Спецпроекты

Максим Агаджанов, «Газпромбанк Лизинг»: Как получить 3D-принтер, не тратя миллионы на его покупку

Бизнес Телеком Интеграция Техника

Лизинг привычно ассоциируется с автомобилями, но в эпоху цифровизации важнее подобный способ потребления ИТ. О том, как лизинг технологий меняет малый и средний бизнес, промышленные предприятия и даже авиационную отрасль, в интервью CNews рассказал Максим Агаджанов, генеральный директор Газпромбанк Лизинг.

CNews: Привычно думать, что лизинг — понятие, касающееся автомобильного или авиационного рынка. Каким образом формат финансовой аренды проник в мир ИТ?

Максим Агаджанов: Да, действительно лизинг зачастую ассоциируется исключительно с автомобилями, вагонами, самолетами и так далее. Российскому рынку лизинга почти 30 лет, сам я занимаюсь им уже 16 лет. Честно скажу: если бы мне в начале карьеры сказали, что в лизинг можно будет поставлять 3D-принтеры, я бы не поверил.

А сейчас лизинг ИТ- и телеком-оборудования становится постепенно привычной для рынка историей, как лизинг, скажем, нефтегазового оборудования. Хотя доля данного сегмента в общем срезе портфеля лизингового рынка невелика — до 1%. Однако определенная динамика роста наблюдается — по итогам первого полугодия 2019 года доля сегмента «телекоммуникационное оборудование, оргтехника и компьютеры» в объеме нового бизнеса лизинговых компаний выросла в восемь раз. Считаю, что это совершенно логичное следствие цифровизации и внедрения новых технологий.

CNews: Давайте с примерами: какие у вас были интересные сделки в последнее время?

Максим Агаджанов: В этом году мы профинансировали достаточно необычный для нас предмет лизинга — 3D-принтер ProX 320. Он будет использоваться на базе лаборатории аддитивных технологий Центрального института авиационного моторостроения им П.И. Баранова для разработки конструкций газотурбинных авиадвигателей из металлических порошковых композиций. Далее эти наработки будут уже внедряться непосредственно в авиационную отрасль.

3D-принтер ProX 320 будет использоваться для разработки конструкций газотурбинных авиадвигателей

CNews: Это очень удивительно.

Максим Агаджанов: Да, дело в том, что повышение уровня требований к качеству производимой продукции, не важно, какой — от выпекания хлебобулочных изделий до авиации — будет только способствовать внедрению высокотехнологичного оборудования ускоренными темпами. Это совершенно оправдано. Во-первых, чтобы сохранить свое место на рынке, нужно, безусловно, идти в ногу со временем; внедрять цифровые технологии внутри своей компании и предлагать клиентам сервисы, которые созданы на базе этих же технологий. Потребители становятся более притязательными и уже недостаточно просто предоставить товар или услугу — необходимо делать это быстро и, как правило, адресно, индивидуально. Цифровая трансформация решает эту проблему.

Во-вторых, использование аддитивных технологий позволяет экономить. К примеру, профинансированный нами 3D-принтер системы ProX320 производит высококачественные металлические изделия, снижая при этом потери и отходы производства. К слову, нельзя забывать про возрастающие в последнее время экологические требования. В силу крайне низкого содержания кислорода в камере построения, 3D-принтер создает химически чистые изделия. Такие принтеры находят применение не только в авиаотрасли, но и в судостроении, медицине, автомобилестроении и прочих секторах. Так что, совершенно точно можно сказать, что за аддитивными технологиями — наше будущее, впрочем, как и за искусственным интеллектом, большими данными и другими элементами Индустрии 4.0.

CNews: Купить 3D-принтер, который будет использоваться на производстве, — это вообще дорогое удовольствие?

Максим Агаджанов: Если предприятие приобретет 3D-принтер или любое другое высокотехнологичное оборудование в лизинг, то это не так дорого. В зависимости от комплектации, модели и назначения, такие принтеры могут стоить порядка 100 млн рублей и более. Конечно, можно выплатить их сразу, изъяв из оборотных средств, но гораздо выгоднее — в течение нескольких лет платить ежемесячные платежи, а по окончании договора выкупить по символической остаточной стоимости.

3D-принтер системы ProX320 производит высококачественные металлические изделия, снижая при этом потери и отходы производства

В принципе, в этом и заключается лизинг. Вы получаете имущество сразу, пользуетесь им, получаете доход и из этого дохода выплачиваете лизинговые платежи. Важно также отметить, что по желанию клиента балансодержателем может стать лизинговая компания. И, как правило, при лизинге залог не требуется, что в том числе отличает его от кредита.

CNews: Вы упомянули искусственный интеллект. А вы слышали о создании отдельной подкомиссии для реализации федерального проекта по искусственному интеллекту? Возможно ли внедрение ИИ в лизинговой отрасли?

Максим Агаджанов: Мы, безусловно, поддерживаем активное распространение и внедрение технологий искусственного интеллекта в разных секторах и отраслях экономики. Наиболее перспективными здесь выглядят телеком и финсектор. Выгода от ИИ очевидна — это и повышение уровня риск-менеджмента, и сокращение времени и затрат на реализацию многих процессов, в которых существует более или менее унифицированная система обработки информации. В разрезе лизингового рынка ИИ тоже найдет себе применение.

CNews: Вы упомянули, что компаниям стоит цифровизироваться и внутри. «Газпромбанк Лизинг» делает это?

Максим Агаджанов: Уже сделал. Газпромбанк Автолизинг (входит в группу компаний Газпромбанк Лизинг) совместно с облачным провайдером компании МТС #CloudMTS реализовала комплексный проект по построению всей корпоративной ИТ-структуры и клиентских сервисов на основе облачной модели — без единой серверной. В облако были перенесены, например, «Личный кабинет» клиентов, в которых можно подписывать договоры по автолизингу без посещения офиса с помощью ЭЦП, а также сервис «Автомаркет», который позволяет выбрать автомобиль из более чем 170 тыс. предложений. Там же — в облаке — теперь обитают мобильные приложения компании для iOS и Android. Собственно, Газпромбанк Автолизинг — первая российская лизинговая компания, работающая в облаке.

CNews: Какова экономика проекта?

Максим Агаджанов: Мы создали специализирующуюся на автолизинге компанию для ИП и МСБ в августе прошлого года, а сегмент легкового и грузового транспорта является одним из самых высококонкурентных в лизинге. На него приходится порядка 36% общего портфеля лизинговых компаний по итогам девяти месяцев 2019 года. Поэтому мы изначально решили, что все сервисы будут цифровыми. Это позволило нам быстро войти в рынок и в считанные дни начать открывать офисы по всей России.

CNews: Сколько их появилось в этом году?

Максим Агаджанов: С начала 2019 года — 22 офиса. Вся их ИТ-инфраструктура расположена в облаке #CloudMTS — все внутренние учетные системы, бизнес- и офисные программы. Всего же у нас 25 офисов. Уверенно могу сказать, что облачные технологии позволяют в разы быстрее масштабировать бизнес, сокращая время и затраты на организацию ИТ-инфраструктуры новых филиалов. Кроме того, использование облачных ресурсов позволило нам оптимизировать текущие издержки на ИТ в среднем на 25-30% ежемесячно.

CNews: А почему это выгодно для ваших клиентов?

Максим Агаджанов: Процесс оформления автомобиля в лизинг — от подачи клиентом заявки до подписания лизингового договора — сократился до одного рабочего дня. Это стало возможным благодаря тому, что облачные технологии МТС обеспечили высокую скорость работы наших клиентских приложений — до 10 раз быстрее в сравнении с традиционным подходом.

CNews: Раз уж мы затронули тему автолизинга: какие марки машин пользуются наибольшей популярностью?

Максим Агаджанов: Наши клиенты — представители малого и среднего бизнеса — выбирают автомобили российских производителей. По итогам девяти месяцев 2019 года можно говорить, что в разрезе легкового и легкого коммерческого транспорта лидирует Lada с долей в портфеле 12%, на втором месте ГАЗ (11%), на третьем — Volkswagen (9%). Среди грузовиков с большим отрывом лидирует отечественный КамАЗ с долей 37%.

Максим Агаджанов: Процесс оформления автомобиля в лизинг сократился до одного рабочего дня

Такой выбор наших клиентов обусловлен, прежде всего, ценой. Допустим, среди модельного ряда Lada в легком коммерческом транспорте наибольшую популярность имеет Lada Largus (доля в портфеле — 6%), потому что ближайший к ней конкурент стоит уже в два раза дороже. Плюс, приобретение такого транспорта активно поддерживается государством по программе субсидирования Минпромторга России. Скидка в размере до 12,5% на авансовый платеж, поверьте, для малого бизнеса имеет большое значение. Поэтому лизинг автомобилей, в том числе за счет господдержки, из года в год растет, а по итогам девяти месяцев текущего года объем автолизинга вырос на 23% относительно уровня 2018 года.

CNews: А Tesla вы не собираетесь предлагать в лизинг? Все-таки этот автомобиль как никакой другой ассоциируется с цифровизацией и искусственным интеллектом.

Максим Агаджанов: Мы все-таки исходим из потребностей наших клиентов. Мы видим спрос на отечественные машины и зарубежные автомобили уровня масс-маркет. Поэтому если будет прогнозируемый спрос на лизинг Tesla, то будем решать…


Событие месяца

CNews FORUM 2019 прошел с рекордным успехом

- Более 1,5 тысяч гостей     - 100 экспертных докладов   - 50 инновационных стендов

Взгляд месяца

Самая непростая ситуация — с импортозамещением СУБД

Денис Терещенко

заместитель руководителя ФТС