Разделы

Бизнес Импортонезависимость Техника

6 причин выбирать сервер российского «белого» производства

ИТ-рынок в РФ радикально изменился, но противостояние российское/глобальное при выборе компонент для построения корпоративного ИТ-рельефа по-прежнему актуально, хотя и приобрело новые формы. Рассмотрим ситуацию на примере серверного оборудования.

Сегодня российский ИТ-рынок переживает крайне непростые времена. Несмотря на значительные изменения спектра предложений, вызванные уходом крупнейших глобальных производителей, и беспрецедентное санкционное давление, рынок выстоял и продолжает развитие. Рассмотрим, как выглядит ситуация в серверном сегменте, наиболее сложном, но и наиболее значимом для большинства российских компаний.

Особенность момента в том, что сейчас российские компании – естественные монополии, крупные корпорации, «облачные» провайдеры, предприятия сегмента SMB и др. – стоят перед сложным выбором: для выработки ИТ-стратегий нужно определиться с поставщиками серверного оборудования, с которыми будут работать в обозримом будущем. Какие варианты присутствуют на рынке?

Какие серверы присутствуют на рынке

По происхождению серверные решения можно разделить на четыре (!) варианта.

Импортные серверы на рынке все же присутствуют. Это продукция вендоров из стран, не присоединившихся к санкциям (прежде всего, из Китая), а также решения глобальных вендоров, официально ушедших из страны, но присутствующих в каналах «параллельного импорта».

«Красная сборка» – термин, бытовавший в 90-е, но сохранившийся и сейчас для продуктов, произведенных российскими компаниями по западным образцам. Это «отверточная сборка», в которой практически отсутствуют собственные разработки российских компаний, поставляющих эти серверы.

По происхождению серверные решения можно разделить на четыре варианта

«Белая» российская сборка – продукция российских вендоров, которые имеют экспертизу, достаточную для проектирования серверов, а также для разработки оригинальных компонент, и возможности производства этих компонент. Таких вендоров пока еще очень мало, но они уже есть.

Вторичный рынок, на котором присутствуют серверные решения всех упомянутых выше типов.

Дешевая сборка или качественный продукт

Потребности в вычислительных ресурсах у российских компаний продолжают расти, причем местами даже опережая усредненные запросы мирового рынка. Объективных причин для таких запросов со стороны российских компаний несколько: во-первых, ИТ должно обеспечивать работу и развитие бизнеса в любых условиях, в том числе опережающего развития. Во-вторых, перестал быть доступным ряд форматов, позволяющих использовать сервисы мировых гиперскейлеров, хотя и остались российские компании, предоставляющие такие услуги».

Очевидно, что в таких условиях российские компании, разрабатывая стратегии, сильно рискуют, если делают ставку на решения с «вторичного» рынка. Ведь это оборудование уже зачастую отработало достаточно большой ресурс, и вероятность сбоев и поломок существенно возрастает. К тому же для него будет отсутствовать полноценная поддержка, сервис, обеспечение запчастями, обновление ПО и прочие необходимые вещи для поддержания в рабочем состоянии на значительном временном интервале. Надежность таких систем будет чем дальше, тем хуже.

«Красная сборка» в традиционном варианте может удовлетворить некоторых не очень требовательных и/или некрупных заказчиков. Создание серверных решений методом «отвёрточной сборки», который не предполагает собственной глубокой экспертизы и собственных разработок в области компонент, вряд ли позволит создавать решения, которые обеспечивают надежность и бесперебойность функционирования системы, уверенность в безопасности работы, отсутствие «встроенных закладок» или дыр в защите, что крайне важно в современных реалиях).

Остается два варианта: или продолжать работать с продукцией глобальных поставщиков с плохо понятной перспективой и сильной зависимостью от третьих поставщиков, находящихся под постоянной угрозой ликвидации каналов и самих поставщиков, или делать ставку на российские «белые» серверы. Сразу отметим, что речь не идет о ситуациях, в которых в силу требований регуляторов требуются использование только компьютеров, отвечающих требованиям «российского происхождения». Тут выбор будет очевиден: пусть формальные требования для соответствия «российскому происхождению» достаточно жесткие, пусть их достаточно часто меняют, но требования регуляторов надо выполнять.

Сосредоточимся на технических и маркетинговых особенностях серверов, поставляемых из-за границ, и российского «белого» производства.

Потребности в вычислительных ресурсах у российских компаний продолжают расти

Преимущества «белых» объективны

Будем рассматривать преимущества для серверов российской «белой» сборки. Заметим, что они практически такие же для другого цифрового оборудования: ПК, программно-аппаратные комплексы (например, NGFW и др.). Но мы все же сосредоточимся на примере серверов.

1. Стабильность поставок. Пусть продукция глобальных вендоров присутствует в канале – «параллельный импорт» работает – но этот формат поставок по понятным причинам нестабилен, его могут ограничить или пресечь как на вендорском, так и на государственном уровнях. В таких условиях наладить стабильные поставки – как по срокам, так и по ценам – невозможно в принципе.

2. Наличие постпродажной поддержки – как консультационной, так и технической – крайне важно для серверов. У российских «белых» вендоров поддержка серверов осталась на прежнем уровне, характерном для решений корпоративного класса, а продукция глобальных вендоров такую техподдержку утратила. Конечно, российские компании «подхватили» техподдержку серверов НР, Dell и других, но соответствующие структуры создавали в спешке, без привычных форматов взаимодействия с вендорами, не прошли проверку временем и вряд ли ее пройдут. Техническая поддержка «без вендора» означает отсутствие возможности получить от производителя патчи, обновления, консультацию специалистов в сложных условиях, разработку дополнительных элементов при необходимости (например, драйверов к новым устройствам) и т.д., а также – фирменные компоненты для замены вышедших из строя. Все это неизбежно будет приводить к постепенной деградации ИТ-инфраструктуры, построенной на продукции глобальных брендов.

3. Коллаборации с вендорами российского корпоративного и системного софта. В современных условиях для российских заказчиков важны совместимость, оптимизация и балансировка серверных решений для работы с российскими же «операционками», системами виртуализации, прикладными программами и т.д. Поддержка Astra, «Р-Платформа», ROSA, «», «Аккорд», Tionix, «Касперского» и других вендоров важна на протяжении всего жизненного цикла серверного оборудования. ИТ-инфраструктура в современных условиях постоянно развивается, поэтому для обеспечения стабильности работы ИТ и, соответственно, непрерывности бизнес-процессов, важная поддержка находящихся в контакте производителей софта и железа.

4. Предсказуемость развития. Российские «белые» вендоры располагают «дорожными картами», охватывающими среднесрочные перспективы развития оборудования, на которые можно ориентироваться заказчикам. Использовать в качестве ориентира планы глобальных производителей для планирования развития ИТ-рельефа крайне проблематично – невозможно предположить, какие модели и по каким ценам будут доступны через год-два. Сбор и последующий анализ технической информации о поведении ранее развернутого серверного оборудования в работе под различными нагрузками, о сервисных инцидентах и прочих данных позволяет совершенствовать как новые продуктовые линейки, так и повышать эксплуатационные характеристики уже установленных решений. Зачастую для этого достаточно обновить драйвера, внести изменения в BIOS, выпустить патчи и т.д.

5. Гибкость. Для заказчиков важна возможность заказа серверов с нужной конфигурацией, включая как базовые параметры, так и, например, реализацию поддержки проприетарных интерфейсов, наличие оригинальных программно-аппаратных комплексов защиты информации и т.д. С российскими вендорами такое возможно, с глобальными – увы! – уже нет. Напомним, что вендор, предоставляющий решения корпоративного уровня, для своих серверных продуктов создает достаточно много программного обеспечения на «нижних уровнях» -- в драйверах, BIOS и т.д. Это имеет критически важное значение, обеспечивая возможность работы на российском BIOS или с ПО, управляющим всем серверным парком, и т.д.

6. Сертификация и соответствие другим требованиям национальных регуляторов для изделий локального производства характерны, а для импортных компьютеров сегодня стали крайне проблематичны по понятным причинам. Наличие различной сертификации – по уровню электромагнитного излучения, соответствию требованиям инфобезопасности и т.д. – бывают критично по вполне понятным техническим причинам. Однако, для заказчика сертификация и подтвержденное соответствие оборудования ряду других формальных требований – пусть иногда еще не вполне устоявшихся, ведь тут «правила игры» меняются по ходу развития событий – означает в первую очередь снижение бизнес-рисков.

При разработке стратегий развития ИТ-рельефа становится очевидно, что смотреть придется не на начальные затраты, а на стоимость владения

За «белые» преимущества придется платить

Смена поставщика серверных решений всегда – в том числе, и с глобального на российского – требует от корпоративного заказчика существенных инвестиций. Прежде всего, в тестирование оборудования в периметре своей инфраструктуры, налаживание технических связей с вендором и его партнерами, обеспечение дополнительных затрат на администрирование в рамках единой системы оборудования разных производителей и т.д.

Российские «белые» серверы по цене самого «железа» не являются ценовыми лидерами. Инвестиции в разработку, тестирование, сертификацию, внесение в реестр, проверку работы в различных средах, а также затраты на обеспечение доступной сервисной поддержки корпоративного уровня на всей территории страны включены в стоимость «белых», но отсутствуют, например, у серверов «красной сборки». Вот тут становится очевидной дороговизна «красной сборки» и приобретенного по каналам «параллельного импорта» – у этих серверов сегодня или отсутствуют технологические решения, обеспечивающие управляемость при работе в составе инфраструктуры, или таковые оказываются с ограничениями (что-то уже недоступно, что-то под рисками блокировки).

При разработке стратегий развития ИТ-рельефа становится очевидно, что смотреть придется не на начальные затраты, а на стоимость владения. Сюда входят затраты на интеграцию оборудования в инфраструктуру, на обслуживание и т.д. Обслуживание – охват территории сетью фирменных сервисных центров, их зрелость и т.д. – тоже нужно учитывать. Для времени реагирования нужно наличие сервисного центра в близи от площадки, где будет эксплуатировать сервер (а не в ближайшем мегаполисе, который может быть удален на тысячи километров), а сервисному центру нужда налаженная логистика, обученный персонал и другая поддержка от вендора, что в итоге тоже изначально включено в стоимость оборудования. Приобрести сервис нужного уровня отдельно от серверов вряд ли возможно, что практически исключает ориентацию на «красную сборку» или «параллельный импорт» в планировании стратегий развития корпоративного ИТ.

Анализ показывает, что целый ряд важнейших факторов мотивирует к выбору вендоров, поставляющих российскую «белые» серверы

Вместо заключения

Общие правила бизнеса требуют минимизации рисков, а это сегодня можно сделать лишь начав аккуратно и выверенно перестраивать ИТ-инфраструктуру, переводить ее на «белые» российские серверы. Это путь очень сложный и технически, и организационно, требующий при этом серьезных экономических вложений. Но другие варианты будут бесперспективны: ставка на «параллельный импорт» и, тем более, на «б/у» возможны только в оперативных вопросах, но не в стратегии, так как в перспективе приведут к затратам в попытках поддержки ветшающего здания все более устаревающей ИТ-инфраструктуры без возможности развития с нужными темпами. Чем раньше корпоративные заказчики определятся с осознанным выбором вектора развития серверной составляющей, тем более плавно и спокойно будет идти перестройка ИТ-инфраструктуры, нужной для бизнеса и для решения государственных задач.

Выбор вендора серверных решений – как поставщика оборудования и сопутствующих сервисов и как технологического партнера – всегда был весьма непростой задачей, требующей учета множества факторов. Наставшая неопределенность как в политической, так и в экономической обстановке, делает этот выбор еще сложнее. Но аккуратный анализ показывает, что целый ряд важнейших факторов мотивирует к выбору вендоров, поставляющих российскую «белые» серверы. Это давно присутствующие на национальном рынке компании, активно работающие для обеспечения клиентам широкого спектра оборудования и услуг, причем на корпоративном уровне качества – и сейчас, и в перспективе.