Разделы

Бизнес

Расследование CNews: чем аукнется "дело Поносова"

CNews стал первым федеральным изданием, вынесшим "дело Поносова" на всеобщее обсуждение. Мы продолжаем раскрытие этой темы. Вслед за эксклюзивным интервью с Ольгой Дергуновой - собственное расследование CNews: попытка отыскать истоки и последствия "дела Поносова". Есть вероятность, что оно станет катализатором глобального изменения подхода к обучению компьютерной грамотности в целом.

Заметим, что требование признания вины не является специфическим условием, выставленным Microsoft. Статья 76 УК РФ говорит о примирении так: "Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред". Формулировка "лицо, совершившее преступление" не может относиться к невиновному человеку. Интересно также, что на допросе Александр Поносов "вину по предъявленному обвинению признал частично"; таким образом, выполнение условий может быть реальным.

Народ за директора

На сторону директора встали многие. Министерство образования Пермского края выделило Поносову защитника и будет оплачивать его услуги, а также передало школе деньги на приобретение ПО (вероятно, устранив создавшуюся "прореху" в бюджете на наглядные пособия).

Поддержали своего руководителя и ученики сепычевской школы. По сообщениям СМИ, группа школьников пикетировала заседание суда, требуя оправдать Александра Поносова.

Компьютерный класс сепычевской школы похож на большинство других
Компьютерный класс сепычевской школы похож на большинство других

Сторонники у обвиняемого нашлись не только в системе образования и не только среди пользователей российского интернета (которые массово возмущаются на форумах и в блогах). Так, "Роспечать" предложила в случае необходимости оплатить возмещение материального ущерба Microsoft (заметим, однако, что компания в данном случае не требовала возместить ей какой-либо ущерб).

Одним из первых с заявлением в поддержку директора выступило пермское движение "Анархо-экологическое сопротивление" (АЭС). Оно известно акциями протеста в защиту окружающей среды Пермского края; в частности, несколько лет продолжается конфликт между АЭС и компанией "Лукойл".

В защиту Александра Поносова выступили с открытым письмом к Microsoft Михаил Горбачёв и депутат Александр Лебедев.

Сам Президент России на пресс-конференции в Круглом зале Кремля 1 февраля неодобрительно отозвался о действиях обвинения. "Хватать и не пущать – это простое дело, а разобраться по существу - это всегда сложнее... вот так хватать человека, который купил там какой-то компьютер, и грозить ему тюрьмой – это чушь собачья", - сказал Владимир Путин.

Широкое общественное внимание позволяет надеяться на более объективное рассмотрение. Для примера можно вспомнить дело москвички Александры Иванниковой, которая, защищаясь от насильника, случайно убила его; именно общественный резонанс привел в конечном счете к прекращению судебного преследования.

Значит, нужно раскошеливаться?

Однако вне зависимости от исхода дела понятно, что средняя школа перестала быть "неприкасаемой" в вопросе об авторских правах на ПО. Ни мнение органов образования, ни даже радикальные акции анархистов не отменяют требований закона, который теперь будет применяться и в школе. Теперь нелицензионная программа на любом школьном компьютере может стать причиной серьезных проблем. Как минимум, это грозит немедленным запретом на использование компьютера (иногда могут и физически вынуть жесткие диски в качестве вещественных доказательств – в Сепыче их изымали, но лишь на некоторое время). Как максимум – уголовным преследованием.

"Пиратской вольнице" в школах приходит конец. И каждая копия должна быть, в терминах Microsoft, "подлинной".

Правда, платить полную стоимость ПО не потребуется. Руководитель департамента компании по работе с образовательными учреждениями Игорь Баландин сообщил: "Существует несколько программ лицензирования, которые позволяют учебным заведениям существенно снизить затраты, приобретая лицензионное программное обеспечение Microsoft. Условия их различны, и делая свой выбор, учебное заведение может ориентироваться на размер закупки, наиболее предпочтительную схему оплаты (единовременная или ежегодная), перспективы обновления программного обеспечения (т.е. нужна ли опция Software Assurance) и т.д.

Как правило, при больших закупках, учебные заведения выбирают между программой Academic Open и программой School Agreement. Именно последняя программа предоставляет возможность преподавателям – без дополнительной платы - устанавливать на домашних компьютерах любое настольное ПО, включенное в соглашение. Индивидуальные академические пользователи (преподаватели и сотрудники начальных, средних и высших учебных заведений, а также учащиеся и члены их семей) могут приобретать коробочные продукты – академическую версию или специальный выпуск для преподавателей и учащихся. Подробная информация о программах академического лицензирования Microsoft опубликована на сайте компании.

Открытая альтернатива

Однако несмотря на скидки приобретение лицензий на продукты Microsoft может стать существенной дополнительной нагрузкой на бюджеты органов образования.. Кроме того, не всем понравится сам факт – необходимо заплатить немалые суммы зарубежной корпорации, чтобы иметь возможность обучать российских детей.

Есть и еще одна проблема, до поры до времени не самая заметная, но потенциально весьма серьезная. В значительной части школ установлены старые компьютеры, на которых современные операционные системы Microsoft – такие, как Windows XP или даже Windows 2000 – использовать невозможно. На них установлена, как правило, система Windows 98, продажу и поддержку которой Microsoft официально прекратила. Приобрести лицензию на эту систему возможно – при некоторых вариантах покупки продуктов Microsoft разрешается использовать также и старые версии. Но отсутствие поддержки означает, что для Windows 98 не выпускаются обновления безопасности; при подключении к интернет компьютер с этой системой легко становится питомником для вирусов, "троянских коней" и прочих малоприятных программ.

Переход на открытое, свободно распространяемое ПО позволяет навсегда избавиться от затрат на лицензии как таковые и многие вспомнили об этом в связи с делом Александра Поносова. В частности, в обращении Анархо-Экологического Сопротивления сказано: "Продвинутые европейцы уже давно и принципиально перешли на альтернативное программное обеспечение с открытым кодом... все цивилизованные страны ведут разработку своего собственного программного обеспечения, чтобы не зависеть от американских священных монстров".

Министерство образования Пермского края действительно склоняется к такому переходу, хотя, конечно, опирается при этом не на мнение анархистов, а на экспертные заключения. Краевой министр образования Николай Карпушин заявил на пресс-конференции: "Путь простого закупа бизнес- и коммерческих программ у фирм-производителей, бизнес-подход - это не самый верный подход, потому что он очень дорогостоящий". Перспективным, по мнению министра, является свободный обмен программами, которые представляют собой "открытый источник, открытый научный ресурс".

Применение открытого ПО в образовании – достаточно распространенная в мире практика. Так, переход на Linux стал реальностью во многих школах ЕС и США. Существует множество успешно применяемых образовательных проектов (включая готовые пакеты, содержащие все нужное для школ ПО). Пермский министр сослался на британский Кингс-колледж и Институт информационных технологий Венского технического университета, где "используется только свободно распространяемое программное обеспечение".

Успешный опыт такого решения есть и практически рядом с Сепычем – в Центре детского творчества города Оханск (Оханский район Пермского края граничит с Верещагинским). Сергей Сибиряков, педагог дополнительного образования в этом центре, сообщил CNews, что выбор в пользу Linux был сделан недавно – в сентябре 2006 года; идея зрела и раньше, но именно прокурорская проверка в Сепыче стала "последней соломинкой, сломавшей верблюда". Несмотря на отсутствие специалистов, некоторые успехи в изучении Linux уже налицо.

Такое решение не только позволило обойтись без приобретения лицензий (бюджет на которые отсутствует), но и дало возможность полноценно изучать современные интернет-технологии. К сожалению, Центр детского творчества не подключен к интернету – нет средств даже на модемное соединение; но на всех ученических компьютерах работает та же система, что и на крупнейших интернет-серверах. Правда, хотелось бы также использовать и Windows в качестве дополнительной системы, чтобы дать ученикам более широкие знания; компания Microsoft выслала оханскому Центру детского творчества несколько бесплатных копий Windows 2000 в рамках программы "Новая жизнь компьютера".

По примеру оханского Центра детского творчества использовать Linux начала и острожская средняя школа, расположенная в Оханском районе.