Не заставить, а заинтересовать: как из кадровика сделать HR-специалиста с помощью цифровых решений
Разработчик сервисов по управлению персоналом, которыми пользуются как коммерческие компании, так и государственные министерства и ведомства, Агиль Хыдыров поделился своей методикой внедрения ИТ-решений в работу кадровых служб.
Российский рынок цифровизации процессов управления человеческими ресурсами (HR) вернулся к положительной динамике, начиная с июня — июля 2022 года. Такую оценку дали представители компаний из сферы HR-теха сегодняшнему состоянию отрасли. К концу года он вырастет еще более заметно, уверены эксперты, ведь спрос на цифровые решения в трудовых отношениях стимулирует само государство, совершенствуя законодательную базу для кадрового электронного документооборота (КЭДО). Базовые HR-процессы уже сейчас можно легко перевести в цифру, уверен Агиль Хыдыров, разработчик сервисов по управлению персоналом компании «1С», а затем настраивать систему точечно и совершенствовать инструменты. Поле для разработчиков в этом смысле огромно: кадровые службы ведут несколько десятков видов различной бумажной документации — договоры, справки, приказы, распоряжения, регламенты и прочее, — а «цифровая помощь» в виде сервисов и приложений появилась всего несколько лет назад.
Первый опыт
Когда-то и таблица в Excel была прорывом, но время требует новых решений. Будучи аспирантом Волгоградского государственного технического университета, Агиль Хыдыров посвятил свою научную работу теме реинжиниринга бизнес-процессов. В 2005–2008 году даже самые преданные приверженцы цифровизации и избавления от бумажных гор не могли переступить через вполне объективные преграды: риски работы с персональными данными без достаточной нормативной базы, отсутствие оптимальных технологических решений, готовность сотрудников кадровых служб к перестройке устоявшихся процессов. Молодой аспирант убедился в этом, работая над развитием автоматизированных систем в ОАО «Волгограднефтегазстрой», крупнейшей строительной компании, в должности руководителя информационно-вычислительного центра. Став в 2007 году заместителем директора, он получил возможность непосредственно влиять на кадровые и производственные процессы на предприятии. Агиль Хыдыров разработал и внедрил комплекс мероприятий по подбору и оценке персонала по компетенциям. Через год молодой руководитель получил предложение от компании «1С», одной из самых известных ИТ-компаний страны, заняться разработкой HR-системы в дополнение к уже существующим продуктам компании.
К универсальным решениям
Благодаря своим профессиональным компетенциям и опыту руководителя, Агиль Хыдыров знал, в каких направлениях необходимо вести работу, чтобы создать максимально полезные для служб управления персоналом сервисы. Используя существующую технологическую платформу, рассказывает разработчик, нужно было создать своеобразные «кубики» — прикладные решения, например, для подбора персонала, оценки, обучения, адаптации, мотивации — и разместить их так, чтобы ими было удобно пользоваться.
В результате Хыдыров реализовал несколько цифровых проектов, которыми пользуются на многих предприятиях. Один из примеров — модуль добровольного медицинского страхования сотрудников на базе типового решения «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП», который позволяет предприятиям-пользователям автоматизировать электронное взаимодействие со страховыми компаниями и обеспечить хранение полисов ОМС и ДМС в системе управления данными. Для Почта Банка Агиль Хыдыров разработал модуль кадрового планирования, автоматизирующий расчеты и аналитику затрат компаний на персонал. Еще один проект разработчика — сервис удаленного анкетирования кандидатов для крупнейшего в Европе универсального магазина, московского ЦУМа, — из индивидуального ответа на запрос бизнеса вырос в типовое решение в составе продуктов “1С”. Для компании «Полиметалл» Агиль Хыдыров разработал механизм экспертной оценки персонала, позволяющий в цифровом виде отслеживать динамику роста каждого сотрудника, и реализовал его в виде сервиса с удобным интерфейсом, наглядными шкалами оценки и возможностью сравнительного анализа. Решения, разработанные по запросу конкретных клиентов, были выпущены на рынок в составе типового продукта и таким образом получили широкое распространение. Их преимущества в том, что они просты в использовании и универсальны в методах.
Программным обеспечением, разработанным Хыдыровым, пользуются все госучреждения 30 регионов России, в том числе детские сады и школы, спортивные центры, музеи, дома культуры, больницы и предприятия.
Технологии позволяют больше
Программными продуктами «1С» пользуются свыше 1500 000 организаций России, стран СНГ и Восточной Европы. В 2019 году опытный эксперт HR-теха вместе со своей командой выпускает на рынок принципиально новый продукт — веб-приложение для взаимодействия работодателей со своими коллективами «1С:Кабинет сотрудника». Сервис позволяет компаниям быстро и удобно организовать электронное взаимодействие работников и линейных руководителей, а также существенно разгрузить службы управления персоналом. В результате смартфон в кармане стал таким же, а может, даже более эффективным инструментом коммуникации с отделом кадров, как поход туда в течение рабочего дня. Софт, разработанный Агилем Хыдыровым, поднял уровень взаимодействия работника и предприятия на качественно новый уровень: в любую минуту, зайдя в свой виртуальный личный кабинет со смартфона, сотрудник может посмотреть расчетные листки, узнать остатки отпуска, оформить заявление или подписать документ.
И так случилось, что ИТ-специалист сумел заглянуть в будущее: в 2020 году возможность онлайн-взаимодействия с кем и чем бы то ни было стала не просто приятной опцией, а практической неизбежностью, что в конечном итоге значительно продвинуло в развитии и отрасль, и отечественные наработки, в том числе HR-продукты, разработанные Хыдыровым. Его программное обеспечение используется множеством компаний, «1С:Кабинет сотрудника» внедрен в государственных учреждениях, в крупных компаниях и корпорациях, в тысячах предприятий среднего и крупного бизнеса.
Учиться и учить
Если опытным кадровикам придется доказывать, что цифровизация облегчит им жизнь, то молодых специалистов можно привлечь как раз новшествами, уверен Агиль Хыдыров. Учитывая высокий экспертный уровень и успешный опыт разработки и внедрения сервисов, ставших очень популярными у пользователей в силу своего удобства и практической целесообразности, Московский физико-технический институт предложил эксперту-практику сотрудничать с ним в качестве преподавателя. Параллельно основной работе, эксперт HR-теха разработал и прочитал студентам магистерской программы «Цифровая трансформация бизнеса» — опытным специалистам из различных отраслей, желающим получить дополнительные компетенции в ИТ и повысить свой профессиональный уровень — свой авторский курс. Теория, подкрепленная примерами из процессов реального производства, существенно подняла уровень знаний магистров, положительно сказалась на их мотивации продолжать свой профессиональный рост.
Современный подход к бизнес-процессам оптимизирует работу самых «бумажных» секторов — служб управления персоналом, охраны труда, бухгалтерии, — а также улучшает имидж компании, привлекает молодые кадры. Сегодня законодательство еще дает работнику и работодателю право выбора, каким образом вести взаимодействие, в электронном или бумажном виде, но с учетом тенденций электронный документооборот все-таки победит, считает Агиль Хыдыров. Поэтому технологическим переменам не стоит сопротивляться — в выигрыше окажется тот, кто первым их освоит.