Разделы

Бизнес Законодательство Интернет E-commerce Веб-сервисы

Иностранным интернет-магазинам в России грозит массовая блокировка. В опасности даже любимые россиянами сервисы

Новый законопроект позволит блокировать массово иностранные маркетплейсы. Их будут добавлять в реестр цифровых платформ и «банить» за несоблюдение закона о платформенной экономике, который будет принят в скором будущем. Популярность площадок в России не будет щадящим обстоятельством – заблокировать могут даже востребованные у россиян сервисы.

«Черный список» как угроза

Список заблокированных в России сайтов в очень скором будущем могут пополнить популярные в стране маркетплейсы, пишет Forbes. Это вытекает из финальной версии законопроекта о регулировании посреднических цифровых платформ, который будет распространяться на них в случае внесения их в реестр цифровых платформ.

Если они попадут в этот реестр, им автоматически будет вменена обязанность соблюдения требованиям закона о цифровой экономике который может быть принят в самом скором будущем. Отказ от выполнения этой обязанности грозит санкциям по «закону о приземлении» иностранных платформ, (236-ФЗ о деятельности иностранных лиц в интернете), среди которых есть и внесение сайта в «черный список» Роскомназора, то есть блокировка по всей стране.

О наличии подобных требований в итоговой версии законопроекта сообщили сразу три источника – два приближенные к Правительству России собеседника Forbes и представитель аппарата вице-премьера — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко.

Документ есть, осталось подписать

Законопроект о регулировании цифровых платформ это детище российского Минэкономразвития. Над ним ведомство трудилось под непосредственным кураторством Дмитрия Григоренко делает акцент Forbes.

Возможность избежать блокировки иностранным магазинам предоставят

Действие документа распространяется далеко не только на иностранные маркетплейсы, а в целом на все торговые площадки, работающие в России, включая «Яндекс Маркет», Wildberries и Ozon. Более того, под его действие будут подпадать и сервисы заказа товаров и услуг, будь то такси, доставка еды и пр.

«Цель законопроекта – защитить права и интересы граждан. Речь не только о покупателях, но и о продавцах, владельцах пунктов выдачи заказов и других участников платформенной экономики», – заявил Дмитрий Григоренко (цитата по Forbes).

К моменту выхода материала документ оставался законопроектом – чтобы вступить в силу, ему потребуется пройти три чтения в Госдуме и рассмотрение в Совете Федерации, а также получить подпись главы государства. Все это еще впереди, а пока что он получил лишь одобрение правкомиссии по законопроектной деятельности – это произошло 30 июня 2025 г., сообщили Forbes источники, приближенные к этой правкомиссии.

На маркетплейс по паспорту

Финальная версия законопроекта вобрала в себя немало пунктов, вызывавших ранее вопросы во время его разработки. Например, если на этапах рассмотрения в него не будут внесены изменения, то после вступления его в силу продавцы будут обязаны авторизовываться на маркетплейсах посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) или госреестров,

Помимо этого, документ предписывает создание в страны системы досудебного разрешения споров. У продавцов будет возможность обжаловать решение и действия платформ электронной коммерции в электронной форме, а сами платформы должны будут рассматривать обращения продавцов в течение 15 дней и удовлетворять требование продавца (в случае его обоснованности) в течение 48 часов.

Также законопроект предписывает создание реестра посреднических цифровых платформ (ПЦП). В этот реестр будут входить только платформы, которые будут в точности соответствовать пока не существующим требованиям по аудиторным показателям. Эти требования будут отдельно определены Правительством России.

Потому что перед законом все равны

Глава департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин объяснил Forbes, почему было решено подвести по действие закона не только российские сервисы электронной коммерции, но также и иностранные. По его словам, это было сделано с целью «создания равных конкурентных условий с российскими платформами, а также единства требований к защите интересов покупателей и продавцов товаров (заказчиков и исполнителей услуг)»

Волошин подчеркнул, что иностранные платформы будут включены в реестр ПЦП при выполнении соответствующих требований. В их число, по его словам, войдет и количество пользователей.

А если они окажутся в этом реестре, они будут обязаны соблюдать требования «закона о приземлении», подчеркнул Волошин. Иными словами, им потребуется организовать в России свой филиал или представительство, а также добавить на свой сайт форму для обращений российских граждан и организаций и пр.

Геннадий Ефремов