Разделы

Бизнес Интернет E-commerce Веб-сервисы Ритейл Розница Техника

«Яндекс.Маркет» придумал новацию, которая приведет в ярость всех россиян. Придется платить особый побор с каждого заказа

«Яндекс Маркет» решил ввести сервисный сбор буквально с каждого заказа. Он фиксированный и составляет пока 20 руб., но нет гарантии, что в будущем его не повысят или не сделают гибким. У одного из сервисов «Яндекса», который в течение длительного времени был убыточным, уже есть опыт внедрения сервисного сбора, и он даже сумел доказать свою правоту в суде. Основные конкуренты «Маркета» пока не торопятся вводить сервисный сбор.

Помочь «Яндексу» деньгами

«Яндекс Маркет» вводит сервисный сбор с каждого сделанного заказа, сообщили CNews представители маркетплейса. Другими словами, россиян ставят перед фактом принудительных отчислений «Маркету» – эти деньги сервис будет реинвестировать в «расширение и поддержание технологической инфраструктуры» маркетплейса, заявили CNews его представители.

На текущем этапе размер сервисного сбора фиксирован и составляет 20 руб. за один заказ. Другими словами, каждый купленный на «Яндекс Маркете» товар автоматически станет дороже на 20 руб., и если в контексте какого-нибудь дорогостоящего инструмента или бытовой техники это не так заметно, то товары, которые сами по себе стоят, к примеру, не дороже 300 руб., станут ощутимо дороже в процентном соотношении.

Страдать будут не все. Пока что

Сервисный сбор будет «взиматься только за товары надлежащего качества, которые площадка доставила покупателю с соблюдением всех заявленных условий», сказали CNews представители маркетплейса. «И будет распространяться на все виды оплат и логистических схем», – добавили они.

«Яндекс Маркет» - пока единственный маркетплейс из крупнейших в России, кто решился на такой непопулярный шаг

На начальном этапе «Яндекс Маркет» не будет внедрять сервисный сбор по всей России. Сначала новшество обкатают на жителях Екатеринбурга и Нижнего Новгорода, а также пользователей сервиса, проживающих в Москве и Подмосковье.

«Постепенно количество городов будет расширяться», – сообщили CNews представители «Яндекс Маркета», не уточнив ни сроки распространения новшества, ни города, в которых он появится во вторую очередь. Редакция CNews обратилась в «Маркет» с вопросом о прогнозах сервиса по оттоку пользователей из-за столь непопулярной меры и ожидает ответа.

Все новое – это не совсем забытое старое

Технически, у «Яндекса» уже есть опыт по внедрению сервисного сбора, и этот опыт негативный – пользователи не жалели времени и сил и писали жалобы. Но «Яндекс» замешан здесь именно технически, потому что сервисный сбор в 2021 г. вел сервис доставки еды Delivery Club, который «Яндекс» забрал у холдинга VK в обмен на «Новости» и «Дзен» лишь в августе 2022 г.

С июня 2023 г. сервис носит название «Маркет Деливери». CNews писал, что возможная причина ребрендинга – это убыточность Delivery Club. В 2021 г. выручка Delivery Club составила 13 млрд руб., чистый убыток – 10,1 млрд руб. Напомним, что именно в 2021 г. сервис ввел сервисный сбор, но поправить положение он не помог – выручка к концу 2022 г. достигла 17,3 млрд руб., а убыток составил до 7,1 млрд руб.

Также сервисными сборами промышляют авиакомпании и железнодорожные перевозчики. Отели и гостиницы тоже нередко вводят сервисные сборы с постояльцев.

Судиться бесполезно

Сервисный сбор в Delivery Club на момент внедрения составлял от 1 до 29 руб., то есть был гибким и превышал размер нынешнего фиксированного сбора в «Яндекс Маркете». Пользователям не понравилось желание сервиса взимать с них дополнительные деньги – на это указывает жалоба в Роспотребнадзор, поступившая от одной из пользовательниц. Регулятор признал сервисный сбор нарушением ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, что наказывается штрафом до 20 тыс. руб.) и оштрафовал сервис на 10 тыс. руб.

Delivery Club решил обжаловать наказание. «Сервисный сбор – общепринятая мировая практика не только для сервисов доставки еды, но и для такси, туристических сервисов и e-commerce компаний из других сегментов, – говорится в заявлении сервиса. – Сервисный сбор – это не дополнительная услуга, а плата за функционал приложения, который имеет самостоятельную ценность и является результатом работы ИT-команды сервиса».

Арбитражный суд жалобу сервиса отклонил, но тот сдаваться не стал. В ноябре 2022 г. он через суд добился признания решения Роспотребнадзора незаконным.

Дурной пример пока не заразителен

К моменту выхода материала ни один крупный российский маркетплейс, за исключением «Яндекс Маркета» не располагал дополнительными поборами с покупателей в виде сервисных сборов. Более того, как минимум одна из крупнейших в стране площадок и вовсе пока не планирует внедрять подобные практики.

«Ozon не взимает сервисный сбор с клиентов. Получение заказов в наших пунктах выдачи остается бесплатным во всех регионах, где мы работаем», – сообщили CNews представители Ozon.

С другой стороны, последний представитель «большой тройки» российских маркетплейсов не стал проливать свет на свое мнение относительно внедрения сервисного сбора. Представители Wildberries на запрос CNews отвечать отказались.

Геннадий Ефремов



CNews Forum 2024 CNews Forum 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

byteoilgas_conf 2024 byteoilgas_conf 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

LANSOFT: время комплексных бизнес-решений LANSOFT: время комплексных бизнес-решений

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

Orion Digital Day Orion Digital Day

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

ELMA DAY ELMA DAY

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН: