Разделы

Бизнес Цифровизация Облака

Павел Токарев, «Инферит Клаудмастер»: FinOps-практики снижают расходы на управление облачными сервисами на 30%

В 2023 году объем российского рынка облачных инфраструктурных сервисов вырос на 33,9% до 121 млрд руб. В 2024 году эксперты ожидают аналогичную динамику, и в ближайшие пять лет темпы не замедлятся. Облачные решения обеспечивают компаниям быстрый запуск ИТ-сервисов, поддерживая ускоренную цифровую трансформацию. В то же время, по данным Forrester, 94% компаний отмечают неэффективное расходование облачных ресурсов, а по другим оценкам, до 30% затрат на облачные технологии могут быть оптимизированы. По опросам FinOps Foundation, 61.8% компаний все еще находятся на начальном уровне зрелости практики управления расходами. Тем временем все более распространенной становится практика FinOps — оптимизации бизнеса за счет повышения эффективности работы облачной инфраструктуры. О том, как меняется жизнь заказчика после внедрения практик FinOps, рассказал Павел Токарев, директор по технологиям и инновациям «Инферит Клаудмастер».

«Мы предлагаем бизнесу FinOps-аудит, рекомендации по оптимизации облачной и приватной инфраструктуры и настройку мультиоблачной отчетности»

CNews: Расскажите о новом направлении FinOps-консалтинга, которое запускает ваша компания. Какие задачи оно решает?

Павел Токарев: Более 80% компаний внедряют мультиоблачные решения, но чаще всего увеличение расходов на облачные сервисы превышает темпы роста бизнеса. В условиях ускоренной цифровой трансформации у бизнеса действительно возникают проблемы с управлением облаками. Основные сложности — непрозрачность затрат, трудоемкость анализа счетов от разных поставщиков и необходимость быстро оптимизировать инфраструктуру без ущерба для качества услуг.

И FinOps-консалтинг как раз помогает бизнесу справиться со всем перечисленным. У «Инферит Клаудмастер» большая экспертиза в этой области, и запуск новых сервисов дополнит наш продуктовый портфель, куда уже входит FinOps-платформа для управления облачными затратами. Мы готовы предложить заказчикам еще три FinOps-решения: FinOps-аудит, настройку мультиоблачной отчетности и подготовку рекомендаций по оптимизации облачной и приватной инфраструктуры.

Павел Токарев, «Инферит Клаудмастер»: Пробелов в практике управления облачными расходами бывает множество

Аудит начинается с проведения интервью с ИТ-специалистами, финансистами и представителями других отделов, отвечающих за облачную стратегию и использующих ресурсы инфраструктуры. Мы изучаем процессы планирования, закупок и распределения облачных ресурсов, а также анализируем затраты. Наша экспертиза поможет оценить уровень зрелости практики FinOps, выявить слабые места и определить пути улучшения качества работы с облаками. По итогам работы клиент получает детальный отчет с практическими рекомендациями.

CNews: Можете привести примеры так называемых слабых мест, которые не замечает клиент?

Павел Токарев: Пробелов в практике управления облачными расходами бывает множество. Например, если компания бессистемно использует теги (метки) для маркировки облачных ресурсов, сложно понять, для чего используется конкретный сервис. Что, как правило, является одной из причин необоснованных затрат. Или другой пример: удаление виртуального сервера (машины) не всегда приводит к удалению всех связанных с ним ресурсов, и клиент продолжает платить за ресурсы, которые ему не нужны. Подобные факты мы указываем в итоговом отчете: у пользователя перед глазами появляется четкий план действий и понимание, что можно оптимизировать в первую очередь.

«Инферит Клаудмастер» проводит аудит и для приватной облачной инфраструктуры заказчиков. В этом случае процесс сложнее и проблемы не всегда столь очевидны. Снова приведу пример. Если у клиента простаивает виртуальная машина с выделенным диском, это еще не так критично: емкость уже куплена. Но представим ситуацию, когда к концу года свободное место в системе хранения данных заканчивается, и приходится закупать новые мощности. Это непредвиденные инвестиции в САРЕХ: их можно было отложить, просто освободив место от ненужных виртуальных машин. С первого взгляда ситуация кажется вполне безобидной, но в будущем такое недальновидное планирование оборачивается ощутимыми тратами.

«Невозможно эффективно управлять процессом, не зная его ключевых метрик»

CNews: Как можно оценить эффективность FinOps-консалтинга для бизнеса?

Павел Токарев: Применение FinOps-практик сокращает расходы на облачные ресурсы на 10-30%. По нашему опыту, компании, внедрившие подход FinOps, уменьшают трудозатраты на управление облаком в среднем на 50-70%. Специалисты быстрее получают доступ к информации, которая нужна для принятия различных решений в отношении облака на самых разных уровнях. Мы ставим перед собой задачу сделать облачные расходы понятными, предсказуемыми и, самое главное, выгодными для бизнеса. Мы стремимся создать в компании такую «атмосферу», когда у всех сотрудников есть доступ к нужным данным, когда они принимают решения на основе аналитики и мотивированы на максимизацию полезности облачных сервисов для компании. Тогда облачные сервисы начинают работать на бизнес.

CNews: Вы уже упомянули мультиоблачную отчетность. В чем ее преимущества?

Павел Токарев: Составление отчетности — необходимый этап в любой управленческой работе, в том числе с облачной инфраструктурой. Невозможно эффективно управлять процессом, не зная его ключевых метрик. Мы убеждены, что «своя» FinOps-отчетность должна быть доступна всем, кто так или иначе связан с облаком. И такая отчетность не должна готовиться месяцами и потом быть «замороженной» на годы. Наша компания настроит комплексную систему анализа расходов на облако, учитывая потребности специалистов всех уровней — от разработчиков и DevOps-специалистов до топ-менеджеров и финансистов. Централизованный источник данных о расходах в облаке позволит принимать обоснованные решения и планировать бюджет эффективно. Это могут быть как регулярные «executive summary» или аналитические отчеты в формате PDF, так и динамические интерактивные дашборды на базе популярных BI-платформ.

CNews: А как должен выглядеть FinOps-отчет?

Павел Токарев: Грамотно составленный FinOps-отчет отвечает, как минимум, трем ключевым требованиям. Первое — это полный учет всех облачных ресурсов и, соответственно, всех связанных с ними расходов. То есть пользователю должно быть понятно, на какие ресурсы и сколько денег было потрачено за анализируемый период. Второе — распределение расходов. Каждую статью затрат необходимо привязать к конкретной бизнес-единице: продукту, проекту или департаменту, которые прямо или косвенно пользуются облачными сервисами и должны нести ответственность за соответствующие расходы. И, наконец, самое важное, один из принципов FinOps — регулярность и доступность. Все заинтересованные сотрудники должны своевременно получать всю информацию, необходимую именно им для принятия решений. One size fits all-подход — один отчет для всех — в FinOps не «работает». Но отчеты — это просто следствие, отражение FinOps-культуры в компании. Они прежде всего должны показывать то, над чем нужно работать.

CNews: Что представляет собой новая услуга по оптимизации? Чем она отличается от аудита?

Павел Токарев: Бывают ситуации, когда заказчик хочет разово проанализировать свою облачную инфраструктуру, определить точки роста и перспективы снижения затрат. В этом случае наша работа состоит из выявления расхождений между затратами на облака и реально необходимыми ресурсами. Мы ищем, что «греет воздух», какие объекты можно финансово оптимизировать без ущерба производительности и безопасности, сравниваем стоимость отдельных компонентов инфраструктуры у различных провайдеров, показываем потенциал экономии за счет ре-архитектурирования. Клиенту будет предоставлен детальный отчет с возможными путями сокращения расходов и рекомендациями по оптимизации. Мы также готовы предложить более выгодных провайдеров тех или иных сервисов

CNews: Кто занимается FinOps в компаниях-заказчиках? Внутренний специалист? Или вендор оказывает сопровождение?

Павел Токарев: В идеале, конечно, должен быть собственный FinOps-специалист или даже целая команда. У многих компаний, особенно небольших, эти функции берут на себя DevOps-инженеры, руководители ИТ, реже продуктовые менеджеры или финансисты. Крупным компаниям часто не обойтись без внешней помощи на ранних этапах — это может быть специализированный консалтинг вендора, провайдера или компании-эксперта в управлении облачными расходами вроде «Инферит Клаудмастер». На рынке пока мало экспертов, которые хорошо разбираются в этой сфере. В России культура FinOps только зарождается. Мы это понимаем и хотим свой опыт направить также на обучение и развитие FinOps-специалистов. В скором будущем будем развивать и этот вектор.

CNews: Какие еще новшества в сфере управления облачной инфраструктурой вы планируете запускать?

Павел Токарев: Сейчас мы нацелены на интеграцию наших FinOps-решений со всей экосистемой вендора. Например, уже идет работа по обеспечению совместимости платформы «Инферит Клаудмастер» с системой мониторинга и управления ИТ-активами «Инферит ИТМен». Это позволит делать еще более детальные отчеты об использовании как облачных, так и «наземных ресурсов», предоставляя клиентам подробные данные о затратах и перспективах оптимизации.

Рекламаerid:LjN8KFpSbРекламодатель: ООО Софтлайн платформыИНН/ОГРН: 7723418184/5157746055385Сайт: https://cloudmaster.ru/