Разделы

ПО Бизнес Цифровизация

Илья Черкасов, «МаксимаТелеком»: Платформы объективного контроля помогают управлять городом и производством

С чего начать процесс цифровизации в компании? Насколько сложен и дорог этот процесс? Нужно ли готовиться к ней, создавая необходимую инфраструктуру? Какую роль в этих проектах играют платформы объективного контроля? Ответы на эти вопросы — в интервью Ильи Черкасова, заместителя генерального директора «МаксимаТелеком» по инфраструктурному бизнесу.

CNews: В последние годы много говорится о цифровизации. Однако каждый видит за этим понятием что-то свое. Что такое цифровизация в вашем понимании?

Илья Черкасов: Безусловно, существует масса определений цифровизации. Для одних это хайп, для других — возможность провести исследования, подтвердить гипотезы и найти точки роста. Для нас цифровизация — это практический инструмент повышения эффективности бизнеса наших партнеров и заказчиков на основе объективной картины о его состоянии, анализа технологических и бизнес-процессов, сведения к минимуму человеческого фактора, автоматизации рутинных операций и внедрения системы поддержки принятия сложных решений.

CNews: Как получить эту единую объективную картину?

Илья Черкасов: Здесь необходимо посмотреть на цифровизацию на нескольких уровнях. Первый — физический. Для предприятия подбирается необходимая инфраструктура: датчики IoT, камеры машинного зрения, лидары, микрофоны и другие устройства, позволяющие сформировать объективную картину состояния объекта, например, подвижного состава. Второй уровень — это обеспечение постоянной связи с этим объектом. Мы называем это connectivity, связующей средой, которая помогает передавать и объединять получаемую информацию. Третий — платформы объективного контроля для обработки данных. Они интегрируют данные с системами управления предприятием, обеспечивая принятие управленческих решений и автоматизацию рутинных процессов на различных этапах. При этом часто оказывается, что на физическом уровне необходимые датчики уже присутствуют, но на уровне платформ данные просто не используются или не встроены в текущие процессы.

CNews: Какие технологии уже существуют для этого? Какие еще надо создавать?

Илья Черкасов: Технологии «Индустрии 4.0» шагнули далеко вперед: это машинное зрение, нейронные сети, искусственный интеллект, дополненная реальность. Сейчас основная задача — выбрать из них наиболее доступные и эффективные, которые с минимальными затратами позволят получить максимум эффекта. Чем мы и занимаемся, разрабатывая наши решения и цифровые сервисы для B2B и B2G.

CNews: Если говорить о России, то для каких отраслей это особенно актуально?

Илья Черкасов: Это актуально практически для всех отраслей. В первую очередь, для городского хозяйства, транспортной инфраструктуры, промышленности, машиностроения. Например, цель цифровизации городской среды – рост качества жизни горожан, их комфорта и повышение эффективности работы городских служб. И здесь платформы объективного контроля выходят на первый план в процессах управления городом – наличие «единой версии правды» для госзаказчика и его многочисленных подрядчиков позволяет объективно оценивать объемы выполненных работ, снижать количество спорных ситуаций и автоматизировать биллинг за оказанные городу услуги. Тем самым выстраивается доверительная среда одинаково доступная для всех участников процесса.

Илья Черкасов: «Для нас цифровизация — это практический инструмент повышения эффективности бизнеса»

Для промышленности, машиностроения, добывающих отраслей системы объективного контроля позволяют получить точную информацию об использовании ресурсов — людей, техники, оборудования, распределять их с большей эффективностью на всех этапах производственного цикла.

CNews: Как развивается направление платформ объективного контроля в вашей компании?

Илья Черкасов: Мы исторически начинали работу с транспортного комплекса — первыми в мире дали людям доступ в интернет благодаря созданию сети Wi-Fi в Московском метрополитене — огромной и одной из самых технически сложных локаций. Затем на базе технологий высокоскоростной связи мы начали цифровизацию транспортного сектора, разработку решений и сервисов, и поняли, что для заказчиков, у которых много подрядчиков, важно иметь объективную картину о состоянии десятков и сотен процессов в едином виде и удобном интерфейсе.

Ее позволяет получить платформа объективного контроля. Она за счет датчиков, камер машинного зрения или других детекторов фиксирует состояние объекта, а затем с помощью искусственного интеллекта обрабатывает их и отслеживает изменение во времени, сохраняя при этом архив с параметрами каждого объекта и сопоставляя их с эталонными данными. Например, в 2020 году мы внедрили платформу объективного контроля за вывозом снега в Москве. На 48 снегоплавильных пунктах была установлена система измерения объема вывезенного снега. Она в реальном времени показывает руководству города полную картину по объему вывозимого со столичных улиц снега, включая мониторинг ключевых статистических показателей. Платформа обеспечивает высокую точность измерений: погрешность не превышает 3%. Таким образом удалось перейти от ручного к автоматическому измерению объемов снега с помощью проверенных и сертифицированных средств. Теперь на основе нашей системы формируется биллинг с перевозчиками. Мы считаем эту платформу одним из базовых решений по цифровизации городского хозяйства.

Сейчас также в Москве внедряется наша универсальная мультисервисная платформа для наземного городского пассажирского транспорта. Она анализирует данные, получаемые с автобусов, электробусов, трамваев. В платформе задействованы десятки датчиков и бортовых систем. Например, система видеонаблюдения и акселерометры помогают контролировать качество вождения. Модуль анализа данных автоматически выявляет безбилетников и анализирует пассажиропоток. Мониторинг работоспособности оборудования по телеметрии отслеживает работу климатического оборудования, исправность дверей и так далее. Все эти данные помогают городу более эффективно использовать общественный транспорт и соблюдать график движения, обеспечивать предсказуемость, тактовость движения, качество транспортных услуг и, в конечном итоге, высокий уровень комфорта пассажиров в поездках.

Мы реализуем пилотный проект по контролю состояния подвижного состава в одном из депо метрополитена. Система на основании данных видеокамер с машинным зрением оценивает, как внешнее состояние вагонов, например, целостность кузова и стекол, работу электрических приборов, так и состояние узлов и агрегатов, проводя тепловизионный контроль узлов вагонной тележки, температуры букс, анализ толщины токоприемников, наличия шплинтов, гаек и других крепежных элементов ходовой части. На основе сравнения эталонных значений с полученными в режиме реального времени данными делается вывод о состоянии механических элементов, выявляются виброакустические аномалии и шумы, происходит анализ тележки на дефекты и повреждения. Во время захода поезда в депо проводится более тысячи автоматических измерений состояния подвижного состава. Обнаружив аномалию, платформа сообщает о ней диспетчеру, который принимает меры по устранению проблемы. Система позволяет на 15%-20% сократить время на приемку состава, снизить влияние человеческого фактора и перевести большую часть ручных операций в цифровой вид.

Более чем на 30% сокращается время на обслуживание благодаря носимым устройствам – работник получает наряд на выполнение работ на смартфон или очки дополненной реальности, в реальном времени заказывает запчасти и инструменты под конкретную задачу, получает подсказки по исполнению задачи и фиксирует объем выполненных работ.

В современных вагонах мы объединяем данные с видеокамер с телеметрией подвижного состава, интегрируемся с другими системами. Для вагонов ранних серий используются системы внешнего объективного контроля, датчики, дистанционные камеры машинного зрения. Переход к таким решениям в депо помогает сформировать цифрового двойника, который сопровождает подвижной состав на всем периоде его жизненного цикла.

CNews: То есть использование такой системы не требует замены всего парка оборудования?

Илья Черкасов: В этом и заключается основное преимущество: систему можно использовать прямо сейчас. Внедрение цифровых решений часто тормозят стереотипы, что цифровизация требует огромных инвестиций в инфраструктуру. Но это не так. Мы подходим к цифровизации поэтапно, что позволяет на базе уже имеющейся инфраструктуры минимальными средствами достичь высоких показателей эффективности. Например, платформа объективного контроля подвижного состава охватывает все этапы сервисного обслуживания. И при этом не требуется дооснащать каждый объект контроля дорогими датчиками или строить ЦОД. Технологии машинного зрения, видеоаналитики и дистанционного контроля в основе решения помогают отстроить процесс и автоматизировать большинство операций, выполняемых вручную.

CNews: Какие еще решения можно внедрить в сфере городского хозяйства и управления?

Илья Черкасов: Сейчас пилотируется решение по контролю вывоза строительного грунта и других сыпучих отходов, которое позволит контролировать объемы вывоза в строительстве и переработке отходов, позволяя всем участникам процесса видеть единую картину, и с помощью машинного обучения в перспективе строить модели для планирования логистики с учетом накопленных данных.

CNews: А что вы предлагаете промышленным предприятиям?

Илья Черкасов: На производстве очень актуальны цифровые системы контроля и поддержки процессов технического обслуживания и ремонта. Наше решение помогает контролировать все действия персонала: своевременный приход на работу, использование СИЗ, вести мониторинг перемещений по предприятию. Оно объединяет биометрическую систему на базе технологии распознавания лиц и RFID-карты для идентификации работника, видеоаналитику для контроля нахождения людей в определенных зонах и наличия посторонних предметов в производственном периметре. Решения с использованием IoT и машинного зрения позволяют определять местонахождение с точностью до метра. Это помогает предотвращать инциденты, связанные с промышленной безопасностью.

Илья Черкасов: «Архитектура наших платформ предусматривает гибкое масштабирование на любое количество процессов»

Кроме того, как я уже говорил, у нас есть платформа с возможностью подключения носимых устройств — планшетов или очков дополненной реальности, которые позволяют не только контролировать работу персонала, но и привлекать для ее выполнения сотрудников более низкой квалификации — они могут выполнять ее при дистанционной поддержке экспертов. Это особенно актуально, когда надо отправить специалиста на удаленное предприятие. Фактически, работник через виртуальные протоколы связи получает советы от эксперта, находящегося в другом месте.

Системы объективного контроля позволяют без участия человека оценить текущее состояние объекта, а большие данные — построить модель, на основании которой становится ясно, выходит ли из строя тот или иной узел, и настало ли время провести его техническое обслуживание или ремонт.

CNews: Какая инфраструктура должна быть уже создана заказчиком, чтобы внедрить платформу?

Илья Черкасов: Любой проект начинается с анализа текущих бизнес-процессов и аудита существующей инфраструктуры предприятия. Затем определяются минимальные требования к физическому уровню: наборы и типы датчиков, каналы связи для взаимодействия с платформой, ERP-система, система бизнес-анализа и поддержки принятия решений. И уже затем мы формируем дорожную карту по внедрению платформ объективного контроля в процессный ландшафт. Разрабатывая такие цифровые решения, важно учесть весь жизненный цикл объекта цифровизации. Архитектура наших платформ предусматривает гибкое масштабирование на любое количество процессов с учетом их отраслевой специфики.