Разделы

Бизнес Законодательство

Немцы объяснили, почему российским ИТ-компаниям стоит вести бизнес в Германии

Представители немецких организаций считают, что у российских ИТ-компаний есть все шансы для успешной работы на немецком и, впоследствии, на европейском рынке. Местные заказчики, по их мнению, восприимчивы к новым технологиям. Такие мнения прозвучали на конференции CNews «ИКТ-бизнес в Германии: возможности для российских компаний».

По данным Российско-германской внешнеторговой палаты, в 2011 г. взаимный товарооборот России и Германии достиг 75 млрд евро, из которых на долю продуктов и услуг в сфере ИКТ пришлось порядка 11%. Председатель палаты Михаэль Хармс заявил на конференции CNews «ИКТ-бизнес в Германии: возможности для российских компаний», что это очень хороший показатель и выше он только у Китая.

Российских ИТ-компаний, работающих в Германии, пока не слишком много. Деятельность подавляющего большинства из них связана с разработкой или услугами в области ПО. Например, на немецком рынке представлены «Лаборатория Касперского», Abbyy, Luxoft, Reksoft. Из российских производителей «железа» в Германии работает «Т-Платформы».

Представители немецких организаций считают, что в Германии у российских компаний есть значительные перспективы для развития бизнеса в сфере ИТ, и они могут конкурировать с местными игроками. Исполнительный директор немецкого агентства внешнеэкономической деятельности Germany Trade&Invest Михаэль Пфайффер полагает, что это связано с открытостью немецкого рынка для новых технологий.

«Если технология действительно инновационная, для рынка по большому счету не имеет значения, откуда она родом, клиент готов пробовать новые высокотехнологичные продукты», - говорит Пфайффер.

Аналогичной точки зрения придерживается Хайнц Пауль Бонн, вице-президент федеральной ассоциации информационной экономики, телекоммуникации и новых средств коммуникации Bitkom: по его словам, местный рынок с интересом принимает новые высококлассные технологии, а факт их происхождения из России, как правило, рассматривается достаточно позитивно.

Российские ИТ-компании приглашают работать на немецком рынке

В этом плане европейский рынок несколько отличается от американского, считает Сергей Шлоттхауэр, основатель немецкой компании Cynapspro, контроль в которой в конце 2011 г. приобрела российская компания InfoWatch. Переименованная в EgoSecure, недавно его компания вышла на российский рынок.

Если ИТ-рынок в Европе готов принимать новых игроков, то выйти на рынок США гораздо сложнее, поскольку в большинстве ИТ-секторов он достаточно прочно поделен между крупнейшими игроками, и шансы новичка влиться в него крайне малы, отмечает Шлоттхауэр.

Еще одной причиной, по которой вести бизнес в Германии зарубежным ИТ-компаниям выгодно, Михаэль Пфайффер называет то, что немецкий ИТ-рынок - крупнейший в Европе. В 2011 г. его оборот составил порядка 151 млрд евро, приводит данные Хайнц Пауль Бонн из Bitkom. Правда, поскольку это зрелый рынок, его рост не настолько бурный как в развивающихся регионах. В прошлом году, по данным представителя Bitkom, он вырос всего на 0,5%, а в 2012 г. ожидается рост на уровне 1,6%.

В числе преимуществ Германии как бизнес-площадки в целом немецкие эксперты отмечают ее территориальное расположение. «Географический центр Европы находится в Германии, что обеспечивает быстрый и простой выход и на другие европейские рынки», - говорит Пфайффер.

Он также отмечает хорошо налаженные транспортные коммуникации страны: Германию и Россию соединяют почти 400 рейсов в неделю, а добраться практически в любую точку Европы из Германии можно за 3 часа.

К привлекательным характеристикам Германии как бизнес-площадки немцы также относят нормативно-правовую базу страны. По данным специалиста Germany Trade&Invest Кристины Шен, коммерческая деятельность в стране в целом не регулируется нормами, которые ограничивали бы повседневную деятельность компаний, а в отношении основания компании между немцами и иностранными гражданами различий в законодательстве нет. «Учредить предприятие в Германии может кто угодно, независимо от гражданства или места проживания», - говорит она.

Размер налогового бремени от региона к региону в Германии может варьироваться: в некоторых из них налог на прибыль составляет 22,83%, а в среднем по стране находится на уровне 29,83%, приводит данные представитель Germany Trade&Invest. При данных показателях в организации считают местную систему налогообложения одной из наиболее привлекательных среди крупных промышленно развитых стран.

Компании, имеющие опыт работы в Германии, советуют начинать работу в новой стране не с нуля, а через уже существующие локальные команды. Именно так, например, поступила компания Abbyy, у которой офис в Германии существует с 2000 г. Разработка Abbyy базируется в Москве, а немецкий офис отвечает за продажи и маркетинг в Европе, а также занимается локализацией продуктов. Он был открыт на базе немецкого партнера компании Mitcom. С 2003 г. в Германии есть офис и у «Лаборатории Касперского». Поначалу компания пыталась руководить немецким филиалом силами московской команды, но довольно быстро заменила их местными специалистами.

Продавать в Германии должен немец, а в России - россиянин, считает Сергей Шлоттхауэр из EgoSecure: «С точки зрения ведения бизнеса и рынка существует такое множество тонких, но важных различий между Россией и Германией, что знать и учитывать их может только локальный партнер».

Имидж ИТ-компаний из СНГ в Германии неоднозначен, отмечает гендиректор EgoSecure, исходя из собственных наблюдений. С одной стороны, они славятся наличием собственных идей и передовых технологий, высококвалифицированными специалистами, обладающих высокой работоспособностью, приятными и гостеприимными партнерами. С другой стороны - может вызывать недоверие наличие у них некоторых слабостей в организации бизнеса, качество работ, текучка кадров и надежность партнеров.

Наталья Лаврентьева