ИТ-блок Сбербанка рассказал о противодействии сбоям, санкциям и кризису
Подводя итоги деятельности в 2014 г., ИТ-блок Сбербанка сообщил о 10-процентном сокращении на фоне кризиса ИТ-бюджета на 2015 г. В организации ведутся определенные работы в направлении импортозамещения, но при этом, как заверяют в банке, извне повлиять на работоспособность уже действующих зарубежных систем в настоящий момент технически невозможно.В Сбербанке рассказали об итогах 2014 г. для ИТ-блока и промежуточных результатах реализации ИТ-стратегии банка до 2018 г.
По словам старшего вице-президента Сбербанка Никиты Волкова, упомянутая стратегия была разработана и принята в конце 2013 г., а в прошлом году ее «коммуницировали» (по выражению Волкова) на все территориальные и дочерние банки.
«Мы видим основные наши достижения в области современных технологий в том, что у нас в разы увеличивается количество современных способов обслуживания клиентов», — говорит Волков.
В рамках стратегии в течение 2014 г. в Сбербанке происходило развитие удаленных каналов обслуживания российских клиентов: единого розничного интернет-банка, «Сбербанк бизнес-онлайн» (инструмента для обслуживания юрлиц и частных предпринимателей), мобильного банка и процессинга. Волков не располагал точными данными по 2014 г., но заверил, что в этих зонах банк ежегодно «растет в разы» — по количеству активных клиентов и их финансовых операций.
Также в прошлом году в банке проходило внедрение систем CRM и MDM (управление взаимоотношениями с клиентами и основными данными), развитие систем класса ERP и HCM (планирование технических и людских ресурсов предприятия) на базе решений SAP. Были проведены работы по внедрению системы управления рисками, происходило внедрение интеграционных решений (корпоративной сервисной шины и BPM — ПО для управления бизнес-процессами), а также развитие ИТ-инфраструктуры (ЦОД и каналы связи).
Никита Волков даже не рассматривает возможность того, что кто-либо из зарубежных ИТ-вендоров технически сможет ограничить использование своих продуктов в Сбербанке
Назвал Волков и области, в которых Сбербанку еще предстоит работать. «В период выполнения стратегии до 2014 г. не удалось наладить управление сложностью портфеля программ в силу того, что у нас появилось огромное количество новых сервисов, где мы не сумели должным образом планировать свои ресурсы», — сообщил он.
Кроме того в банке не до конца было отлажено процессное управление, а также оставляет желать лучшего надежность и масштабируемость критических систем (о сбоях в онлайн-сервисах Сбербанка CNews неоднократно писал). На всех этих направлениях организация намерена сосредоточиться в ближайшие годы.
Что касается активности Сбербанка за рубежом, то там, по заверению Волкова, в 2014 г. были успешно реализованы ключевые интеграционные проекты (кредитная фабрика, CRM, ERP, Murex), а также осуществлен перевод дочерних банков и компаний на работу по единой лицензионной политике группы.
«Стратегия Сбербанка в области инноваций говорит о том, что мы не стремимся быть первыми абсолютно на всех инновационных направлениях деятельности, но мы ставим перед собой задачу быть вторыми», — сообщает Волков. На практике это означает, что если какая-то технология проявила себя и завоевала популярность на рынке (не только в России), то банк в эту технологию начинает инвестировать и внедряет у себя с опозданием примерно в три-шесть месяцев.
По мнению главного архитектора ИТ в Сбербанке Андрея Хлызова, главными в 2014 г. были две большие программы.
Первая касается создания единой централизованной ИТ-платформы банка. Она была запущена еще в рамках предыдущей ИТ-стратегии в середине 2011 г. и должна завершиться летом текущего года. В ее реализации в разное время приняло участие 32 тыс. человек.
Андрей Хлызов: «Темой импортозамещения мы занимаемся. Речь идет о целом ряде элементов инфраструктуры. Альтернативы есть даже на уровне СУБД — не обязательно российские»
Как поясняет Хлызов, 3,5 года назад в каждом из территориальных банков были свои ИТ-системы (сочетание в различных конфигурациях систем как внешней, так и внутренней разработки). К настоящему моменту практически завершена их полная централизация, осуществленная силам дочерней компании «Сбербанк-Технологии». Ядро единой системы находится в Москве, в филиалах — тонкие клиенты.
Для понимания масштабов этой системы Хлызов приводит данные по объемам бизнеса Сбербанка. В настоящий момент в единой корпоративной системе содержатся данные о 2 млн счетов юрлиц, 400 тыс. кредитных договоров средних, крупных и крупнейших клиентов из числа юрлиц, 250 тыс. кредитных договоров микробизнеса и 7 млн обрабатываемых расчетных документов по счетам юрлиц в день.
Единый кредитный портфель частных клиентов Сбербанка включает 60 млн договоров, из которых действующими являются 15 млн. Ежедневно здесь происходит 80 тыс. выдач и 600 тыс. погашений по кредитам.
Единый центр обработки депозитов физических лиц располагает данными о 630 млн счетов, из которых 425 млн являются действующими (по остальным хранится их история в двухлетней перспективе). По этим счетам ежедневно осуществляется порядка 290 млн операций.
Единый платежный сервис банка (для биллинговых платежей) взаимодействует со 100 тыс. организаций (коммунальными службами, детскими садами, энергетическими компаниями и т. д.), в отношении которых происходит 6 млн платежей в день.
Вторая ключевая ИТ-программа банка касается повышения надежности всех критичных систем и инфраструктуры Сбербанка до так называемого уровня 99,99 — простой не более 52 минут в год. Ранее для разных систем этот показатель составлял различные величины и измерялся несколькими часами.
По словам Хлызова, программа была открыта в 2013 г. Изначально она была рассчитана на три года, но потом в нее были включены дополнительные системы и горизонт реализации отодвинулся еще на один год. Работой над проектом на постоянной основе занимается 1 тыс. человек.
Среди заявленных целей программы — перевод работы всех клиентских сервисов в режим круглосуточной доступности. «Те, кто пользуются «Сбербанком онлайн» знают, что ночью, например, со вклада деньги снять нельзя, — сообщает Хлызов. — В 2015 г. это станет возможным».
Для решения поставленных задач Сбербанку на фоне роста бизнеса также потребуется обеспечить постоянный запас производительности систем — на 6-9 месяцев вперед. Для этого их архитектура должна быть серьезно переработана.
По заверению Хлызова, за полтора года реализации программы суммарное время простоя критичных систем банка уже снижено в 4 раза, время простоя при проведении технологических работ — в 2,5 раза, количество инцидентов в системах — в 2,4 раза (как не трудно посчитать, с отдельными инцидентами в банке стали справляться быстрее).
К настоящему моменту критичные системы Сбербанка полностью продублированы. При этом, по словам Хлызова, существующая схема резервирования позволяет обеспечить восстановление систем при выходе из строя основного ЦОДа или его отдельных компонентов.
Говоря об эффекте программы, Хлызов также приводит данные по увеличению производительности банка, выражающемуся в росте количества осуществляемых транзакций. В частности в розничном интернет-банке (20 млн активных клиентов) этот показатель вырос в 5,7 раз и достиг 3,7 млн транзакций в день. В корпоративном интернет-банке (1,2 млн клиентов) — в 3,8 раза, до 1,5 млн в день. В мобильном банке (70 млн клиентов) — в 2,2 раза, до 50 млн в день. В процессинге (125 млн карт) — в 1,9 раза, до 54 млн в день. По вкладам и депозитам (425 млн открытых счетов) — в 3 раза.
Рассуждая на популярную сегодня тему импортозамещения, Хлызов заверяет, что в банке определенные работы в данном направлении ведутся. Речь идет о целом ряде элементов инфраструктуры (альтернативы есть даже на уровне СУБД, хотя и не обязательно российские), однако сообщить какие-либо подробности топ-менеджер отказался.
В развитие этой темы Никита Волков заявил, что в Сбербанке установлены очень жесткие стандарты внутренней безопасности — доступ во внутреннюю сеть крайне ограничен, в том числе и для вендоров. «Это сделано, чтобы в случае любого варианта развития событий никакие изменения в нашу систему не могли бы быть внесены без нашего ведома или желания, — поясняет он. — И имея оформленные юридические права на использование решений, мы сегодня даже не рассматриваем возможность того, что кто-то сможет нам что-либо запретить. Это невозможно механически и технически».
При этом Волков, разумеется, признает, что определенные риски в данном случае присутствуют. «Отказ от поддержки резко поднимет требования к нашей собственной команде и ее квалификации. Но этими рисками мы тоже управляем», — заключает он.
Отвечая на вопрос о сроках строительства МегаЦОДа Сбербанка в Сколково (второго федерального центра обработки данных), представители банка заявляют, что конкретного решения о старте работ пока не принято и разрешения на строительство в иннограде пока не получено. С некоторой долей вероятности проект может быть развернут на какой-то другой площадке. В настоящий же момент идет процесс детального проектирования ЦОДа, а его создание по планам должно начаться в следующем году.
ИТ-бюджет Сбербанка за 2014 г. станет известен в марте текущего года, когда компания опубликует соответствующую финансовую отчетность. Объем ИТ-бюджета на 2015 г. в банке не раскрывают, однако известно, что он будет сокращен примерно на 10% от ранее запланированной суммы.
«Когда мы разработали стратегию, мы заложили в нее вполне конкретные мероприятия, — поясняет Волков. — Ни от одного из них мы отказываться не собираемся. Однако при наступлении той ситуации, в которой мы все сейчас живем, часть некритичных проектов, намеченных на 2015 г., мы сочли возможным перенести на 2016 г.».
По словам топ-менеджера, подобные меры были предприняты и в других сферах деятельности банка — например, в части строительства.