зевание, положение головы и век, взгляд в сторону, вверх, вниз, определенное поведение и мимика, а также отвлечение на мобильный телефон или сигарету.
Если нейросеть обнаруживает «тревожные» признаки, в кабине раздастся звуковой сигнал, а также сработает специальное световое оповещение.
Далее инцидент направляется в круглосуточный мониторинговый ситуационный центр, где специалисты обрабатывают события с устройств, просматривают записанные видеофрагменты инцидентов, подтверждают их и производят все необходимые регламентные действия, прописанные с заказчиком, для обеспечения безопасности.
Какие инциденты распознает технология:
- Засыпание и потенциальные признаки усталости — приоритетные для системы инциденты.
- отвлечение внимания,
- мобильный телефон в кадре
- сигарета в кадре,
- непристегнутый ремень безопасности,
- возможное закрытие и отворот камеры,
- отсутствие водителя в кадре.
Процесс установки системы производится строго по регламенту и утвержденной схеме монтажа, а также проходит строгий контроль качества: монтаж системы производит профессиональная инженерная служба с использованием специнструмента, весь процесс установки системы пошагово фиксируется — фотоотчетом и видео-отчетом.
Особое внимание уделяется оборудованию: всё оборудование сертифицировано в соответствии с ГОСТами и прошло все необходимые испытания и исследования. В процессе установки специалисты компании используют только специальные профессиональные инструменты, предназначенные для данных работ.
Сервисы предоставляемые компанией в ходе эксплуатации системы «Антисон»
- мониторинг функционального состояния водителя,
- валидацию событий ситуационным мониторинговым центром,
- техническое обслуживание и ремонт оборудования, включая запасные части и расходные материалы,
- подменный фонд оборудования при ремонте,
- техническую поддержку,
- формирование и предоставление отчетности и аналитики,
- оплату трафика сотовой связи,
- серверные мощности для хранения данных,
- кастомизацию и настройку системы в зависимости от требований партнера.
Сохраняем жизни и активы
Миссия компании звучит так: «Мы сохраняем жизни людей и активы компаний».
Наша задача — обеспечить безопасность управления транспортными средствами, контроль сотрудников, которые осуществляют наблюдение за стратегически важными и опасными объектами, сокращение аварийности на дорогах и предприятиях.
На сегодняшний день применение DMS-решений больше распространено на транспорте, но несмотря на название технологии (Driver State Monitoring), «Антисон» может использоваться в различных отраслях и бизнес-направлениях, где происходят процессы под наблюдением и управлением человека, требующие концентрации и внимания.
«Антисон» уже применяются в общественном транспорте, такси, специальном транспорте, в нефтегазовой отрасли, золото- и горнодобыче, индустриальном секторе, агропромышленности, ритейле, а также на объектах критической инфраструктуры, в ситуационных и мониторинговых центрах опасных предприятий и промышленных объектах, требующих особого контроля.
«Мы отмечаем рост интереса к технологиям и решениям на основе искусственного интеллекта, которые способствуют автоматизации целого ряда процессов, сводят к минимуму риск влияния человеческого фактора, и, следовательно, обеспечивают безопасность, улучшают производительность и сокращают расходы компаний, — говорит Денис Фураев. — А это значит, что мы верно определили свою миссию и развиваемся в правильномнаправлении».