Разделы

Бизнес Цифровизация

Как начать работать с X-данными

«Экономика впечатлений» становится все важнее для компании любой отрасли. Управление впечатлением заказчиков от бренда, продуктов и услуг, а сотрудников — от своей работы, становится не менее важно для предприятий, чем управление производственными и бизнес-процессами.

«Впечатления» для предприятий

О том, что на смену традиционной экономике товаров и услуг пришла экономика впечатлений (сначала потребителю нравится товар, а потом он уже сам начинает искать причины, почему он хочет купить именно его — и если неразумный продавец не вмешается в процесс, то непременно купит), начали говорить уже довольно давно. И помешать этой тенденции не смогли даже экономические кризисы, обычно рационализирующие выбор покупателей.

Долгое время, однако, считалось что экономика впечатлений — это нечто из мира B2C, и все, что требовалось от производителей — озаботиться внешним видом или понятным и удобным пользовательским интерфейсом своих продуктов и сайтов. Однако постепенно важность «впечатлений» осознают и на корпоративном рынке. Неслучайно на TechEd в Барселоне, втором из трех мероприятий традиционной осенней серии конференций SAP, много внимания было уделено возможности включения в бизнес-процессы интеллектуального предприятия не только операционных данных (O-data), но и данных о «впечатлениях» — X-data (от eXperience).

Experience — это, с одной стороны «опыт», с другой — «переживание». «Впечатление» находится где-то посредине и, наверное, наилучшим образом отражает очередное применение столь популярной в ИТ-отрасли буквы X.

SAP вплотную занялась экономикой впечатлений в конце прошлого года, когда осуществила одну из крупнейших за последнее время и, может быть, самых неожиданных, сделок — покупку компании Qualtrics за $8 млрд. Последняя специализируется на управлении впечатлениями — клиентов от бренда, продуктов и услуг, сотрудников — от рабочего места.

«Превратите клиентов в фанатиков, превратите сотрудников в послов, превратите бренды в религии», — столь довольно экстравагантным образом представляет продукты Qualtrics на своем сайте. Чем также создает необычное впечатление — обычно сайты компаний B2B-сектора себе таких вольностей не позволяют.

Большое место уделил «впечатлениям» в своем ключевом докладе технический директор компании Юрген Мюллер (Juergen Mueller), который представил стратегию SAP в области объединения «X-данных» с операционными данными. Именно их симбиоз, по словам Юргена Мюллера, даст возможность топ-менеджменту понимать не только, что именно происходит с их бизнесом, но и почему. «Мы хотим, чтобы вы стали «компанией впечатлений» — заявил он.

Облака превыше всего

Но, разумеется, не впечатлениями едиными была наполнена программа TechEd. Главным технологическим анонсом TechEd в Барселоне стало решение SAP HANA Cloud, которое, как пообещал техдиректор SAP, станет общедоступным уже в четвертом квартале текущего года — в виде подписки с оплатой «по мере использования». Он особо отметил, что SAP HANA Cloud дает возможность независимо увеличивать и уменьшать арендуемые вычислительные мощности и емкость для хранения данных (в «обычных» облачных решения докупая одно, волей-неволей клиенты вынуждены докупать и другое). Это, по его словам, позволит сделать переход в облака максимально гладким.

Юрген Мюллер убеждает слушателей, что облака и X-данные преобразят корпоративные ландшафты

Также в четвертом квартале станут общедоступными еще три новых версии продуктов — SAP Data Warehouse Cloud, SAP HANA Cloud и SAP Analytics Cloud.

Облачное хранилище данных SAP Data Warehouse Cloud, как полагают в SAP, способствует легкому переходу в облако за счет низкого порога входа и возможности масштабировать это хранилище данных по мере роста потребностей. Data Warehouse Cloud может быть развернуто как отдельно, так и в качестве дополнения к решениям SAP BW/4HANA или SAP HANA.

Облако SAP HANA, облачная версия СУБД SAP, может быть развернуто как отдельное решение, а также как облачная часть локальных сред клиентов.

Среди новшеств SAP Analytics Cloud — средства автоматизации процессов планирования, новые инструменты для создания прогнозов, средства упрощения создания сложных, многовариантных планов действий. Решение может использоваться само по себе, кроме того, его планируется встраивать в SAP SuccessFactors и в SAP S/4HANA.

Последний важный продуктовый анонс — грядущий выпуск программного пакета Business Intelligence BI 4.3. Среди достоинств новой версии — более удобный интерфейс, простота развертывания и поддержка новейших стандартов, тесная интеграция с SAP Analytics Cloud. Однако его выход — дело пока более отдаленное, в четвертом квартале выйдет только бета-версия продукта.

Глобальное партнерство

В Лас-Вегасе SAP объявил о расширении партнерства с Microsoft в области облачного блокчейна: клиенты компании получили возможность запускать свои блокчейн-приложения на SAP Cloud Platform, напрямую подключенной к Azure Blockchain Service. Благодаря этому общие клиенты SAP и Microsoft смогут использовать блокчейн в бизнес-процессах, связанных с отслеживанием цепочек поставок, происхождения продукции, предотвращать мошенничество и т. д.

В Барселоне упор был сделан на партнерство с другим лидером облачного рынка — Amazon. Дейв Браун (Dave Brown), вице-президент облачного подразделения Amazon Elastic Compute Cloud, в ходе выступления Юргена Мюллера рассказал о сотрудничестве SAP и Amazon. Из конкретных анонсов к TechEd было приурочено сообщение о том, что отныне в облаке Amazon станет возможным запускать SAP Data Custodian, решение позволяющее контролировать данные и приложения с такой детальностью, которая ранее была возможна лишь в частном облаке или в собственном дата-центре.

Востребованность в России

Комментируя анонсы TechEd-2019 Юрий Бондарь, заместитель генерального директора SAP CIS, заявил, что тема интеллектуального предприятия важна для России «уже сейчас». Особо он отметил платформу SAP Analytics Cloud. «Она становится универсальной платформой для таких приложений, как SAP S/4HANA, SAP C/4HANA, SAP SuccessFactors, SAP Data Warehouse Cloud и других решений» — говорит он. Также будут востребованы, по мнению Юрия Бондаря, новые облачные возможности по построению хранилищ данных и управлению корпоративной архитектурой данных SAP HANA Cloud и SAP Data Warehouse Cloud, возможности Extention Factory, нового стандарта расширения и кастомизации приложений SAP.

Что же касается партнерства SAP с облачными гигантами, то для России, как полагает Юрия Бондарь это пока «тема завтрашнего дня», но компания будет следить за тем, чтобы этот «день» не пропустить.

Итоги квартала — финансовые и внезапные

Спустя два дня после завершения TechEd в Барселоне SAP представила предварительные результаты третьего квартала. Выручка компании выросла на 13% (по сравнению с третьим кварталом 2018 г.) до €6,79 млрд, выручка от облачных сервисов — на 37%, до €1,79 млрд, выручка от продажи лицензий на ПО и поддержки — на 4%, до €3,839 млрд. Чистая прибыль компании увеличилась на 28% — до €1,259 млрд.

CEO компании Билл МакДермотт (Bill McDermott) выразил гордость такими результатами... и решил не продлевать контракт. Его сменили Дженнифер Морган (Jennifer Morgan) и Кристиан Кляйн (Christian Klein) — в SAP это не первый случай назначения равноправных со-руководителей компании.

Дженнифер Морган занимала должность президента Cloud Business Group, курируя Qualtrics, SAP SuccessFactors, SAP Ariba, SAP Fieldglass, SAP Customer Experience и SAP Concur. Кристиан Кляйн до нынешнего назначения был главным операционным директором компании, а также курировал разработку продукта для флагманского ERP-решения SAP S/4HANA.

Новые руководители SAP, бывший CEO и Хассо Платтнер (Hasso Plattner), сооснователь компании и председатель наблюдательного совета SAP, обменялись приличествующими такому случаю изъявлениями благодарности предшественнику за результаты и Хассо Платтнеру за доверие, выражениями уверенности в высоких деловых качествах преемников. Первоначально было объявлено, что Билл МакДермотт до конца года останется при новых руководителях советником — с целью обеспечения гладкости перехода власти в новые руки.

На совместном снимке Билл МакДермотт, Дженнифер Морган и Кристиан Кляйн олицетворяют уверенность SAP в завтрашнем дне

Однако уже 22 октября компания ServiceNow объявила, что экс-глава SAP становится ее президентом и CEO. Билл МакДермотт прокомментировал это событие, опять не поскупившись на эпитеты, заявив, что он уволился, дабы занять пост в «одной из самых захватывающих инновационных и растущих компаний в мире».

И сам внезапный уход гендиректора, и его немедленное появление на новой позиции не могли не вызвать ощущение у многих аналитиков, что в SAP что-то пошло не так и уход генерального директора — лишь симптом неурядиц. Но на фоне растущих показателей компании сколько-нибудь внятных объяснений (кроме того, что дорогостоящие приобретения последнего времени, включая вышеупомянутую Qualtrics, не способствуют развитию основного бизнеса компании) пока не появилось.

Дмитрий Гапотченко