Обозрение

Рынок СЭД 2009

Обозрение подготовлено

версия для печати
Инфраструктурные вендоры против чистых ЕСМ

Инфраструктурные вендоры против "чистых" ЕСМ

Изменения, происходящие в последние годы на рынке систем управления контентом, обусловлены консолидационными процессами. Их инициируют наиболее крупные игроки, стремящиеся за счет слияний и поглощений увеличить свои рыночные доли. При этом формируется своего рода два "лагеря" поставщиков ЕСМ – "чистых" и инфраструктурных вендоров. Последним уже удалось сравнительно быстро и заметно потеснить первых.

На мировом рынке ЕСМ постепенно сложилась ситуация двух полюсов. С одной стороны, здесь присутствуют так называемые "чистые" поставщики, специализирующиеся именно на системах управления контентом. С другой стороны, все сильнее становятся позиции так называемых инфраструктурных вендоров - IBM, Microsoft, Oracle. Такой расклад вполне закономерен в условиях, когда рынок требует все больше внимания к обработке не только структурированных, но и неструктурированных данных, и в целом – к управлению жизненным циклом информации (которая, собственно, и есть неотъемлемый компонент ИТ-инфраструктуры).

Свою маркетинговую активность на этом поле инфраструктурные гиганты поддерживают грамотными покупками – речь идет о поглощении "чистых" поставщиков ЕСМ. Так, IBM, и ранее продвигавшая продукты в сфере управления контентом (например, DB2 и Lotus), приобрела FileNet (и увеличила свою рыночную долю с 17% до 26%, по оценкам Gartner). Oracle, в свою очередь, купил Stellent. Впрочем, той же стратегии придерживаются и особо мощные игроки противоположного "лагеря" - Open Text с приобретением Hummingbird увеличил свою долю рынка с 12% в 2005 г. до 20% в 2006 г. (данные Gartner). В целом, по оценкам аналитиков (и Gartner, и Forrester) более 50% рынка систем управления контентом уже несколько лет приходится на трех игроков - Open Text, IBM и EMC.

Динамика рыночных долей игроков в секторе ECM, 2005-2006 гг.

Источник: Gartner, 2007

Все крупные игроки рынка ЕСМ присутствуют в нескольких регионах – в Северной Америке, Европе и Юго-восточной Азии.

Лидеры мирового рынка ЕСМ

Источник: Gartner, 2007 г.

Четыре лидера базируются в США, и, соответственно, наибольшая доля оборота приходится на Северную Америку. На втором месте по выручке - Европа, на третьем – страны Азии.

Стратегии продвижения

Для поддержания конкурентоспособности на рынке систем управления контентом компаниям необходимо обеспечивать широкий диапазон предлагаемых решений. Собственно, этой стратегии и придерживаются все крупнейшие игроки. Различия начинаются на уровне подходов к достижению цели. Скажем, EMC и Oracle разрабатывают собственные многофункциональные платформы и связующее программное обеспечение, а IBM и Open Text фокусируются на вертикализации решений. Последняя опирается в своей платформе LiveLink на принципы СОА, стремясь обеспечить упрощенную интеграцию продуктов.

Предложение ЕCM на мировом рынке

  EMC IBM Open Text Oracle EVER Team
Управление информационными материалами и объектами С С С С С
Управление web контентом С С С С Н
Управление цифровыми архивами С С С П С
Захват изображений С С С С Н
Управление документами С С С С С
Интеграция контента С С П С С
Совместная работа С С С С Н

Примечание:С – предоставляет продукты самостоятельно
П – предоставляет продукты через партнеров
Н – продукты не предоставляются

Источник: CNA, 2008

В рамках разработки и продвижения своих решений поставщики ЕСМ поддерживают партнерские отношения с крупными вендорами корпоративного ПО. Это необходимый шаг для расширения возможностей систем, упрощения их внедрения– как раз на базе наиболее распространенных платформ. Так, EMC разрабатывает решения под продукты SAP, Adobe, Microsoft, или Open Text - под Microsoft, Oracle и SAP. Собственно, возможность интеграции ЕМС с ПО от Oracle или SAP становится чуть ли не условием выживания на рынке. Как раз отсутствие подобных партнерских взаимоотношений вкупе с неверным позиционированием называли основной проблемой FileNet до поглощения.

Параллельно вендоры развивают партнерские программы, направленные на распространение систем на рынке. В рамках этих инициатив партнерам предлагается обучение, документация и материалы для презентации, маркетинговая и техническая поддержка. Партнерами в данном случае выступают компании, занимающиеся перепродажей существующих систем; внедряющие их  "под ключ" и/или разрабатывающие собственные решения на их базе по специфическим требованиям заказчиков. Как правило, именно через партнерские сети начинается выход на новые региональные рынки.

Предложение ЕСМ для вертикальных рынков

Сектор EMC IBM Open Text Oracle
Коммуникации        
Финансы        
Госсектор        
Здравоохранение        
Дискретное производство        
Непрерывное производство        
Услуги         

Источник: Gartner, CNА, 2008

Все более актуальной становится и на этом рынке разработка систем, сфокусированных на заказчиков из различных индустрий. Правда, курс на вертикализацию берут преимущественно крупные игроки. Относительно небольшие, "чистые" разработчики ЕСМ, как правило, не предлагают подобных решений.

Анатолий Кравченко

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS